Выступление на методическом объединении. тема Модульное обучение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ


  1. Теоретические основы модульного обучения

1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий. Используется самая ее суть - ориентировочная форма деятельности.

3. Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

4. Психология. Рефлексивный подход к процессу обучения обогатил модульное обучение идеей рефлексивного управления УВП, связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий;

5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.


  1. Сущность модульного обучения

Модульное обучение - такая организация учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль - это целевой структурно- функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЕЙ


2.1. Разработка модульной программы

При переходе на модульное обучение система действий учителя предполагает, прежде всего, разработку модульной программы, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Следует особо подчеркнуть, что модульная программа - не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы.

Чтобы составить такую программу, учителю прежде всего необходимо:

• выделить основные научные идеи курса.

• структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки;

• сформировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). КДЦ имеет два уровня:

1) Уровень усвоения учебного содержания учеником.

2) Уровень использования учебного содержания в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем.

• из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель.

Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому:

• каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ).

• на основе ЧДЦ выделяются учебные элементы (УЭ).

Условные обозначения:

КДЦ - комплексная дидактическая цель;

ИДЦ - интегрирующая дидактическая цель;

ЧДЦ - частная дидактическая цель;

К,L - порядковые номера учебных элементов;

№ - продолжение порядкового номера

МП (КДЦ)

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

МОДУЛИ ПЕРВОГО УРОВНЯ

М1 (ИДЦ 1)

М2 (ИДЦ 2)

М3 (ИДЦ 3)

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

МОДУЛИ ВТОРОГО УРОВНЯ


М.1

(ДЦ 1.1)

М.1 К

(ДЦ 1.К)

М.№ 1

(ДЦ № 1.)

М.№ К

(ДЦ№ К)

М № К

(ДЦ № К)


Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

Возможна такая последовательность действий учителя по составлению модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование (например, «В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определение понятию... сравнивать объекты... объяснять... и т.д.»).

2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы (желательно печатный вариант).

6. Распечатка модульных программ для каждого ученика.

2.2. Принципы построения модульных программ

МВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеодуль может представить содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Модули можно разделить на три типа:

познавательные, которые используются при изучении основ наук;

операционные - для формирования и развития способов деятельности,

• смешанные .

В школе чаще всего используются смешанные модули.

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных (КДЦ), интегрирующих (ИДЦ) и частных дидактических (ЧДЦ) целей. Решение совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Не менее важным для управления учением школьников является принцип обратной связи, т.к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.

Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала.

Реализация этого принципа требует структурирования материала модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное усвоение его в конкретных условиях. В результате каждый модуль имеет четко определенную структуру, в основе которой лежит структура его элементов.

Содержание каждого модуля формируется в соответствии с общими критериями. Эти критерии определяются на основе анализа и учета специфики модульного обучения и его принципов, принципов построения модулей и модульных программ, а также закономерностей образовательного процесса.

В теории и практике модульного обучения выделены следующие общие критерии формирования содержания модуля.

1. Учет внутрипредметных и межпредметных связей.

2. Дифференциация учебного содержания.

3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников.

4. Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания.


  1. Контроль знаний и умений при работе с модулем

• перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится коррекция знаний;

• обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще всего это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).

• после завершения работы с модулем проводится выходной контроль.

Текущий и промежуточный с целью выявления пробелов в усвоении знаний и их устранения сразу, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля.

Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением.


  1. Структура модуля. Построение модульных уроков

Большое значение имеет структура модуля.

Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными.

Составлению модульного урока может помочь следующий алгоритм:

• формулировка темы урока;

• определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;

• разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;

• подбор необходимого фактического материала;

• определение способов учебной деятельности учащихся;

• отбор методов и форм преподавания и контроля;

• составление модуля данного урока;

• подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 - включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала.

УЭ-п (где п - номер последнего учебного элемента) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).

Одна из особенностей модульного урока заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

Модуль может иметь следующую форму:

N стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качества и эффективность.

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 10 КЛАССЕ



























МП - ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ


Комплексная дидактическая цель: в результате освоения всех модулей учащиеся должны

знать

  • теорию по правописанию суффиксов в разных частях речи;

уметь

  • грамотно формулировать правила, опираясь на примеры;

  • применять на практике усвоенные знания ;

  • мотивировать свой выбор при написании суффикса;

  • составлять слова, используя изученные суффиксы;

  • находить в словах все изученные суффиксы;

  • стилистически правильно использовать слова в речи;

развивать

  • навыки грамотного письма, выразительной устной и письменной речи;

  • навыки аналитической работы со словом;

  • навыки учебной деятельности;

воспитывать

  • ответственность за результат своего труда и труда своего товарища;
  • умение работать в коллективе;
  • уважение к мнению и знанию товарищей;
  • умение слушать;
  • культуру речи.

