- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опыта работы по теме: Исследовательская работа как основной метод развивающей технологии в начальной школе
Обобщение опыта работы по теме: Исследовательская работа как основной метод развивающей технологии в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Межова С.А. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщение опыта работы
по теме «Исследовательская работа как основной метод развивающей технологии в начальной школе»
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 11»
Межова Светлана Андреевна
г.Сыктывкар, 2014 г В школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. «Исследовательский метод - самый высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся» А.В. Леонтович Учебно - исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского мышления. Главное - не овладение новыми фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематике. Одним из первых сторонников метода исследования обучения считают Яна Амоса Коменского. Защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский. Задачей современного учителя - становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска . В своей педагогической практике для обучения исследовательской деятельности учащихся я использую следующие методы:
- теоретический (беседа, анализ) ;
- эмпирический (наблюдение).
- Целенаправленность и систематичность.
- Мотивированность.
1 способ
2 способ Дети в группе с одинаковы уровнем развития исследовательского опыта. Ученики в группе с различным уровнем развития исследовательского опыта.
Поэтапное включение моих учеников позволяет им обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Для этого организую исследовательское обучение в три этапа:
Первый этап
Второй этап
Третий этап учитель сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику учитель ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; - Сравните правый и левый столбики слов. ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение Я ученик первого класса. В пенале лежат ручки и карандаши.
Я первого класса.
В пенале лежат.
- Обе ли записи являются предложением? Если нет, то почему? Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?
В своей педагогической работе все исследования провожу, классифицируя их:
По количеству участников
По месту проведения
По времени проведения
По теме
По проблеме
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные
- урочные;
- внеурочные
-кратковременные;
- долговременные
- предметные;
- свободные
- программный материал;
- более глубокое усвоение материала
В первом классе ребята провели исследование по изобразительному искусству «Откуда пришла к нам матрёшка», во втором классе на уроках русского языка мы провели исследование «Прозвища и фамилии». Одной из проблемой наших ребят стало употребление на переменах и после уроков чипсов. Поэтому, заинтересовавшись этой проблемой, ребята провели свои исследования во втором классе. Более тщательной и кропотливой, долгой по времени была работа в 3 классе «Награды в моём доме». Исследовательская работа в четвёртом классе «След войны в моей семье» также была продолжительной и объёмной. Средством организации исследовательской работы является система исследовательских заданий. Исследовательские задания - это задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования. (Например задание: выяснить, насколько загрязнён воздух в парке, возле дороги, возле дома требут проведения ряда экспериментов.) Для организации исследовательской работы я применяю следующую систему исследовательских заданий:
Методы и способы деятельности на первом этапе работы (1 класс)
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
- Учебный диалог.
- Игры-занятия. (математические фокусы). Например, задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
- Рассматривание предметов (листики, снежинки, цветы).
- Проблемные ситуации.
- Чтение - рассматривание (книга). (М.М. Пришвин «Золотой луг», К.Бальмонт «Снежинка»
- Моделирование (Солнце, снежинка, Земля)
Методы и способы деятельности на втором этапе работы (2 класс)
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность - дискуссия; - экскурсия; - наблюдения по плану; - составление моделей и схем; - рассказы; - мини доклады; - мини исследования. - ролевые игры;
- эксперименты.
На втором этапе учениками приобретаются новые представления об исследовании; развивается умение определять тему исследования; ребята учатся анализировать, сравнивать, формулировать выводы. Очень важно на этом этапе поддерживать активность и самостоятельность школьников.
Этапы учебного исследования в третьем и четвёртом классах 1) Мотивация и формулирование проблемы. 2) Выдвижение гипотезы, сбор материала. 3) Проверка гипотезы: доказательство или опровержение. На 3 и 4 этапах (3 и 4 классы) происходит обогащение исследовательского опыта детей, осознаётся логика исследования и развиваются исследовательские умения. Исследовательский опыт моих учеников был представлен на первой школьной конференции «Шаг в науку», на муниципальном конкурсе исследовательских работ и проектов «Мы за здоровый образ жизни!», на городском конкурсе исследовательских работ «След войны в моей семье», где были оценены по достоинству (1 место, 3 место). Мои ученики представляли свои работы перед родителями на родительских собраниях и перед учениками начального звена нашей школы. Благодаря использованию в своей педагогической работе исследовательской деятельности учащихся, в результате у них: - повышается интерес к предмету; - появляется желание углубить свои знания; - расширяется кругозор; - появляется удовлетворённость от работы; - появляется возможность получить награду в конкурсе; - повышается самооценка; - возможность совместного труда учителя - ученика, родителя. Исследовательская деятельность, как один из методов развивающей технологии в начальной школе, является: - результативной - обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей мл. школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, так как позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия знаний»; - общепедагогической, может реализоваться на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени. Занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики к четвёртому классу стали активными и любознательными, целеустремлёнными и старательными. На уроках могут доходчиво изложить свою мысль, умеют её формулировать, раскрепощены и заинтересованы.
Литература: 1). Арцев М.Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: Методические рекомендации для учащихся и педагогов. 2). Арцев М.Н.// Завуч. - 2005 № 6. 3). Учебно - методический комплект «Я - исследователь»: Рабочая тетрадь для младших школьников., Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»: Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2007 4). Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений» 5). Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»