Обобщение опыта работы по теме: Исследовательская работа как основной метод развивающей технологии в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Обобщение опыта работы











по теме «Исследовательская работа как основной метод развивающей технологии в начальной школе»













Выполнила: учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 11»

Межова Светлана Андреевна



















г.Сыктывкар, 2014 г В школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. «Исследовательский метод - самый высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся» А.В. Леонтович Учебно - исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского мышления. Главное - не овладение новыми фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематике. Одним из первых сторонников метода исследования обучения считают Яна Амоса Коменского. Защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский. Задачей современного учителя - становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска . В своей педагогической практике для обучения исследовательской деятельности учащихся я использую следующие методы:

  • теоретический (беседа, анализ) ;
  • эмпирический (наблюдение).
1). - Где живут …? Чем питаются…? Можно ли научить разговаривать? (наблюдение на уроках окружающего мира) 2). Дорог… была далека. У дорог… мы остановились. По дорог… промчалась машина. Дорог… долгою ребята подружились. О дорог… предстоящей были думы. - Какой вывод сделали? - Почему разные окончания? (наблюдение на уроках русского языка) 3) . - Как меняются числа от приписывания или отбрасывания нулей? (при умножении и делении на 10, 100, 1000 и т.п.), (наблюдение на уроках математики) 4). - Прочитайте слова с «ё»: мёл, вёл, лёд, ёжик, ёлка. (Что заметили? Зв. - букв. анализ. - Какой вывод можно сделать? (наблюдение на уроках обучения грамоте) Для успешного формирования исследовательских умений школьников важны:
  • Целенаправленность и систематичность.
Работа должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  • Мотивированность.
Я стараюсь помогать своим ученикам видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможность реализации собственных талантов. (При изучении темы «Моя семья» учащиеся узнают кем были их предки, род их занятий. Дети узнают имена своих прадедушек и прабабушек, многие из которых сейчас уже редко встречаются. Ученики составляют свою родословную, которую записывают и оформляют в виде дерева. Каждый придумывает, фантазирует, творит в этом процессе.) Для поддержания интереса к исследовательской деятельности способствую созданию творческой, атмосферы. Например, в 1 классе на экскурсии осенью видим, как улетают на юг птицы. Дети сами ставят себе вопрос: «Почему осенью птицы улетают на юг ?» и с моей помощью начинают искать ответ. В процессе поиска мы рисуем , поём песни «Скворушка прощается», «Птицы на юг улетают», учим стихотворения, добываем информацию по теме разными способами. Затем устраиваем выставку картин и небольшой концерт для родителей к празднику «Золотая осень» в 1 классе. Моя задача : поощрять творческие проявления учащихся. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаюсь от негативных оценок. Начиная с первого класса, стараюсь включать задания, направленные на овладение общелогическими умениями (такими как классификация, обобщение, сравнение). Например, даю слова «кошка, стол, поёт, машина» и задаю вопрос: - На какие группы можно разделить эти слова? Почему? В соей работе я активно использую групповую форму работы. Для этого объединяю детей в группы разными способами:

1 способ

2 способ Дети в группе с одинаковы уровнем развития исследовательского опыта. Ученики в группе с различным уровнем развития исследовательского опыта.
Поэтапное включение моих учеников позволяет им обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Для этого организую исследовательское обучение в три этапа:

Первый этап

Второй этап

Третий этап учитель сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику учитель ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; - Сравните правый и левый столбики слов. ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение Я ученик первого класса. В пенале лежат ручки и карандаши.

Я первого класса.

