- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку 2 класс
Конспект урока по русскому языку 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Толстых Г.И. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Учимся писать буквы согласных в корне слова
Класс: 2
Форма проведения: урок усвоения нового знания
Цель урока: формирование умения распознавать в слове парный согласный, требующий
проверки, умения подбирать проверочное слово.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по
формированию алгоритма для проверки парных согласных в корне слова,
формировать орфографический навык, навык каллиграфии.
Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, создавать условия для
развития познавательной активности учащихся, а также устойчивого интереса к знаниям и
потребности в их самостоятельном поиске.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, умение работать в группе, слушать и корректно оценивать своих одноклассников, вести диалог, способствовать формированию самооценки.
Ход урока: № этапа Содержание этапа Продол- жительность этапа 1. Организация работы, мотивирование к учебной деятельности. Проверяем, всё ли готово к началу урока: тетрадь по русскому языку, учебник, дневник, карандаш простой, ручка, секретные конверты. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в город Буквинск. Давайте сложим в рюкзак то, что может нам пригодиться в пути. На смарт-доске слова: Внимательность Лень Аккуратность Собранность Успех Торопливость Итак, мы взяли с собой самое необходимое и отправляемся в путь. 1-2 мин. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Сначала пойдём по буквенной дорожке. Напишите эти буквы аккуратно и красиво. Повторяйте этот узор до конца строки. б в г д ж з Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные, звонкие) Посмотрите на ленту букв. Найдите эти буквы там. Что ещё можете добавить? (эти звуки парные, звонкие) Запишите на следующей строчке глухие пары этих согласных: п ф к т ш с Давайте понаблюдаем, как ведут себя эти звуки, когда находятся на конце слов. У вас на парте конверт № 1. Откройте его. Групповая работа Каждая группа получила от меня лист со словами. Задача группы: договоритесь, кто из вас будет читать слова. Остальные должны внимательно послушать, какой звук слышится на конце слова. Договоритесь, кто фломастером нарисует транскрипцию этого звука в домике, кто расскажет, какая буква пишется на конце этого слова и какой звук слышится на конце слова . Приступайте. 1 группа: гриб, столб, зуб, потоп 2 группа: лев, рукав, шкаф, ров 3 группа: плод, ход, мёд, рот 4 группа: нож, стриж, уж, карандаш 5 группа: лаз, указ, мороз, пояс 6 группа: стог, флаг, бег, листок
Выслушивание отчёта групп Каждая группа отчитывается о проделанной работе по схеме: В нашей группе в словах…. на конце слова пишется буква …, а слышится звук… На доске магнитом прикрепляется звуковой домик. В конце отчёта групп на доске домики:
Давайте обобщим: что вы можете сказать об этих звуках? Какой можно сделать вывод? На конце слов всегда слышатся глухие согласные.
8 мин. 3. Постановка учебной задачи Как вы думаете, все ли согласные звуки, стоящие на конце слова, требуют проверки? У вас на столе лежит конверт № 2. Откройте его, достаньте лист, договоритесь, кто прочитает слово. Обсудите ситуацию и проверьте, верен ли наш вывод: На конце слов всегда слышатся глухие согласные. Договоритесь, кто будет писать транскрипцию и кто представлять решение группы. 1 группа: стол 2 группа: слон 3 группа: дом 4 группа: мой 5 группа: забор 6 группа: укол Выслушиваются отчёты групп по схеме: В нашей группе в слове… на конце слова пишется буква …, а слышится звук… По мере ответа на доске появляются звуковые домики:
Что вы можете сказать об этих звуках?
Делаем вывод: Если на конце слова стоит непарный согласный, то он не требует проверки.
Смотрите, как интересно получается: в городе Буквинске есть улица Тружеников - это непарные согласные, на конце слов они всегда слышатся чётко, то есть они всегда выходят на работу. А есть в городе улица Парных согласных, там глухие согласные трудятся всегда, а звонкие согласные, если стоят на конце слова, просят их подменить глухими согласными и не выходят на работу. 5мин. 4. Физминутка. Если на конце слова слышится звонкий согласный, подпрыгиваем, глухой - приседаем. Дом, снег, сом, лес, лай, ров, стул, пузырёк, карась, стон, йод, май. Затем - гимнастика для глаз ( комплекс № 1) 3-4 мин. 5. Открытие нового знания Что же делать? Как узнать, какой согласный нужно писать на конце слова? Как не допустить ошибку? Посмотрите на доску. На доске изображение двух девочек. Юля и Аня написали по-разному слово «утюг» Юля написала утюк, а Аня - утюг.
Каждая из них начала рассуждать так: В слове «утюг» на конце слышится глухой звук [к] Посоветуйтесь в группах и решите, как продолжить объяснение. Выслушивание ответов. Вывод: Все ли согласные звуки требуют проверки? Определите, какие действия надо проделать, чтобы проверить правописание согласного на конце слова. Откройте конверт № 3. Каждый заполняет инструкцию. Составим инструкцию по проверке согласного на конце слова. Все ли согласные на конце слова требуют проверки? Согласный на конце слова парный?
да нет подбери проверочное проверка не требуется слово, чтобы после согласного стояла гласная 7-8 мин. 6. Первичное закрепление. Коллективное выполнение упражнения № 2 с.92 Комментирование с места. Итак, какие согласные на конце слов требуют проверки? Какие согласные на конце слов не требуют проверки?
5 мин. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение Групповая работа. А теперь, пользуясь инструкцией, будем выполнять упражнение 1. Прослушайте инструкцию: работать будем по строчкам. 1 группа: из 1 строчки выписать слова, которые требуют проверки согласного на конце слова, устно подобрать проверочное слово. 2 группа: из 1 строчки выписать слова, которые не требуют проверки согласного на конце слова 3 группа: из 2 строчки выписать слова, которые требуют проверки согласного на конце слова, устно подобрать проверочное слово. 4 группа: из 2 строчки выписать слова, которые требуют проверки согласного на конце слова 5 группа: из 3 строчки выписать слова, которые требуют проверки согласного на конце слова, устно подобрать проверочное слово. 6 группа: из 3 строчки выписать слова, которые требуют проверки согласного на конце слова
Выслушивание ответов учащихся. Работа с сигналами обратной связи.
5-7 мин. 8. Рефлексия. Какая была тема урока? Какая задача была поставлена на уроке? Все ли согласные требуют проверки?
На проекторе появляется запись инструкции. Удалось ли решить данную задачу? Как проверить парную согласную на конце слова? Удобно ли работать по этой инструкции? Что у вас на уроке хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? 2-3 мин. 9. Запись домашнего задания Эта инструкция поможет вам при выполнении домашнего задания: Тетрадь «Пишем грамотно», урок 38 № 1, 2 2 мин.
Технические средства обучения: смарт - доска, проектор Методическая литература: , «Комментарии к урокам» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Н.Ю. Пахомова «Проектная деятельность», О.Л. Соболева «Русский язык» Интернет-ресурсы: портал proshkoly.ru(самоанализ урока) Самоанализ урока:
- Краткая характеристика класса.
- Анализ эффективности проекта урока.
- Как был осуществлён урок, исходя из его замысла
- Оценка целостности урока