МП - правописание суффиксов в разных частях речи

Выступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучениеВыступление на методическом объединении.тема Модульное обучение

М №1

М №2

М №3

М №4

М №5

М №6



М №1 - Правописание суффиксов имен существительных

М №2 - Правописание суффиксов имен прилагательных

М №3 - Правописание суффиксов глаголов

М №4 - Правописание суффиксов причастий. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

М № 5 - Правописание суффиксов наречий

М № 6 - Контрольный тест

Обязательная литература для освоения модуля:

  1. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин «Русский язык . Учебник для 10-11 классов - Москва: «Русское слово», 2006 год

Дополнительная литература:

  1. С. Штильман «Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография» - Москва : «Скрипторий 2003», 2004 год

  2. Д.Э. Розенталь «Справочник-практикум» - Москва : «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2005 год

  3. Орфографический словарь русского языка

МОДУЛЬ №1. Правописание суффиксов имен существительных

N стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

М1

УЭ - 0

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать:

правописание суффиксов имен существительных, условия выбора суффиксов

уметь:

правильно писать суффиксы имен существительных;

образовывать существительные с помощью изученных суффиксов;

применять полученные навыки на практике, приводить и подбирать свои примеры;

видеть:

орфограммы в тексте;

систематизировать полученные знания , отработать навыки;

развивать:

методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определенном уровне)

Внимательно

прочитайте цель урока

УЭ -1

Цель:

Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое морфема?

  2. Какие морфемы вы знаете?

  3. Какие суффиксы имен существительных вы знаете? Назовите их.

  4. Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

5. Какое значение суффиксы могут придавать слову?

Работайте вместе с классом

126

УЭ -2

Цель:

Изучить правописание суффиксов имен существительных

Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал П.35( пункты 1 - 4 )

Составьте таблицу «Правописание суффиксов существительных»

и е

-ик-------ек-

1. Если гласный не выпадает при склонении:

стульчик - стульчика, лучик-лучика

  1. Если гласный

выпадает при склонении:

ящичек-ящичка,

мешочек - мешочка

-иц-------ец-

1. В именах существительных женского рода:

красавица, владелица

2. В именах существительных среднего рода, если окончание безударно:

платьице,

именьице

1.В именах существи-

тельных мужского рода:

красавец, владелец

  1. В именах

существительных

среднего рода,

если ударение падает

на окончание:

пальтецо,

письмецо

-ичк-------ечк-

1. В именах существительных, образованных от слов с -иц-: пуговица - пуговичка

1. В остальных именах

существительных:

пламя - пламечко

-инк- - -енк-

1. В именах существительных, образованных от слов на -ин-а: впадина - впадинка

2. В остальных именах

существительных:

башня - башенка

Работайте индивидуально

Выбери основные условия написания суффиксов.

128

УЭ -3

Цель:

владеть способом действия при выборе суффиксов -ек- и - ик-

1.Используя алгоритм написания суффиксов -ек- и -ик-, вставьте пропущенные буквы. Запишите рядом с данным словом проверочное, выделив суффиксы обоих.

Алгоритм: измените слово, поставьте в родительный падеж, если гласный выпадает, то пишите Е, если гласный не выпадает , то пишите И.

Бараш .. к - Бублич .. к -

Внуч .. к - Горош .. к -

Желудоч .. к - Кармаш .. к -

Лоточ .. к - Монаш .. к -

Овраж .. к - Ореш .. к -

Пельмеш .. к - Порож .. к -

Ребеноч.. к- Человеч . . к-

Болт … к- Борт .. к -

Брат . .к - Гвозд …к -

Дожд…к - Зонт …к -

Карандаш …к - Кирпич…к -

Корабл …к - Крол … к -

Праздн … к - Рассказ…к -

Рогал …к - Солдат…к -

Взаимопроверка в парах и взаимооценка результатов.

2.Выпишите из упражнения 198 слова с суффиксами -ек- и -ик-. Обозначьте суффиксы. Объясните правописание.

Проверяет учитель.

Ориентируйтесь на беглый гласный е - он подскажет ответ.




Используйте алгоритм.

129

УЭ -4

Цель:

усвоить условия правописания суффиксов -ец- и -иц-

  1. От данных существительных в упражнении 200 образуйте существительные с суффиксами -ец- и -иц-. Объясните написание слов.


  1. Тест : И-Е в суффиксах -ец- и -иц-

Запиши гласную суффикса:

  1. Кресл…це, пальт…цо, ружь…цо.

  2. Масл…це, здоровь…це, ревнив…ц.

  3. Упрям…ца, страдал…ца, кормил…ц.

  4. Селень…це, письм…цо, ленив…ца.

  5. Плать…це, бель…цо, страдал…ц.

  6. Усть…це, кузн..ца, строптив…ц.


  1. Проверьте себя и оцените, используя ключ:

1. и, е, е.

2. и, и, е.

3. и, и, е.

4. и, е, и.

5. и, е, е.

6. и, и, е.