В пенале лежат.
- Обе ли записи являются предложением? Если нет, то почему? Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

В своей педагогической работе все исследования провожу, классифицируя их:

По количеству участников

По месту проведения

По времени проведения

По теме

По проблеме

- коллективные;

- групповые;

- индивидуальные

- урочные;

- внеурочные

-кратковременные;

- долговременные

- предметные;

- свободные

- программный материал;

- более глубокое усвоение материала


В первом классе ребята провели исследование по изобразительному искусству «Откуда пришла к нам матрёшка», во втором классе на уроках русского языка мы провели исследование «Прозвища и фамилии». Одной из проблемой наших ребят стало употребление на переменах и после уроков чипсов. Поэтому, заинтересовавшись этой проблемой, ребята провели свои исследования во втором классе. Более тщательной и кропотливой, долгой по времени была работа в 3 классе «Награды в моём доме». Исследовательская работа в четвёртом классе «След войны в моей семье» также была продолжительной и объёмной. Средством организации исследовательской работы является система исследовательских заданий. Исследовательские задания - это задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования. (Например задание: выяснить, насколько загрязнён воздух в парке, возле дороги, возле дома требут проведения ряда экспериментов.) Для организации исследовательской работы я применяю следующую систему исследовательских заданий:

Методы и способы деятельности на первом этапе работы (1 класс)


Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

  1. Учебный диалог.
  1. Игры-занятия. (математические фокусы). Например, задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
По небу летели воробей, стрекоза, ласточка, шмель. Сколько птиц всего?
  1. Рассматривание предметов (листики, снежинки, цветы).
- Нарисуйте снежинки. - Посчитайте лучи, сколько получилось. 2. Составление схем.
  1. Проблемные ситуации.
Солнце - огромный раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли. - Можем ли мы долететь до Солнца? 3. Экскурсии (в парк, в библиотеку)
  1. Чтение - рассматривание (книга). (М.М. Пришвин «Золотой луг», К.Бальмонт «Снежинка»
4. Выставки детских работ.
  1. Моделирование (Солнце, снежинка, Земля)
5.Выполнение моделей из различных материалов (бумага, проволока, пластилин).
Методы и способы деятельности на втором этапе работы (2 класс)

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность - дискуссия; - экскурсия; - наблюдения по плану; - составление моделей и схем; - рассказы; - мини доклады; - мини исследования. - ролевые игры;
- эксперименты.
На втором этапе учениками приобретаются новые представления об исследовании; развивается умение определять тему исследования; ребята учатся анализировать, сравнивать, формулировать выводы. Очень важно на этом этапе поддерживать активность и самостоятельность школьников.

Этапы учебного исследования в третьем и четвёртом классах 1) Мотивация и формулирование проблемы. 2) Выдвижение гипотезы, сбор материала. 3) Проверка гипотезы: доказательство или опровержение. На 3 и 4 этапах (3 и 4 классы) происходит обогащение исследовательского опыта детей, осознаётся логика исследования и развиваются исследовательские умения. Исследовательский опыт моих учеников был представлен на первой школьной конференции «Шаг в науку», на муниципальном конкурсе исследовательских работ и проектов «Мы за здоровый образ жизни!», на городском конкурсе исследовательских работ «След войны в моей семье», где были оценены по достоинству (1 место, 3 место). Мои ученики представляли свои работы перед родителями на родительских собраниях и перед учениками начального звена нашей школы. Благодаря использованию в своей педагогической работе исследовательской деятельности учащихся, в результате у них: - повышается интерес к предмету; - появляется желание углубить свои знания; - расширяется кругозор; - появляется удовлетворённость от работы; - появляется возможность получить награду в конкурсе; - повышается самооценка; - возможность совместного труда учителя - ученика, родителя. Исследовательская деятельность, как один из методов развивающей технологии в начальной школе, является: - результативной - обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей мл. школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, так как позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия знаний»; - общепедагогической, может реализоваться на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени. Занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики к четвёртому классу стали активными и любознательными, целеустремлёнными и старательными. На уроках могут доходчиво изложить свою мысль, умеют её формулировать, раскрепощены и заинтересованы.














Литература: 1). Арцев М.Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: Методические рекомендации для учащихся и педагогов. 2). Арцев М.Н.// Завуч. - 2005 № 6. 3). Учебно - методический комплект «Я - исследователь»: Рабочая тетрадь для младших школьников., Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»: Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2007 4). Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений» 5). Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»



© 2010-2022