- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок Произведения Л. Н. Толстого 3 класс
Открытый урок Произведения Л. Н. Толстого 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Малахова О.Ю. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок чтения
Тип урока: ОБОБЩЕНИЕ материала
Тема урока: ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. Н. Толстого
Материал: Рассказы, былины, были, и сказки Л. Н. Толстого
Цель урока: 1. Отрабатывать навыки развития монологической речи.
- Расширять читательский опыт детей.
-
Развивать читательские умения, используя такие виды работы:
а) аналитическое чтение (анализ сюжета),
б) выборочное чтение,
в) просмотровое чтение.
4. Формировать специальные читательские умения: правильно
называть произведения (автор плюс заголовок), тему и жанр произведения.
5. Обогащать речь учащихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять словарный запас учащихся.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, пробуждать любовь к родной природе.
7. Учить понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении.
Литература: Учебник по литературному чтению 3 класс, часть I.
Тетрадь по литературному чтению, часть I.
Книги с произведениями Л. Н. Толстого.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, кроссворд, выставка книг Л. Н. Толстого.
1.Организационный момент.
Минута быстрого чтения……
Чтение шопотом……
2.Актуализация знаний.
- Ребята в гостях у нас сегодня фея, которая приготовила для вас послание……..
- Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём.( послание зачитывается 1 уч-ся):
Дорогие ребята!
Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к голосу своего сердца. Взгляните на себя со стороны. Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть? Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?
- Да, трудную задачу поставил перед нами фея… Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.
-А главную проблему урока я сформулировала …Запись на доске
"Чуткому сердцу откроются тайны"…
- Кому принадлежат эти слова?
(Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)
Портрет писателя (слайд2)
Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
-Как вы понимаете это выражение?
(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
(Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)
-Читая и анализируя его произведения, мы еще раз в этом убедимся сегодня.
-Что известно современным читателям о писателе?
Ход урока
I. Слайд 1.
Организация начала урока.
Символом урока будет лебедь, олицетворяющий верность, любовь, грациозность, красоту, чистоту, гармонию. Для того, чтобы ваша речь была гармонична, она должна быть выразительной и в этом вам поможет следующее упражнение.
II. Речевая разминка.
Слайд 3.
Прочитать скороговорку: «У лебедя с лебёдушкой трое лебедят»:
а) быстро
б) с интонацией восхищения
в) с интонацией нежной любви
Работа с рисунками - иллюстрациями к произведениям.
-Мы нарисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Распределим их по жанрам. (на доске)
Басни: «Белка и волк»
Сказки: «Два брата», «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка»
Художественные рассказы: «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок»
Научно-познавательные рассказы: «Зайцы»
Былины: «Как боролся русский богатырь»
-Чем отличаются жанры произведений?
-Продолжите: «Басня - это…», и т.д.
Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит нравоучение - мораль.
Сказка - произведение с фантастическим вымыслом. Бывают бытовые, волшебные. о животных.
Рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные.
Быль - произведение, рассказывающее о реальном событии.
Былина - произведение русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.
III. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальная работа у доски. Давайте проверим, насколько глубоки ваши знания о творчестве Л.Н.Толстого?
Первый ученик. Задание. Установить соответствие. Какие модели книг соответствуют произведениям Л.Н.Толстого?
Второй ученик. Задание. Восстановить правильное следование разделов плана сказки Л.Н.Толстого «Два брата».
-
Дружная
жизнь
братьев
Счастливая
жизнь
братьев
Помощь
сестре
Забота
братьев
друг о друге
2. Слайд 4.
Прочитать пословицы: «Где лад-там и клад», «Волка ноги кормят», «Как аукнется, так и откликнется», «Злость сердце жжёт, доброта - греет», «Тьма света не любит, злой доброго не терпит».
Процитировать пословицы, соответствующие басне Л.Н.Толстого «Белка и Волк».
3. Слайд 5.
Озвучить иллюстрации к басне. (Пересказ басни по ролям).
4. Проверка индивидуальной работы учащихся у доски. Назвать произведения, соответствующие моделям обложек книг Л.Н.Толстого.
5. Работа с выставкой книг.
Слайд 7.
Если не ответили…………..
Почему эти рассказы художественные?
Как называются рассказы в основе которых лежат научные и достоверные факты?
IV. Работа в группах, задания для групп в приложении
Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности.
5. Найдите и прочитайте ответы на вопросы:
а) какие бывают зайцы?
б) кто представляет опасность для зайцев?
в) какие следы оставляет заяц ночью, утром, днём?
г) почему заяц путает следы?
Что интересного вы узнали о зайцах?
ВЫВОД;
XI. Рефлексия. - Л.Н.Толстой своему внуку такие советы: (слайд17 )
"Уроки жизни":
Делай по возможности всё сам, не будь "барином".
Не будь назойлив.
Будь внимательным.
Не надо жадничать.
Не нервничай, держи себя в руках.
Будь твёрд и стоек.
В игре, в спорте, в труде - будь разумен.
Будь организованным.
Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
Имей собственное мнение.
-Подходят ли эти «Уроки жизни» для нас, современных читателей?
8.Рефлексия.
-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
Мне хочется, чтобы вы проанализировали свои собственные мысли и поступки
- На партах каждого из вас лежат листочки, попытайтесь быть честными с самим собой, напишите около чёрных чёрточек те поступки и тёмные мысли, которые бы вы хотели оставить в старом году. Будьте уверены, если вы честно и правдиво подойдёте к оценке себя, то Дед мороз обязательно услышит о поможет вам стать лучше ( уч-ся под музыку заполняют карточку)
- Ребята, сложите ваши листочки так, чтобы никто не видел, что вы написали и давайте поместим их сюда. У некоторых народов в древности было поверье: если ты хочешь, чтобы с тобой чего-то никогда не повторилось, сожги вещь, предмет, который напоминает тебе об этом, а пепел разбросай по ветру. Вот и мы сейчас совершим это таинство. ( Всё сжигается)
Оставим за порогом тёмные мысли, дурные поступки и тогда Новый год, год обязательно принесёт вам удачу и счастье.
-Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению. И на память об этом уроке я хочу подарить вам эти сердечки (слайд 1У каждого из вас на столе лежит картинка с изображением лебедя. Что олицетворяет эта грациозная птица? Если после знакомства с произведениями Л.Н.Толстого вы почувствовали себя добрее, пусть ваш лебедь расправит крылья.
Слайд 16.Показ своей версии продолжения рассказа.
.