Используйте алгоритм.

Расставьте ударение, определите род.

УЭ-5

Цель:

отработать навык правописания гласных в суффиксах -енк- и -инк-, -ечк- и - ичк-.

1. Используя правило написания суффиксов -енк- и -инк-, -ечк- и - ичк-, рядом с данными словами запишите те, от которых они образованы. Вставьте пропущенные буквы.

Здоровь .. чко - Сит .. чко -

Луков .. чка - Утр .. чко -

Вафельн .. чка - Вым . . чко -

Игольн .. чка - Пепельн .. чка -

Крал .. чка -- Чернильн .. чка

Врем . . чко - Горчичн . . чка -

Сем .. чко - Тем . . чко -

Баран .. нка - Паш .. нка -

Бисер .. нка- Виш .. нка -

Брюкв .. нка -. Спал .. нка -

Монаш .. нка - Неж .. нка -

Виноград .. нка - Череш .. нка -

Говяд .. нка - Пес .. нка -

Горош .. нка - Лес .. нка -

2.Почему в слове книжечка мы пишем не -ичк-, а -ечк? Ведь от слова с суффиксом -иц- - книжица - можно образовать слово с суффиксом -ичк-----книжичка. Разве не так?

Докажите.

3.Из упражнений 204 выпиши 5 слов с суффиксами -инк- и -енк-. Сделай словообразовательный разбор этих слов.

Обрати внимание на таблицу, сделанную на уроке



Вопрос на засыпку!

130

УЭ-6

Цель:

усвоить условия правописания суффиксов -ышк-, -юшк-, -ишк-, -ушк-.

1. Рассмотри таблицу: Расскажи о правописании суффиксов:

суффикс

условия написания

примеры

-ышк-

Сущ. среднего рода с основой на твердый согласный

Гнездышко

солнышко

-юшк-

Сущ. среднего рода с основой на мягкий согласный

Полюшко

-ушк-

-юшк-

Мужской женский род

Батюшка

буренушка

ЗАПОМНИ!!

Катышек, клинышек, краешек, пупырышек, хлебушек.

2.Выполни упражнение 205. Составь словосочетания с 5 любыми словами.



Определяй род существительных.

131

УЭ -7

Цель:

научиться различать на письме суффиксы -чик и -щик.

Алгоритм: После букв Д, Т, З, С, Ж (ЗоСя ЖДеТ) пиши -чик, в остальных случаях -щик.

  1. Используя алгоритм, образуй существительные с суффиксами -чик и -щик в упражнении 209.

  2. В упражнении 209 установи различия в значении слов.

Составь предложения с 2 парами слов из упражнения 209.


Работа в парах.

132

УЭ -8

Цель:

систематизировать полученные знания и навыки правописания суффиксов имен существительных.

Контрольный диктант по упражнению 212

Проверяет учитель после урока..

Вспомни изученные на уроке

суффиксы.

УЭ-9

Цель:

Закрепить полученные на уроке знания.

Домашнее задание:

самовыбор уровня учащихся;

виды заданий:

- упражнение 210;

- составить словарный диктант на изученные на уроке суффиксы (кол-во 35 слов);

- сочинение-миниатюра с использованием имен существительных с разными суффиксами.





МОДУЛЬ №4. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

N стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

М4

УЭ-0 Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны: знать: правописание суффиксов причастий, условия выбора суффиксов уметь правильно писать суффиксы причастий; правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных; различать причастия и отглагольные прилагательные; образовывать причастия с помощью изученных суффиксов; применять полученные знания на практике, приводить и подбирать свои примеры видеть орфограммы в тексте; систематизировать полученные знания, отработать навыки

развивать: методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определенном уровне)

Внимательно

прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель:

Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе

1. Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

МЫ - крут_м, меч_м, туш_м, точ_м, кле_м,

ВЫ - маш_те, ран_те, завяж_те, заточ_те,

ТЫ - наполн_шь, завяж_шь, пожале_шь,

ОНА - жал_тся, держ_т, образум_т, дремл_т, ОНИ - ненавид_т, стел_тся, увид_т, щипл_т.

2. Ответь на вопросы:

Как определить спряжение глагола?

Назовите глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.

Вспомни спряжение глаголов, глаголы-исключения.

Взаимопроверка.

186

УЭ-2

Цель:

Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

1. Прочитай и запомни!!

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени зависят от спряжения. В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов1-го спряжения, пишется

-ущ-, -ющ-, -ем-, -ом-.

В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов2-го спряжения, пишется

-ащ-, -ящ-, -им-.

2. Выполни тест. Запиши гласную корня

1. завис_щий, бор_щийся, бре_щий, вед_мый,

2. невид_мый, невед_мый, кле_щий, ла_щий,

3. ка_щийся, слав_щийся, неслыш_мые,

4. независ_мые, движ_мый, пен_щийся,

5. леле_мый, брезж_щий, стро_щиеся,

3. Проверьте себя и оцените, используя ключ:

1. я, ю, ю, о.

