- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами
Программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терихова Ж.М. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №7»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ№7»
______________ А.П.Аверьянова
«___»____________ 2013 г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Волшебный мир оригами
Автор - составитель: Терихова Ж.М.., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»
Тулун, 2013
Оглавление
-
Пояснительная записка…………………………………………………..2
-
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности………………………………………………..6
-
Тематический план……………………………………………………….8
-
Содержание программы…………………………………………………12
-
Список литературы для учителя ………………………………………25
-
Список литературы для обучающихся …………………………………27
Пояснительная записка Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
- конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
- объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
- наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
- средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Знакомство с оригами
1
1
2.
Квадрат- основная фигура оригами
1
3
4
3.
Базовая форма «Треугольник»
1
4
5
4.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
4
5
5.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
3
4
6.
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
3
7.
Базовая форма «Конверт»
3
3
8.
Цветы к празднику 8 марта
1
2
3
9.
Впереди - лето!
2
2
10.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
7
26
33
2 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
1
2
2.
Простые базовые формы оригами
2
2
3.
Осенние композиции
2
2
4.
Базовая форма «Треугольник»
3
3
5.
Базовая форма «Воздушный змей»
2
2
6.
Базовая форма «Двойной треугольник»
2
2
7.
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
3
8.
Базовая форма «Конверт»
3
3
9.
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
1
3
4
10.
Базовая форма «Дверь»
1
3
4
11.
Поздравительная открытка к празднику 8 марта
3
3
12.
Итоговое занятие
1
1
2
13.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
3 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Диагностика обученности учащихся
1
1
3.
Чудесные превращения бумажного листа
5
5
4.
Модульное оригами
1
4
5
5.
Оригами на праздничном столе
1
5
6
6.
Валентинки из оригами
1
1
7.
Объёмные цветы к празднику 8 Марта
3
3
8.
Оригами - почта!
3
3
9.
Базовая форма «Дом»
2
2
10.
Впереди - лето!
3
3
11.
Итоговое занятие
1
1
2
12.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
4 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводные занятия.
1
1
2
2.
Оригами в Интернете
1
2
3
3.
Изделия из складки
4
4
4.
Базовая форма «Катамаран»
1
4
5
5.
Новогодние украшения
4
4
6.
Базовая форма «Птица»
4
4
7.
Цветы и вазы оригами
4
4
8.
Базовая форма «Лягушка»
2
2
9.
Творческие работы
2
2
10.
Итоговое занятие
1
1
2
11.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
С
12одержание программы
1 класс (33 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Знакомство с оригами
1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
2 Квадрат - основная форма оригами
4 ч. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
Личностные - самоопределение;
3 Базовая форма:
«Треугольник»
5 ч. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
13
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;
4 Базовая форма:
«Воздушный змей»
5 ч. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
5 Базовая форма:
«Двойной треугольник»
4 ч. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.
6 Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3 ч. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».
7 Базовая форма «Конверт»
3 ч. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
8
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч. 8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
14Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9
Впереди - лето!
2 ч. Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные - нравственно- этическое оценивание;
10
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
С
15одержание программы
2 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Вводные занятия
2 ч. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция;
2 Простые базовые формы оригами
3 ч. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;
Регулятивные - целеполагание;
- волевая саморегуляция;
3 Осенние композиции
2 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций.
16Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция;
Регулятивные - целеполагание;
- волевая саморегуляция;
4 Базовая форма:
«Треугольник»
3 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы.
12Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка
17- волевая саморегуляция;
5
Базовая форма:
«Воздушный змей»
2 ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.
6
Базовая форма:
«Двойной треугольник»
2 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.
7
Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3 ч.
Золотая рыбка.
Краб.
Композиция «Аквариум».
8
Базовая форма:
«Конверт»
2 ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.
9
Базовая форма:
«Рыба»
4 ч.
Царевна-Лебедь.
Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду».
10
Базовая форма:
«Дверь»
4 ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка.
Композиция «В деревне».
11
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта
3 ч.
Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
12
Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
С
18
18
18ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Вводное занятие
2 ч. История развития искусства оригами. Входная диагностика.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
2 Чудесные превращения бумажного листа
5 ч. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
3 Модульное оригами
5 ч. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
19- поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
4. Оригами на праздничном столе
5 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - планирование;
20- прогнозирование;
5. Валентинки из оригами
1 ч. Изготовление валентинок.
6. Цветы к празднику 8 Марта
3 ч. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7. Оригами - почта
3 ч. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).
8. Базовая форма «Дом»
2 ч. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9. Впереди - лето!
3 ч. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
10. Итоговое занятие
2 ч.
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
11. Оформление выставочных работ
2 ч. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
С
21ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Вводное занятие
2 ч. Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование;
Коммуникативные -постановка вопросов;
Регулятивные - контроль и оценка;
2. Оригами в Интернете
3 ч. sch139.5ballov.ru/origami/ - сайт Омского центра оригами.
origami.ru - сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» - сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;
Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
3. Изделия из складки
4 ч. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов;
22- оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
4. Базовая форма «Катамаран»
5 ч. Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
5. Новогодние украшения
4 ч. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Познавательные
- моделирование;
- анализ, синтез, классификация;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
23- прогнозирование;
6. Базовая форма «Птица»
4 ч. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
7. Цветы и вазы оригами
4 ч. Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование;
8. Базовая форма «Лягушка»
2 ч. Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
9. Творческие работы
2 ч. Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
10. Итоговое занятие
2 ч. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ.
