Доклад на темуПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Коммуникативная компетенция - это обобщающее свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения. В современном мире человек должен быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов в семье, в коллективе. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно - компетентной личности. Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой, опыт межличностного общения. И приобретения эти осуществляются на уроках русского языка и литературного чтения уже в начальной школе. Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих: коммуникативная способность, коммуникативное знание, коммуникативные умения. Коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой. Коммуникативное знание - к этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учеников ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса. Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи. Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов. Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи. Например, при работе над сказкой С. Аксакова "Аленький цветочек" детям можно предложить представить себя этим волшебным цветком и рассказать «о себе». Также дети учатся определять основную идею сказки «Аленький цветочек», стараются сформулировать авторский замысел: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души - все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут...Можно обратить внимание на эпиграф к сказке - «О любви громко не говорят». Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может прийти к каждому. Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать: игровые приёмы, например, если мы говорим о сказке С. Аксакова «Аленький цветочек», то возможно проведение литературно - познавательной игры «Красавица и чудовище», где детям предоставляется возможность показать свои знания по данной сказке и получить подарки; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: 1«.Рассказ от первого лица»: рассказ от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец; 2.«Комплимент»: сказать комплимент сказочному литературному герою; 3.«Сказка в заданном ключе»: введение в название сказки нового объекта, например «Аленький цветочек и злой колдун » и сочинить новую сказку; 4. «Изменение сказочной развязки»: придумать другое окончание сказки, рассказа. Целесообразно начинать знакомство детей со сказкой с подробного комментированного чтения текста, далее выводить их на решение проблемных вопросов, т.к. именно проблемные вопросы способствуют активному включению детей в процесс общения. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев). Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их.

Литература:

  1. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.

  2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: festival.1september.ru/articles/565631/.

© 2010-2022