2. и, о, я, ю.

3. ю, я, и.

4. и, и, я.

5. е, ю, я.

Помни :спряжение глагола определяется по суффиксу в инфинитиве.


Работай самостоятельно.

186

УЭ -3

Цель:

Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

1.Самостоятельно прочитай П.3,4 в учебнике.

Сформулируй правило.

Проверь себя:

в причастиях перед суффиксами -вш-, -ш, , -нн-, -т- пиши туже гласную, что пишется и в основе инфинитива.

В страдательных причастиях прошедшего времени , образованных от глаголов на -ить, -ти, -чь, в суффиксе пишется е/ё.

2. Вставьте пропущенные буквы (Е,Я,А) перед -Н-, -НН-. Раскройте скобки. Выпишите глаголы, от которых образованы причастия и отглагольные прилагательные.

Обвеш_нные прод_вцом покупат_ли,

плотно занавеш_нное окно,

вык..ч_нная на палубу бочка,

замеш_нное пек_рем тесто,

навеш_нные на стене плакаты,

обвеш_нные флажками ёлки,

застрел_нный ..охотн_ками за_ц,

стрел_ный воробей,

замеш_нный в скандале,

навеш_нная на косяк дверь,

помеш_нный на идее человек,

расстрел_нная войсками д_монстрац_я,

смеш_нный с мукой изюм,

выкач_нный из сарая вел_сипед.

3. Сделай выводы о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


Образец: выкачанная из скважины нефть - выкачать.

Обращай внимание на значение слов, от которых образованы причастия и отглагольные прилагательные

Работа в парах.

186





УЭ-4

Цель:

сформировать навык написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, научиться различать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.


  1. Ознакомься с таблицей:

Страдательные причастия прошедшего времени

НН

Отглагольные прилагательные


Н

1. Образовано от глагола совершенного вида;

Написанное письмо - писать

1. Образовано от глагола несовершенного вида;

Груженая машина - грузить

2. При наличии приставки ( кроме не-)

Нагруженная машина

2. При отсутствии приставки (кроме не-)

Негруженая машина

3. При наличии зависимых слов

Груженная песком машина

3. При отсутствии зависимых слов

Груженая машина

4. В словах на -еванный, -ованный

Маринованный

5. В словах, образованных от бесприставочного глагола совершенного вида:

Купленный

брошенный


  1. Выпиши из учебника слова-исключения.

  2. Выполни упражнение 293.





Используй таблицу. Взаимопроверка.

187

УЭ- 5

Цель:

Повторить правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных

Прочитайте Пункт 2 раздела «Обратить внимание»

Найдите вариант с ошибкой. Исправьте её.

1.

а) Девушка умна и образованна.

б) Калиниградская область образована в 1948 году.

в) Музыкальное училище преобразованно в колледж.

2.

а) Ты мыслишь ограничено.

б) Моё время ограничено.

в) Эта особа довольно ограниченна.

3.

а) Чемоданы давно собраны и уложены.

б) Твои поступки несобранны.

в) Сколько грибов собранно в этом году?

4.

а) Новое поколение воспитано по-новому.

б) Дети милы и воспитаны.

в) Твоя соседка глупа и невоспитанна.

5.

а) Он объяснял долго, бессвязно и рассеянно.

б) Тучи рассеянны по небу.

в) Она с утра так рассеянна.

6.

а) Чем ты так взволнована?

б) Море взволновано сильным ветром.

в) Все были необыкновенно взволнованы.


Воспользуйся подсказкой!!!

Причастие стоит в прямом значении, а отглагольное прилагательное в переносном.

Причастие можно заменить глаголом, а прилагательное - отыменным прилагательным.

В кратком причастии - Н,

в кратком отглагольном прилагательном столько же Н, сколько в полном.


В трудных случаях смотри контрольный лист учителя.

Ключ:

  1. в)

  2. а)

  3. в)

  4. б)

  5. б)

  6. в)

132

УЭ- 6

Цель:

систематизировать полученные знания и навыки правописании Н и НН в суффиксах.


  1. Выполни упражнение 211.

  1. Соедините стрелками словосочетания, включающие причастия и именами прилагательные , с их характеристиками, вставьте пропущенные буквы.

1. Деревя…ый дом

А.Бесприставочное отглагольное прилагательное

2. Газеты сожже…ы

Б. Полное причастие с приставкой

3. Говорил обдума..о

В. Причастие , образованное от глагола несовершенного вида, с зависимыми словами

4. Говорить пута…о

Г. Краткое причастие

5. Разброса…ые книги

Д. Существительное, образованное от глагола несовершенного вида

6. Смышле…ый мальчишка

Е. Отглагольное имя прилагательное на -ованный, -еванный

7.Шлифова…ый камень

Ж. Наречие, образованное от причастия с НН

8. Масле…ица

З. Исключение из правила правописания Н,НН в отглагольных именах прилагательных

9. Варе…ая в кастрюле картошка

И. Отглагольное прилагательное

10.Свежемороже…ая рыба

К. Исключение из правила правописания Н,НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

11. Стриже…ый мальчишка

Л. Наречие , образованное от имени прилагатель ного с Н

Проверь себя. Ответы на доске.

