Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий

Павлова О.М.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово


Чтение - базовый компонент воспитания, обучения, образования и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в школьной жизни. Чтение - механизм формирования УУД. Навык чтения формируется в начальной школе и влияет на успешность обучения по всем предметам без исключения. Любая деятельность, в том числе и чтение, начинается с мотива. «Владеешь информацией - владеешь миром». Информационная составляющая - один из основополагающих мотивов. В то же время современный ребёнок ощущает недостаток общения. Ему нужен собеседник только «для него», который ответит на его вопросы. В качестве такого собеседника может выступить книга. Но диалог с таким «собеседником» можно построить, только овладев навыком чтения, и имея достаточный читательский опыт. Формирование полноценного навыка чтения провожу на уроках классного чтения, внеклассного чтения, уроках слушания и во внеурочной деятельности. Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата учеников. Отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний, большое внимание уделяю скороговоркам и чистоговоркам. Использую различные приёмы. Для развития осознанности и правильности чтения: - словарная работа предполагает выделение неизвестных слов и определение их лексического значения с помощью учителя или самостоятельно с использованием различных источников (словари, интернет и т.д.);

- озаглавливание текста;

- деление текста на части, составление плана;

- определение темы текста, главной мысли;

- выборочное чтение;

- подбор или создание иллюстраций к тексту;

- ответы на вопросы учителя, учебника и самостоятельное составление вопросов по содержанию;

- составление продолжения текста;

- мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;

- различные виды пересказа;

- повышенное требование к чёткости окончаний (упражнение длится не более 30 секунд);

- чтение текстов, состоящих из изменённых словоформ. Например.

Киты.

Киты самые крупные нотыевиж на земле. Диюл охотятся за тамики. Из сала китов ючалутоп полезный жир.

Приёмы для развития выразительности чтения:

- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

- чтение одного предложения с разной интонацией;

- чтение с настроением (один человек читает текст, а другие должны угадать его настроение);

- чтение текста, подражая чьему-либо голосу;

- чтение по ролям;

- инсценирование;

- конкурс чтецов. Работа над выразительностью проводится после разбора содержания текста. Особая роль отводится урокам - слушания, которые ведутся не только в первом, но и последующих классах. Чтение - практическая деятельность. А любой деятельности можно научиться только в одном случае - организуя практические действия с объектом, т.е. с книгой. Внеклассное чтение провожу по методике Светловской Н.Н. Необходимое условие - посещение библиотеки. На уроках внеклассного чтения учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале. Читательские предпочтения формируются постепенно, с приобретением ими жизненного опыта, с расширением читательского кругозора. У 8-9 летних детей читательский кругозор ещё не сформирован, и о нём можно говорить только условно. Им более близки познавательные и приключенческие книги, книги о животных, волшебные сказки, загадки, весёлые стихи. Научившись читать, ребёнок долгое время берётся за разные книги. Он «примеривает» их на себя, ищет. И постепенно начинают проступать очертания круга его предпочтений. Этот круг нельзя ограничивать и замыкать его искусственно. Чтение должно быть радостным открытием, иначе оно теряет смысл. Приёмы работы, способствующие развитию читательской самостоятельности: - учитель или родители начинают читать текст и останавливаются на самом интересном месте, ученику предлагается дочитать текст до конца; - презентация или реклама книги (эпизод, краткое содержание, выборочное чтение, аннотация и т.п.); - составление кроссвордов, ребусов, рекомендательных списков; - ведение дневника читателя с указанием заголовка книги и фамилии автора. Отдельно следует остановиться на технологии продуктивного чтения. Эта технология предполагает работу с текстом до чтения (прогнозирование будущего чтения), во время чтения (чтение с остановками и понимание прочитанного) и после чтения (осмысление содержания прочитанного и эмоциональная сфера). Систематическая работа по формированию полноценного навыка чтения способствует положительной динамике образовательных достижений обучающихся. Учащиеся овладевают оптимальным чтением 120-150 слов в минуту. Это чтение со скоростью разговорной речи. Дети хорошо понимают прочитанное, обладают достаточными читательскими умениями для дальнейшего обучения по предметам основной школы. Систематически читающие дети, посещают библиотеку не менее 17 раз в год и прочитывают не менее 28 книг, составляют более 80% от общего количества в классе. Самое главное учителю и родителям запастись терпением и доброжелательностью. И тогда результат не заставит себя ждать.

© 2010-2022