Технологическая карта урока русского языка «в 2 классе УМК «Школа России» Местоимение»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 села Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области

Предмет:

Русский язык

Класс:

2 класс

Тема: «Местоимение (личное) как часть речи»

Технологии:

проблемное обучение

личностно-ориентированный подход

Оборудование:

нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ - камера, система мониторинга качества знаний Proclass

Учитель: Лычёва Т.П.

2014 год




Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области

Лычева Татьяна Петровна

Технологическая карта изучения темы


Предмет Русский язык Класс 2 Тип урока урок открытия нового знания
Тема Местоимение (личное) как часть речи. Цель Дать общее представление о местоимении как части речи, его значении и употребление в речи.

Планируемый результат Предметные умения: - распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении; - различать местоимения и имена существительные;















Личностные УУД:

- строить логические рассуждения;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верный ответ от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; - понимать, что такое местоимение, его роль в речи; - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - участвовать в продуктивном диалоге; - применять правила делового сотрудничества;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективно - групповая

Книгопечатная продукция

Учебник «Русский язык». Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский класс» 2 класс

Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс», нетбук, медиапроектор, интерактив. доска, система РRO СLASS

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, и т.д.) и познавательных процессов (внимание, наблюдательность). Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели, выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):


регулятивные: -осуществлять самоконтроль;
Слайд 1. - Добрый день, ребята!

Тему новую изучим.

Будем думать, рассуждать.

И, конечно, без ошибок на вопросы отвечать.

Потому нужно внимание,

Трудолюбие, старание.


Обучающиеся проверяют правильность расположения рабочих тетрадей и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Актуализация опорных знаний

регулятивные: - овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: -высказывать свое мнение рассуждать; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Чистописание.

Лес, тёплая, пришла, весна, в.

- Прочитайте, записанные слова. Слайд 2

- Сегодня мы будем писать букву, которая в данных словах обозначает 2 звука. Какая это буква? Почему она обозначает два звука?

- С какой буквой она соединяется?

ая (продолжите этот узор до конца строки)

- А теперь составим предложение из этих слов и запишем в тетрадь. Какие правила нужно вспомнить? Слайд 3

Дополнительное задание: подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

4. Словарная работа:

Слайд 4

Работа над словом ПЛАТОК ((Электронное приложение):

- Почему нужно запомнить написание этих слов?

- дописать ещё два словарных слова самостоятельно

Чистописание.

ая (продолжают этот узор до конца строки) Запись предложения. Тёплая весна пришла в лес.
Взаимопроверка в парах.

а) дают лексическое значение слова.

б) прослушивают лексическое значение

в) Запись словарного слова

- (Это словарные слова, их нельзя проверить.

Постановка учебной проблемы

Предметные: - распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении; - различать местоимения и имена существительные

Метапредметные (УУД):

познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: -высказывать свое предположение;

коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли












Слайд № 4 (платок)

  • Прочитайте эти предложения.
  • Можно назвать это текстом?
  • Докажите.
  • Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить? (Несколько раз повторяется слово платок, необходимо его заменить другими словами.)
- Давайте его отредактируем. - Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (Место имени существительного)

ИМЕНИ

МЕСТОСлайд № 5 (На слайде появляются одно за другим слова «место» и « имени».)

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? Вместо слов «место» и «имени» появляется слово «местоимение». Слайд №6.

МЕСТОИМЕНИЕ
(Ученик комментируют, учитель на слайде делает исправления, все остальные - в тетрадях: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово платок заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем слово него.)





Формулирование проблемы,

планирование

Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? Посоветуйтесь в парах и дайте ответы.

Слайд №7 Какие бы вы поставили перед собой учебные цели?

Дети советуются и ставят перед собой учебные задачи.

Цели и задачи фиксируются устно:

- Познакомиться с новой частью речи - местоимением.

- Наблюдать за ролью местоимений в нашей речи.

- Познакомиться с особенностями местоимений.

- Учиться употреблять местоимения в устной и письменной речи

Открытие нового знанияа

Предметные: - распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении; - различать местоимения и имена существительные

Учитель. - Что такое диалог?

Послушайте диалог.

Фронтальная беседа. - (О культуре общения по телефону)

- Какими словами заменяли слова Катя, Вова?



Слайд № 8 Фронтальная беседа: - Кто может сказать о себе я? - Это первое лицо, которое участвует в диалоге.

  • На сколько человек может указывать местоимение я?
- Значит, местоимение я ед.числа и 1-го лица. Слайд № 9 - А если я разговариваю, например, с Дашей, то как мы скажем с ней о себе? - На сколько человек может указывать местоимение мы? - Значит, местоимение мы какого числа? мн. числа.