В существительном , образованном от страдательного причастия или отглагольного прилагательного , пиши столько Н, сколько в производящей основе.

Ты можешь воспользоваться материалами урока и своими наработками по теме.

187

УЭ-7

Цель :

Диагностировать сформированность навыка написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Контрольный диктант.

Каждое утро отец Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взглядом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что-то…

В окно он видел залитую солнцем площадь,

мощенную круглыми, ровными камнями, и напротив каменную стену длинного, без окон, сарая. На углу стоял извозчик, похожий на глиняное изваяние, и непонятно было, зачем он стоит здесь, когда по целым часам не показывалось ни одного прохожего (Л.Андреев).

Графически обозначить орфограммы и пунктограммы.

Проверяет учитель после урока.

УЭ-8

Цель:

подведение итогов и оценка, самооценка учащихся.

Ответь на вопросы:

  1. Что ты знаешь о правописании гласных в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?

  2. Как отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного?

  3. Сколько Н пишется в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных?

УЭ-9

Цель:

Закрепить полученные на уроке знания.

Домашнее задание:

- выучи слова-исключения, составь с ними словосочетания (всем)

Сделай выбор:

- упражнение 296

или

- сочинение -миниатюра с использованием слов с Н и НН

УСПЕХА! Ты обязательно справишься!




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ



Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов.

При обучении русскому языку с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм является лабораторная работа, основное назначение которой - формирование у школьников навыков и умений научного исследования, научного поиска и экспериментирования, которое, базируясь на материале конкретной учебной темы, приводит к более глубокому изучению, самостоятельному осознанию и обобщению материала этой проблемной темы.

В обобщенном и систематизированном виде цели лабораторной работы могут быть представлены так:

- закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний;

- привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой (умение работать со словарями разных типов, оценивать и сопоставлять планы, тезисы, конспекты, аннотации отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала);

- ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа;

- выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике;

- формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, умений и навыков.

Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.

Интересны темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.

Тема, начатая на практическом занятии, может быть предложена в лабораторной работе, и наоборот.

Лабораторной работе может быть посвящен как весь урок, так и его часть, а также она может являться домашним заданием.

Задания при исследовательской методике могут быть различными, все зависит от того, на каком этапе изучения темы она проводится. Если лабораторная работа предшествует практическим занятиям, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос. Если же лабораторная работа следует на этапе закрепления, то она носит обобщающий характер.

Задания должны включать такие этапы исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

- выдвижение гипотезы;

- построение плана исследования;

- выяснение связей изучаемого явления с другими;

- проведение лингвистического эксперимента;

- решение лингвистических задач;

- обобщение результатов и формулировка вывода.

При проведении работы следует учитывать следующее:

- наличие учебной и справочной литературы;

- время выполнения работы;

- задания для индивидуальной и групповой работы (оптимальное количество учащихся в группе - 6 - 8 человек);

- оценочный лист (в нем будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом).

Алгоритм проведения лабораторной работы

  1. Подготовительный этап

- повторение теоретических сведений;

- выполнение практических заданий;

- предварительное ознакомление учащихся с темой и литературой к ней.

2. Проведение работы

- четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы должны быть обозначены в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;

- оснащение лабораторной работы (выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся);

- самостоятельное выполнение лабораторной работы (основная функция учителя на этом этапе - индивидуальное консультирование)

3. Подведение итогов

- ответы учащихся;

- корректировка ответов;

- выяснение уровня овладения учащимися материала

4. Оценивание. Результаты оцениваются в классе; материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.

В старших классах проведение лабораторных работ помогает подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс), когда от учащихся требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Приложение 1

Тематика лабораторных работ 9 класс


Лабораторная работа №1 «Лексикография»

Лабораторная работа №2 «Сложносочиненное предложение»

Лабораторная работа №3 «Классификация сложноподчиненного предложения»

Лабораторная работа №4 «Классификация бессоюзного сложного предложения»

Лабораторная работа №5 «Сложное синтаксическое целое»




Приложение 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Тема: Лексикография

Цели: 1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей;

2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы со словарем

Задание 1 Реализация домашнего задания

Схема анализа словаря

  1. Полное название словаря

  2. Автор (составитель), редактор словаря

  3. Издание (место и год)

  4. Объем словаря (в словарных единицах)

  5. Порядок расположения материала

  6. Каково назначение словаря, кому он адресован

  7. Система условных помет

  8. Способ подачи омонимов

  9. Пример словарной статьи

10. Тип характеризуемого словаря

Задание 2 Вам предложены словарные статьи (по одному слову из различных словарей).

