Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по предмету


ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

4 класс




Учитель: Красильникова Елена Николаевна

Категория: первая квалификационная категория




















Пояснительная записка

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089; - Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012г. №69. О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089; - Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012г. №74. О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03 2004г. №1312; - учебный план МБОУ «ЗСОШ№2» Заинского муниципального района РТ на 2014-2015 учебный год; - программы общеобразовательных учреждений А.Я.Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», 4-5 кл, М.: Просвещение, 2012

Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ «Начальное общее образование» изучается в 4-м классе. Программа рассчитана на 34 уч. ч. для обязательного изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - 1 час в неделю. Родителями учащихся для изучения был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур» (протокол родительского собрания № __) Данный учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров.Основы религиозных культур народов России, 4 класс. М.: Русское слово, 2011 А.Н.Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин, Основы религиозных культур народов России, 5 класс, М.: Русское слово, 2012

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному

самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: - знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.





















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.


Система оценивания планируемых результатов
Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ориентирована на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по данному курсу - уроки безотметочные; объектом оценивания становится нравственная и культурологическая способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что контроль по усвоению знаний учащимися не осуществляется. Для оперативного контроля знаний и умений учащихся по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в МБОУ «ЗСОШ№2» предусмотрена форма представления творческих проектов учащихся в конце I и в конце II полугодий. Кроме того, обязательны такие подходы к оцениванию, как вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам деятельности учащихся.




Содержание учебного предмета


«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

(34ч.)

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Россия - наша Родина. Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России (28 часов) Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
*Блок 3 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.





























УЧЕБНО-тематическое планирование



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов для изучения

Виды контроля


1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России

28

Представление творческих проектов

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

Представление творческих проектов


Итого:

34

2
































Литература для учителя и учащихся


- Сахаров А.Н, Кочегаров К.А. «Основы религиозных культур народов России» 4 класс. М.: Русское слово.2011 - А.Н.Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин, Основы религиозных культур народов России, 5 класс, М.: Русское слово, 2012 - Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для учителей общеобразовательных учреждений под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. - А.Я.Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики», 4-5 кл, М.: Просвещение, 2012 - Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.
Интернет-ресурсы - Специализированный портал orkce.ru, - Федеральный центр информационно-образовательных - htt://fcior.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных - htt://school - collection.edu.ru - Электронная гуманитарная библиотека - gumfak.ru - Государственный музей истории религии gmir.ru

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» (34ч)


№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт (примечания)


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

1

Россия - наша Родина

1

Знакомство с особенностями изучения нового предмета, беседа

Осознание мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий.

Понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.


Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России (28 ч.)

2-3

Культура и религия (теория)

Культура и религия (практич. работа)

2

Работа с учебником, беседа

Знать понятия «культура» и «религия», осознавать их тесную взаимосвязь.

Иметь первоначальные представления о религиозной культуре и ее роли в истории и современной жизни.

4

Возникновение религий. Древнейшие верования.

1

Работа с учебником, дополнительным материалом, беседа

Знать историю возникновения религии и особенности древнейших верований.

Признавать возможность существования различных точек зрения, право каждого иметь свою собственную.

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

Выступление учащихся с сообщениям на тему «Религии мира и их основатели»

Ознакомление с основами разных религиозных традиций.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его.

6

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

1

Работа с дополнит. материалом,

беседа

Знать историю появления священных писаний, общее содержание и основное назначение.

Уметь сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать.

7

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

Работа с учебником, просмотр м/м презентаций

8

Хранители предания в религиях мира

1

Работа с учебником и доп. материалом

Знать понятия: жрец, апостол, епископ, священник, иерархия, имам, лама, раввин.

Уметь вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его.

9

Человек в религиозных традициях мира

1

Работа с доп. материалом, беседа

Понимать, что значит быть религиозным человеком.

Уметь устанавливать взаимосвязь между религ-ной культурой и поведением людей.

10-11

Священные сооружения

Священные сооружения нашего города

2

Просмотр м/м презентаций

Ознакомление с общим описанием (внешний вид, устройство, особенности архитектуры, назначение) священных сооружений: синагога, церковь, алтарь, икона, фреска, мечеть, минарет, ступа, пагода; священные сооружении нашего города.

12-13

Искусство в религиозной культуре. Христианство. Ислам.

Искусство в религиозной культуре. Буддизм. Иудаизм.

2

Работа с учебником, просмотр м/м презентаций, беседа

Знать понятия: икона, каллиграфия, арабески, семисвечник; способы изображения Будды.

Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.

14




Творческие работы учащихся.

1

Выступление учащихся с минипректами «Религиозные традиции в жизни людей и общества»

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения предложенных заданий, анализировать и представлять найденную информацию; излагать свое мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей и общества.


15

«Религиозные традиции в жизни людей и общества» - подведение итогов

1

Беседа, анализ творческих работ и сообщений.

Уметь делать собственные выводы, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

16

Добро и зло. Возникновение зла в мире.

1

Работа с доп. материалом, беседа, сообщение на тему «Из истории представлений человека о добре и зле»;

Сочинение «Что такое, добро и зло»

Понимать: «добро, зло»; «грех, грехопадение»;

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

17

Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

18

Религии России: христианство, ислам.

1

Работа с учебником, беседа

Иметь первоначальные представления о развитии четырех традиционных религиозных культур в истории России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Уметь сравнивать, анализировать, и обобщать.

19

Религии России: иудаизм, буддизм

1

20

Религиозные ритуалы

1

Работа с учебником, дополнительным материалом, беседа, выступления учащихся «Религиозные обычаи и ритуалы у разных народов»

Знать понятия: «обычай», «обряд», «ритуал»; историю и особенности религиозных обрядов народов России.

Уметь приводить примеры, сравнивать, анализировать; устанавливать причинно-следственные связи.

21

Религиозные обычаи и обряды

1

22

Религиозные ритуалы в искусстве

1

23

Религия и мораль

1

Работа с учебником, дополнительным материалом, дискуссия.

Понимать взаимосвязь понятий «религия», «мораль», «нравственность».

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.

24

Нравственные заповеди в религиях мира

1

25

Календари религий мира.

1

Беседа, работа с учебником, просмотр м/м презентации

Знать историю и особенности проведения основных религиозных праздников народов России; определенные даты их празднования (соотношение с религиозными календарями отдельных народов).

Уметь рассуждать, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

26

Праздники в религиях мира.

1

27

Семья. Семейные ценности.

1

Беседа, работа с дополнительным материалом

Уметь определять роль семьи в жизни человека и общества; главные семейные ценности с точки зрения разных религиозных культур

28

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

Беседа, дискуссия

Понимать, что каждый человек - творец собственного счастья; ответственность, чувство, долга, желание учиться и трудиться - главные качества духовно- нравственной, успешной личности.

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

29

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

Работа с учебником, дополнит. материалом.

В процессе беседы, диалога учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Уметь приводить примеры проявления милосердия, взаимопомощи с позиции разных религиозных культур.

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.)

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Просмотр худ. Фильма, беседа

Развитие чувства патриотизма; понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

31

Подготовка творческих проектов

1

Знакомятся с планом разработки творческих проектов.

Повторение и обобщение изученного материала

Повторение и обобщение изученного материала

32-34

Презентация творческих проектов:

3

Выступление уч-ся с творческими работами:

- «Как я пониманию православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Значение религии в жизни человека»…

- «Мое отношение к миру», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина»…

- «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»




© 2010-2022