План-конспект урока во 2 классе по окружающему миру «Какие бывают животные?»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Головина Е.А., учитель начальных классов МОУ Тюковской ООШ

Урок по окружающему миру во 2 классе.

( Программа А.А. Плешакова)

Тема: Какие бывают животные?

Цель: расширить представления учащихся о животных.

Задачи:

  • обобщить знания детей о животных, о группах животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;

  • закрепить знания детей о признаках животных разных групп;

  • познакомить с группами : земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп;

  • развивать умение самостоятельно работать с учебником, находить основные сведения;

  • воспитывать интерес к жизни животных, бережное отношение к природе.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Для учащихся: учебник для 2 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова, таблицы, тексты для исследовательской работы, рабочие листы, иллюстративный материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания по теме: «Какие бывают растения?»

  3. Сообщение темы цели урока.

Слайд 2. (смена загадок по щелчку)

- Разгадайте кроссворд.

1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

(Жук) 2. В птичник повадится -Жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

(Лиса) 3. Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

(Медведь)

4. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.

(Сом)

5. Пушистый матрос, лопаточкой нос.

На ножках коротеньких - красные ботики.

(Утка)

6. Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

7. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(Мышь)

8. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Олень)

- Какое слово открылось в выделенных клетках? (животные)

- Ребята, о ком мы будем говорить на уроке? (о животных)

- Сегодня мы будем говорить о животных и о том, какие они бывают.

IV. Работа по теме урока.

- В прошлом году мы познакомились с несколькими группами животных. Перечислите их. (насекомые, рыбы, птицы, звери)

Слайд 3.

- Посмотрите на фотографии животных. Назовите их.

- К какой группе относят этих животных? (насекомые)

- Назовите отличительные признаки насекомых. (шесть ног)

Слайд 4.

- Назовите группу изображенных животных. (рыбы)

- Чем рыбы отличаются от других животных? (живут в воде, тело покрыто чешуей)

- Какие рабы вам известны?

Слайд 5.

- К какой группе относятся животные на фотографиях?

(птицы)

- По каким признакам вы определили принадлежность этих животных к группе «Птицы»? (тело покрыто перьями)

- Какие из этих птиц вам известны?

- Какие птицы встречаются в нашей местности?

Слайд 6.

- Перечислите изображенных животных. Назовите группу, к которой они относятся. (звери)

- Какое еще название этой группы вам известно? (млекопитающие)

- Почему их так называют? В чем главное отличие зверей от других животных? (их тело покрыто шерстью, выкармливают детенышей молоком, четыре конечности)

Слайд 7.

- Перечислим еще раз известные группы животных. (насекомые, рыбы, птицы, звери)

V. Физминутка.

VI. Ознакомление с новым материалом.

  1. - Сегодня мы познакомимся еще с двумя группами.

Слайд 7 (по щелчку всплывают названия групп - земноводные, пресмыкающиеся)

- Прочитайте названия групп .

- Как вы думаете, почему они получили такое название?

- Как думаете, какие животные относятся к группе земноводные? А какие - к группе пресмыкающиеся?

-Какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся?

(предположения детей записываю на доску)

- Итак, предположений много, но все ли они верны? Нам предстоит в ходе исследования подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Вопрос на доске: Каковы отличительные признаки земноводных и пресмыкающихся ?

2. Исследование в малых группах.

Каждой группе предлагается:

  • Тексты;

  • Рабочие листы

  • Иллюстративный материал

Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся.

1 группа.

Происхождение земноводных.

- Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель - «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в во­де. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря - легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут ик­ру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Рабочий лист.

  1. Мы узнали, что это животное так называется потому, что_________

  2. При размножении земноводные _________

  3. Чем питаются земноводные?

2 группа.

Чем покрыто тело у земноводных? - Кожа у них тонкая и влажная. Перио­дически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом мес­те, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед. Рабочий лист.

  1. Чем покрыто тело у земноводных?
  2. Назовите представителей земноводных.
  3. Почему лягушке надо смачивать кожу?
  4. Какую роль играет кожа для лягушек?

3 группа. Пресмыкающиеся

- Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

Рабочий лист.

  1. Место обитания пресмыкающихся.

  2. Особенности размножения.

  3. Кожа покрыта___________

3. Обмен информацией о земноводных.

Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках земноводных. По ходу учитель демонстрирует слайды.

Слайд 8 (переход по щелчку).

- Кто относится к земноводным? (жабы, лягушки, тритон)

- Какие признаки присущи земноводным и только им, а какие присущи и другим животным?( земноводные как и рыбы могут жить в воде, мечут икру, хорошо плавают, но в отличии от рыб земноводные дышат не жабрами , а легкими. Поэтому они не могут находиться в воде постоянно. Вместо плавников у них 4 лапки с перепонками между пальцев. Их тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)

Слайд 9.

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, какие отличительные признаки присущи только земноводным? (тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)

- Следующая группа животных - пресмыкающиеся или, как их еще называют рептилии.

4. Организация информации о пресмыкающихся.

Представление информации группы детей.

Слайд 10 (переход по щелчку).

- Посмотрите, кто относится к этой группе? (черепахи, крокодилы, ящерицы, хамелеоны)

-Какие признаки присущи пресмыкающимся и только им, а какие присущи и другим животным? ( пресмыкающиеся несут яйца, но не высиживают их как птицы, могут жить в воде , на суше, под землей, 4 конечности, ползают, кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)

Слайд 11. (переход по гиперссылке)

- Что же отличает пресмыкающихся от других животных? (кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)

VII.Сообщения учащихся.

Подготовленные ученики коротко рассказывают о некоторых представителях группы.

Слайд 10 (переход назад по гиперссылке, смена фотографий рептилий по щелчку - змея) Ученик 1.Температура тела у змеи зависит от температуры воздуха. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыс­нув в жертву яд. Яд - видоизмененная слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу. Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками, сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают. - К группе пресмыкающихся относятся ящерицы. Самые большие из них - вараны. Существуют безногие ящерицы. Самой удивительной ящерицей является хамелеон. Слайд 10 (по щелчку фото - хамелеон ) Ученик 2. Это удивительная ящерица. Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой - назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут ви­сеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстре­ливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперед. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать неви­димым для своей жертвы.

- И еще одна рептилия, о которой вам расскажут, это - крокодил. Слайд 10 (по щелчку фото - крокодил) Ученик 3. Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой кро­кодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, и крокодилы на­брасываются на них из воды. Могут поймать животное, которое переплывает реку. Лежат крокодилы тихо, из воды видны только глаза. Схватив жертву, крокодил уносит ее под воду и топит.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Слайд 12.

- Заполните таблицу с помощью учебника. (Дети заполняют таблицу )

Название группы

Отличительные признаки

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Земноводные

Пресмыкающиеся (рептилии)

IX. Проверка работы.

Слайд 13 (по щелчку появляются отличительные признаки групп)

X. Итог урока.

Слайд 14.

  1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?

  2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?

  3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.

  4. Назовите представителей этих групп.

  5. Что вам понравилось и запомнилось на уроке больше всего?

XI. Дом. задание. с.50-53 читать, знать отличительные признаки групп.

Подготовить небольшой рассказ о понравившемся животном, рисунок или фото

Литература:

  1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 2 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2007

  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. / Сост. П.Р. Ляхов; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

© 2010-2022