  1. В каждом случае определите, какой тип словаря представлен данной статьей.

  2. Назовите словарь, его автора или составителя.

  3. Назовите словари, которые не представлены в данной работе.

  4. Назовите словари, в которых данное слово не представлено, и объясните почему.

Вариант 1

  1. Лексикология (от греч. lexikos - относящийся к слову и ...логия), раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика. С Л. тесно связаны семасиология, или семантика, учение о словообразовании, этимология и стилистика. Одной из центральных проблем Л. является проблема отдельности слова как самостоятельной единицы словарного состава языка. Современная Л., как и грамматика, опирается на понятие коррелирующих (взаимосвязанных) категорий. Таковыми коррелирующими лексикологическими и вместе с тем семасиологическими категориями являются: моносемия и полисемия, синонимия и антонимия, свободное и связанное значение слов и т. д. Исследуя лексику как систему, лексиколог имеет в виду взаимодействие между значениями слов и понятиями.

  2. Лексикология ж. наука о составе, производстве, образовании языка. Лексикография ж. составленье, обработка словарей. Лексикографический труд требует лексикологических изысканий. Лексиколог м. ученый, занимающийся сравнительными розысками состава слова или языков; лексикограф м. составитель словарей.

  3. ЛЕКСИКОЛОГИЯ, лексикологии, мн. нет, ж. (от греч. lekxikos - словарный и logos - учение) (филол.). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.

  4. Лексикология и, мн. нет, ж. (нем. Lexikologie < греч. lexikos словесный + logos наука, учение).

Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику.

  1. Лексикология, -и

  2. ЛЕКСИКОЛО'ГИЯ, -и, ж. Раздел языкознания - наука о словарном составе языка. || прил. лексикологи'ческий, -ая, -ое.

Вариант 2

  1. ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ, -и, жен. Теория и практика составления словарей. | прил. лексикографический, -ая, -ое.

  2. ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ, лексикографии, мн. нет, жен. (от греч. lexikos - словарный и grapho - пишу) (филол.). Собирание слов какого-нибудь языка, приведение их в систему и издание в виде лексикона, словаря. Труды по лексикографии. Совокупность печатных трудов словарного типа, словарная литература. Русская лексикография.

  3. Лексикография, -и

  4. Лексикография, и, мн. нет, ж. (нем. Lexikographie < греч. lexikos словесный + graphō пишу).

Теория и практика составления словарей.

Лексикограф - специалист по лексикографии.

Лексикографический - относящийся к лексикографии.

  1. Лексикография (от греч. lexikos - относящийся к слову и ...графия), раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей. В развитии форм практической Л. у разных народов выделяются 3 сходных периода: 1) дословарный период. Основная функция - объяснение малопонятных слов: глоссы (в Шумере, 25 в. до н. э., в Китае, 20 в. до н. э., в Западной Европе, 8 в. н. э., в России, 13 в.), глоссарии (сборники глосс к отдельным произведениям или авторам, например к Ведам, 1-е тыс. до н. э., к Гомеру, с 5 в. до н. э.), вокабуларии (сборники слов для учебных и др. целей, например трёхъязычные шумеро-аккадо-хеттские таблички, 14-13 вв. до н. э., списки слов по тематическим группам в Египте, 1750 до н. э., и др.). 2) Ранний словарный период. Основная функция - изучение литературного языка, отличного у многих народов от разговорной речи: например, одноязычные лексиконы санскрита, 6-8 вв., древнегреческие, 10 в.; позднее - переводные словари пассивного типа, где лексика чужого языка толкуется с помощью слов народного языка (арабско-персидский, 11 в., латино-английский, 15 в., церковно-славяно-русский, 16 в., и др.), затем переводные словари активного типа, где исходным является народный язык (французско-латинский, англо-латинский, 16 в., русско-латинско-греческий, 18 в.), а также двуязычные словари живых языков. Первые словари типа толковых создаются в странах с иероглифической письменностью (Китай, 3 в. до н. э., Япония, 8 в.). 3) Период развитой Л., связанный с развитием национальных литературных языков. Основная функция - описание и нормализация словарного состава языка, повышение языковой культуры общества: толковые словари, многие из которых составляются государственными академическими и филологическими обществами (итальянский словарь Академии Круска, 1612, словарь Российской Академии, 1789-94, и др.), появляются также синонимические, фразеологические, диалектные, терминологические, орфографические, грамматические и др. словари. На развитие Л. влияли философские концепции эпохи. Например, академические словари 17-18 вв. создавались под влиянием философии науки Бэкона и Декарта. Словарь французского языка Литтре (1863-72) и др. словари 19 в. испытали воздействие позитивизма. Эволюционистские теории 19 в. укрепили исторический аспект в толковых словарях.