  • Какое местоимение указывает на второго участника диалога? То есть кто второе лицо диалога?
  • Какое местоимение указывает на него?
  • На сколько человек может указывать местоимение ты?
- Что можно сказать о местоимении ты
  • При беседе с Лизой и Дашей я, обращаясь к ним, употреблю местоимение?
  • В каком числе местоимение вы? Какого лица? (2-го лица.)
  • Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? Как вы обратитесь ко мне? (Вы.)
  • Значит местоимение вы может указывать и на одно лицо? Почему?
  • Кстати, в поздравлениях, записках, письмах это местоимение пишется с большой буквы.
  • О каких «третьих лицах» разговаривают участники диалога в упражнении?
  • Какие слова на них указывают?
Слайд № 10

- Прочитайте стихотворение сначала «про себя».

- Теперь прочитайте все вместе и постарайтесь движениями рук указать на окружающие предметы в соответствии с произносимыми местоимениями.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников, на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений?

Учитель: - Запишите слова-отгадки.

- Вместо каких местоимений 3-го лица

единственного числа они употребляются?

Слайд № 11



Физминутка.

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты -

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Учитель:

-Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её?

- Что бы вы посоветовали людям?

Слайды 12, 13, 14.

Уч-ся (разыгрывают сценку).

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо. А кто это?

- Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А Вова? Он дома?



Отвечают:



(Тот, кто начинает разговор.)









(Мы.) (На нескольких.)



(мн. числа) - (Тот, кто отвечает первому участнику диалога.) - (Местоимение ты.)





- местоимение ты - ед. числа и 2-го лица.

- Вы. Во мн. числе.



- Когда, например, ученик обращается к учителю.



  • (Так обращаются вежливо ко взрослому человеку.)






- О Маше и Саше.)

- Местоимения она и он.

Уч-ся читает стихотворение: Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. (Показывают на окружающих детей и предметы в соответствии с произносимыми местоимениями)

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.)

Выписывают местоимения

- Он, Она, Оно.

Моё стихотворение - Про местоимения…

Утром - Так заведено -

Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО

Розовой жар - птицей… А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, -

Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл - плывёт ОНА

В пелене тумана, Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА?

- Запись отгадок. (солнце месяц луна)

Применение нового знания

Предметные: - уметь применять самоинструкцию.

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;

познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выполнять поставленные задачи

Слайд №15

Игровое упражнение. «Хоккей»

Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного

-Докажите, что это предложения нераспространённые.

Работа на компьютерах

Страница в приложении упражнений

Самостоятельная работа.

(Работа по электронному приложению)

Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?(мы)

- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу, однокласснику? (ты)

- Когда употребляете местоимение вы?

- С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре? (он)

- С помощью какого местоимения вы укажете на человека женского пола, который не участвующего в разговоре? (она)

- Какое местоимение вы используете, если надо указать на предмет среднего рода? (оно)

- С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят? (они)

- Какая задача стояла перед нами на уроке?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Что мы узнали о местоимении?

- Поставленные задачи мы выполнили? - Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 176 на стр. 102

Тестовые задания - РRO сlass Результат тестирования отражается на доске.

Оценка работы класса. (У каждого на столе листки с изображением лесенки из пяти ступенек) - На какую ступеньку лесенки поставим местоимение мы? Дайте оценку работы класса на уроке. Поможет таблица. - Оцените каждый свою работу на уроке, поставив в своих схемах - лесенках «я» на ту ступеньку, которую считаете, что вы заслужили. - Отметь красным кружком на своей лесенке ту оценку, которой ты оцениваешь свою работу на данном уроке. - Если вы своё «я» поставили: на 1или 2 - самые низкие ступеньки - вы всегда идёте за кем-то или стараетесь следовать за кем-то; на 3 или 4 ступеньки - вы можете вести сами за собой и идти за кем-то; на 5 - самую высокую ступеньку - вы стараетесь вести за собой других.





(Они заменяют другие части речи, чтобы не было повторов, делают нашу речь ясной, понятной и грамотной.)



Упражнение выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

Дети работают с системой РRO сlass

Подведение итогов на схеме-лесенке.

- Отмечают красным кружком на своей лесенке ту оценку, которой оценивают:

1.работу класса на данном уроке;

2. свою работу на данном уроке;

Домашнее задание

Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; - Как вы считаете, какое задание более всего соответствует приобретённым на уроке знаниям? Задание на дом: стр.102, выучить правило, запомнить местоимения выполнить упражнение 174. Слайд 17, 18.

Чтение задания к упражнению.

Обучающиеся определяют, что знание правила необходимо для выполнения упражнения



© 2010-2022