Открытый урок Произведения Л. Н. Толстого 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения


Тип урока: ОБОБЩЕНИЕ материала

Тема урока: ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. Н. Толстого

Материал: Рассказы, былины, были, и сказки Л. Н. Толстого

Цель урока: 1. Отрабатывать навыки развития монологической речи.

  1. Расширять читательский опыт детей.
  2. Развивать читательские умения, используя такие виды работы:

а) аналитическое чтение (анализ сюжета),

б) выборочное чтение,

в) просмотровое чтение.

4. Формировать специальные читательские умения: правильно

называть произведения (автор плюс заголовок), тему и жанр произведения.

5. Обогащать речь учащихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять словарный запас учащихся.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, пробуждать любовь к родной природе.

7. Учить понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении.

Литература: Учебник по литературному чтению 3 класс, часть I.

Тетрадь по литературному чтению, часть I.

Книги с произведениями Л. Н. Толстого.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, кроссворд, выставка книг Л. Н. Толстого.

1.Организационный момент.

Минута быстрого чтения……

Чтение шопотом……

2.Актуализация знаний.

- Ребята в гостях у нас сегодня фея, которая приготовила для вас послание……..

- Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём.( послание зачитывается 1 уч-ся):

Дорогие ребята!

Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к голосу своего сердца. Взгляните на себя со стороны. Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть? Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?

- Да, трудную задачу поставил перед нами фея… Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

-А главную проблему урока я сформулировала …Запись на доске

"Чуткому сердцу откроются тайны"…

- Кому принадлежат эти слова?

(Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)

Портрет писателя (слайд2)

Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

-Как вы понимаете это выражение?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

(Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

-Читая и анализируя его произведения, мы еще раз в этом убедимся сегодня.

-Что известно современным читателям о писателе?

Ход урока

I. Слайд 1.


Организация начала урока.

Символом урока будет лебедь, олицетворяющий верность, любовь, грациозность, красоту, чистоту, гармонию. Для того, чтобы ваша речь была гармонична, она должна быть выразительной и в этом вам поможет следующее упражнение.

II. Речевая разминка.

Слайд 3.

Прочитать скороговорку: «У лебедя с лебёдушкой трое лебедят»:

а) быстро

б) с интонацией восхищения

в) с интонацией нежной любви

Работа с рисунками - иллюстрациями к произведениям.

-Мы нарисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Распределим их по жанрам. (на доске)

Басни: «Белка и волк»

Сказки: «Два брата», «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка»

Художественные рассказы: «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок»

Научно-познавательные рассказы: «Зайцы»

Былины: «Как боролся русский богатырь»

-Чем отличаются жанры произведений?

-Продолжите: «Басня - это…», и т.д.

Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит нравоучение - мораль.

Сказка - произведение с фантастическим вымыслом. Бывают бытовые, волшебные. о животных.

Рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные.

Быль - произведение, рассказывающее о реальном событии.

Былина - произведение русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.

III. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальная работа у доски. Давайте проверим, насколько глубоки ваши знания о творчестве Л.Н.Толстого?

Первый ученик. Задание. Установить соответствие. Какие модели книг соответствуют произведениям Л.Н.Толстого?

Открытый урок Произведения Л. Н. Толстого 3 классОткрытый урок Произведения Л. Н. Толстого 3 классОткрытый урок Произведения Л. Н. Толстого 3 классОткрытый урок Произведения Л. Н. Толстого 3 класс

Второй ученик. Задание. Восстановить правильное следование разделов плана сказки Л.Н.Толстого «Два брата».


Дружная

жизнь

братьев

Счастливая

жизнь

братьев

Помощь

сестре

Забота

братьев

друг о друге

2. Слайд 4.

Прочитать пословицы: «Где лад-там и клад», «Волка ноги кормят», «Как аукнется, так и откликнется», «Злость сердце жжёт, доброта - греет», «Тьма света не любит, злой доброго не терпит».

Процитировать пословицы, соответствующие басне Л.Н.Толстого «Белка и Волк».

3. Слайд 5.

Озвучить иллюстрации к басне. (Пересказ басни по ролям).

4. Проверка индивидуальной работы учащихся у доски. Назвать произведения, соответствующие моделям обложек книг Л.Н.Толстого.

5. Работа с выставкой книг.

Слайд 7.

Если не ответили…………..

Почему эти рассказы художественные?

Как называются рассказы в основе которых лежат научные и достоверные факты?

IV. Работа в группах, задания для групп в приложении

Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности.

5. Найдите и прочитайте ответы на вопросы:

а) какие бывают зайцы?

б) кто представляет опасность для зайцев?

в) какие следы оставляет заяц ночью, утром, днём?

г) почему заяц путает следы?

Что интересного вы узнали о зайцах?

ВЫВОД;

XI. Рефлексия. - Л.Н.Толстой своему внуку такие советы: (слайд17 )

"Уроки жизни":

Делай по возможности всё сам, не будь "барином".

Не будь назойлив.

Будь внимательным.

Не надо жадничать.

Не нервничай, держи себя в руках.

Будь твёрд и стоек.

В игре, в спорте, в труде - будь разумен.

Будь организованным.

Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

Имей собственное мнение.

-Подходят ли эти «Уроки жизни» для нас, современных читателей?

8.Рефлексия.

-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне хочется, чтобы вы проанализировали свои собственные мысли и поступки

- На партах каждого из вас лежат листочки, попытайтесь быть честными с самим собой, напишите около чёрных чёрточек те поступки и тёмные мысли, которые бы вы хотели оставить в старом году. Будьте уверены, если вы честно и правдиво подойдёте к оценке себя, то Дед мороз обязательно услышит о поможет вам стать лучше ( уч-ся под музыку заполняют карточку)

- Ребята, сложите ваши листочки так, чтобы никто не видел, что вы написали и давайте поместим их сюда. У некоторых народов в древности было поверье: если ты хочешь, чтобы с тобой чего-то никогда не повторилось, сожги вещь, предмет, который напоминает тебе об этом, а пепел разбросай по ветру. Вот и мы сейчас совершим это таинство. ( Всё сжигается)

Оставим за порогом тёмные мысли, дурные поступки и тогда Новый год, год обязательно принесёт вам удачу и счастье.

-Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению. И на память об этом уроке я хочу подарить вам эти сердечки (слайд 1У каждого из вас на столе лежит картинка с изображением лебедя. Что олицетворяет эта грациозная птица? Если после знакомства с произведениями Л.Н.Толстого вы почувствовали себя добрее, пусть ваш лебедь расправит крылья.

Слайд 16.Показ своей версии продолжения рассказа.

.

© 2010-2022