В 18-19 вв. утверждается, а в 20 в. развивается 4-я функция Л. - сбор и обработка данных для лингвистических исследований в области лексикологии, словообразования, стилистики, истории языков (словари этимологические, исторические, частотные, обратные, родственных языков, языков писателей и др.). Современная Л. приобретает индустриальный характер (создание лексикографических центров и институтов, механизация работ, с 1950, и т. д.).

6. Лексикография, - сущ., кол-во синонимов: (2)

• словарная литература

• словарное дело

Задание 3 Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.

При этом необходимо выяснить следующее:

1. Каковы способы толкования значений слова?

2. Какое количество значений выделено?

3. Какая грамматическая информация представлена в словарях (указание на категории рода, вида и др.; приведение форм словоизменения; указание на лексическую и синтаксическую сочетаемость слов)?

4. Как иллюстрируются значения слов (наличие или отсутствие примеров; примеры составителей словаря или из литературы, количество примеров)?

Актер, бисер, вечер, вид, вольный, горе, горло, дно, забирать, забываться, заводить, заводной, злой, искать, корень, кулак, лечь, малый, налетать, ничто, образ, острый, преследовать, пробиваться, рассеиваться, сдавать, сердечный, старушка, страховать, строить.

Примечание. Одно слово дается учителем. Второе ученик подбирает по своему усмотрению. Эти два слова должны отличаться принадлежностью к частям речи.

Д/З: Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке. Запишите их названия, сгруппировав по типам. Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке девятиклассника.

Список использованной литературы

1. Городилова Г.Г., Гельдиева С., Зайкаускене Я.Ю., Изаренков Д.И. и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. - Санкт-Петербург, 1992






Раздел 1


  1. Интерпретация художественного текста.


ВОПРОС № 1 Что такое интерпретация? Прочтите перевод знаменитой басни Эзопа В.К. Тредиаковским и сравните с известной вам басней Крылова. Каким размером написана та и другая басни? В чем сходство и в чем различие (система образов, мораль, язык, стиль)?
Негде Ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось. Оного Лисице захотелось вот поесть; Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья, цвет почтивши, И его вещбу еще также похваливши, «Прямо, - говорила, - птицею почту тебя Зевсовою впредки, буде глас твой для себя И услышу песнь, доброт всех твоих достойну». Ворон, похвалой надмен, мня себе пристойну, Начал, сколько можно громче, каркать и кричать, Чтоб похвал последнюю получить себе печать; Но тем самым из его носа растворена Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна Оною корыстью, говорит тому на смех: «Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех».
ВОПРОС № 2
Что такое интерпретация? Сопоставьте две художественные интерпретации образа Дон Жуана в одноименных сонетах В. Брюсова и Н. Гумилева. Что их объединяет и в чем различие? Как относится к своему герою каждый из поэтов и какими художественными средствами выражается это отношение? Кто еще из известных вам поэтов и писателей обращался к образу Дон Жуана?

ДОН ЖУАН (сонет В.Я. Брюсова)

Да, я - моряк! Искатель островов,

Скиталец дерзкий в неоглядном море.

Я жажду новых стран, иных цветов,

Наречий странных, чуждых плоскогорий.

И женщины идут на страстный зов,

Покорные, с одной мольбой во взоре!

Спадает с душ мучительный покров,

Всё отдают они - восторг и горе.

В любви душа вскрывается до дна,

Яснеет в ней святая глубина,

Где всё единственно и не случайно.

Да! Я гублю! Пью жизни, как вампир!

Но каждая душа - то новый мир

И манит вновь своей безвестной тайной.

ДОН ЖУАН (сонет Н.С. Гумилева)

Моя мечта надменна и проста:

Схватить весло, поставить ногу в стремя

И обмануть медлительное время,

Всегда лобзая новые уста.

А в старости принять завет Христа,

Потупить взор, посыпать пеплом темя

И взять на грудь спасающее бремя

Тяжёлого железного креста!

И лишь когда средь оргии победной

Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,

Испуганный в тиши своих путей,

Я вспоминаю, что, ненужный атом,

Я не имел от женщины детей

И никогда не звал мужчину братом.


ВОПРОС № 3
Что такое интерпретация? Сопоставьте две художественные интерпретации образа Кармен в стихотворении Блока и цикле Цветаевой. Что их объединяет и в чем различие? Как относится к своей героине каждый из поэтов и какими художественными средствами выражается это отношение? Кто еще из известных вам поэтов и писателей обращался к образу Кармен?

А. Блок
О, да, любовь вольна, как птица, Да, все равно - я твой! Да, все равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой!
Да, в хищной силе рук прекрасных, В очах, где грусть измен, Весь бред моих страстей напрасных, Моих ночей, Кармен!
Я буду петь тебя, я небу Твой голос передам! Как иерей, свершу я требу За твой огонь - звездам!
Ты встанешь бурною волною В реке моих стихов, И я с руки моей не смою, Кармен, твоих духов…
И в тихий час ночной, как пламя, Сверкнувшее на миг, Блеснет мне белыми зубами Твой неотступный лик.
Да, я томлюсь надеждой сладкой, Что ты, в чужой стране, Что ты, когда-нибудь, украдкой Помыслишь обо мне…

За бурей жизни, за тревогой,

За грустью всех измен, -

Пусть эта мысль предстанет строгой,

Простой и белой, как дорога,

Как дальний путь, Кармен!