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
24Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
11. Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
С
25писок литературы для учителя
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1999
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
- Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
- С
26ержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
- Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
С
27писок литературы для обучающихся 1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1995. 2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. - СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
Рецензия
На программу по общекультурному направлению на тему:
«Волшебный мир оригами» учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» Териховой Жанны Михайловны
Рецензируемая программа включает в себя пояснительную записку, перспективное планирование, пооперационные карты оригами, диагностический инструментарий и список литературы.
Автор посвящает свою работу развитию интеллектуальных способностей детей младшего возраста через художественно-творческую деятельность, ставя перед собой цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Новизна данной работы заключается в удовлетворении детьми познавательных интересов, расширении информированности в таких образовательных областях как «Познание» и «Художественное творчество», обогащении навыков общения и приобретении умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также образовательная деятельность по программе способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие. В ходе реализации программы педагог решает такие задачи, как:
- Знакомство детей с базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- Способствование созданию игровых ситуаций, расширение коммуникативные способности детей.
- Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, обучение аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Воспитание интереса к искусству оригами.
Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, педагог обеспечивает условия для проявления субъектной позиции в изучении окружающего мира.
Для организации дидактического процесса на основе предпочитаемых видов детской деятельности педагог разработала вариативные формы выполнения одного и того же задания. Так, для изготовления одной и той же поделки возможно использование разных пооперационных схем.
Хочу отметить, что обучая дошкольников оригами, педагог реализует преимущественно такие методы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, проблемного изложения. Методику работы с детьми учитель построил на следующих принципах:
- Принципе личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- Принципе развития;
- Принципе природосообразности воспитания;
- Культурно-деятельностном принципе;
- Принципе взаимодействия;
- Принципе доверительного сотрудничества;
- Принципе взаимного развивающего влияния педагог - ребенок.
- Отборе содержания доступного детям 5-6 лет;
- Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- Индивидуального подхода к детям.
- Личностно-ориентированные;
- Технологии сотрудничества;
- Проблемно-поисковые;
- Технология развивающих игр.
Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Автором разработан подробный учебно-тематический план.
Рецензент:
РЕЦЕНЗИЯ
На программу по общекультурному направлению на тему: «Волшебный мир оригами» учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» Териховой Жанны Михайловны
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Оригами- хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук., способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. И сегодня художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека.
Рецензируемая программа «Волшебный мир оригами»направлена на формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту (например, оригами: рыба, слон, сова…) позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Данная программа соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Данная деятельность организована на базе школы с учётом желания детей и согласия родителей
Пояснительная записка включает в себя цель, задачи, информацию о продолжительности каждого занятия, формы работы , основные методы и приёмы, предполагаемые результаты и оценку результативности программы. Даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения образовательного результата. Так же представлен учебно-тематический план, состоящий из 33 тем для 1-го класса, по 34 часа для 2 - 4 классов.
В содержательной части программы раскрыты основные темы занятий, их содержание и обоснование, даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения образовательного результата. Список литературы соответствует содержанию программы, подходит и для педагога и для детей.
Представленная к рецензии программа соответствуют специфике дополнительного образования, стимулирует познавательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создаёт социокультурную среду общения; способствует развитию творческих способностей личности; стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; помогает ребёнку освоить и применить социальные компетентности, творчески использовать свой жизненный опыт.
Программа имеет приложения, которые аргументировано подтверждают факт её успешной реализации.
Рецензент:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Базовая форма Треугольник
Перед складыванием квадрат можно расположить «окошечком», когда нижняя и верхняя линии являются горизонтальными (проходят слева направо), а правая и левая - вертикальными (проходят сверху вниз).
Квадрат можно также расположить «ромбом» так, чтобы один из уголков был направлен вниз.
При складывании фигурок базовая форма «треугольник» может располагаться по-разному. Привычное положение - когда нижняя сторона самая большая, то есть основание равнобедренного треугольника. Треугольник может быть также расположен прямым углом вниз. Такое не совсем привычное положение дало другое название этой базовой форме - «косынка».
Базовая форма складывается на основе другой базовой формы - "воздушный змей".
Базовая форма Двойной треугольник
«Двойной треугольник» не единственное название этой базовой формы. Другое название - «водяная бомбочка» - произошло от фигурки из этой базовой формы. У базовой формы «двойной треугольник» две видимые треугольные плоскости. Закрытый («глухой») угол образовался в центре изначального квадрата. Существует несколько способов складывания этой базовой формы.
Базовая форма Двойной квадрат
У этой базовой формы имеются две видимые квадратные плоскости, нераскрывающийся («глухой») угол, образованный в центре начальной формы (квадрата), и раскрывающийся угол, расположенный напротив «глухого» и образованный за счет углов квадрата. Существует несколько способов складывания.
Существует несколько способов складывания базовой формы "катамаран" на основе разных базовых форм.
Базовая форма «птица» имеет два вида: длинный (рис. 9) и короткий. Короткий вариант получается, если опустить верхние уголки-крылья. К короткому варианту можно прийти и другим способом.
Базовая форма "лягушка" получила такое название от фигурки из этой заготовки - надувной лягушки.