28 марта 1914

М. Цветаева

КАРМЕН

1

Божественно, детски-плоско

Короткое, в сборку, платье.

Как стороны пирамиды

От пояса мчат бока.

Какие большие кольца

На маленьких темных пальцах!

Какие большие пряжки

На крохотных башмачках!

А люди едят и спорят,

А люди играют в карты.

Не знаете, что на карту

Поставили, игроки!

А ей - ничего не надо!

А ей - ничего не надо!

- Вот грудь моя. Вырви сердце -

И пей мою кровь, Кармен!

13 июня 1917

2.

Стоит, запрокинув горло,

И рот закусила в кровь.

А руку под грудь уперла -

Под левую - где любовь.

- Склоните колена! - Что вам,

Аббат, до моих колен?!

Так кончилась - этим словом -

Последняя ночь Кармен.

18 июня 1917

ВОПРОС № 4
Сравните два стихотворения об осени - Ф.И. Тютчева (1857) и Т. Кибирова (1993).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

****
Осень настала. Холодно стало. И в соответствии с этой листвой екнуло сердце, сердце устало. Нету свободы - но вот он, покой!
Вот он! Рукою подать и коснешься древних туманов, травы и воды. И охолонешь. И не шелохнешься. И не поймешь, далеко ль до беды.
Осень ты осень, моя золотая! Что бы такого сказать о тебе? Клен облетает. Ворона летает. Мокрый окурок висит на губе.
Как там в заметках фенолога? - птицы в теплые страны, в берлогу медведь, в Болдино Пушкин. И мне не сидится. Все бы мне ныть, и бродить, и глядеть.
Так вот и скажем - в осеннем убранстве Очень красивы поля и леса! Дачник садится в общественный транспорт И уезжает. И стынет слеза.
Бродит грибник за дарами природы. Акционерный гуляет колхоз. Вот и настала плохая погода. Сердце устало, и хлюпает нос.
Так и запишем - неброской красою радует глаз Воскресенский район, грязью густою, парчой золотою и пустотой до скончанья времен <...>
Стелется дым. В среднерусских просторах я под дождем и под ветром бреду. Видно, прощаюсь с какой-то Матерой или какого-то знаменья жду.
Слабое сердце зарапортовалось, Забастовало оно, завралось. Вот и осталась мне самая малость. Так уж сложилось, вот так повелось.
Что тут поделаешь - холодно стало. Скворушка машет прощальным крылом. Я ж ни о чем не жалею нимало. Дело не в этом. И речь не о том.
Сопоставьте тематику и пафос обоих стихотворений. Опишите различия в языке и стиле. Что «выдает» в стихотворении Кибирова его принадлежность к концу ХХ века (кроме, конечно, соответствующей лексики)?







ВОПРОС № 5
Сравните стихотворения И.С. Тургенева (1843) и А.Н. Апухтина (1876). Что может служить основанием для сравнения? В чем сходство и в чем различие? Как бы вы определили жанр обоих стихотворений?
Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое.
Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные, взоры усталые... Ночи, последним огнем озаренные, Осени поздней цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною Мне указало, что было в вас ложного, Все же лечу я к вам памятью жадною, В прошлом ответа ищу невозможного...
Вкрадчивым шепотом вы заглушаете Звуки дневные, несносные, шумные... В тихую ночь вы мой сон отгоняете, Ночи бессонные, ночи безумные!
ВОПРОС № 6
Сравните два сонета - «Вечер» И.А. Бунина (1909) и «Бунин» И. Северянина (1925). Что может быть основанием для сопоставления? Опишите систему образов обоих стихотворений и найдите сходство. Почему Северянин, стремясь передать очарование бунинского художественного мира, выбирает именно эти образы и ассоциации?
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
БУНИН
В его стихах - веселая капель, Откосы гор, блестящие слюдою, И спетая березой молодою Песнь солнышку. И вешних вод купель.
Прозрачен стих, как северный апрель. То он бежит проточною водою, То теплится студеною звездою, В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.
Уют усадеб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружье. Собака. Серая Ока.
Душа и воздух скованы в кристалле. Камин. Вино. Перо из мягкой стали. По отчужденной женщине тоска.








ВОПРОС № 7
Сравните два стихотворения одного автора (А.М. Жемчужникова) с одним и тем же названием - «Первый снег». Попробуйте угадать, какое из них написано на тридцать лет позже. Что «выдает» их принадлежность перу одного поэта?
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Миновали дождливые дни - Первый снег неожиданно выпал, И все крыши в селе, и плетни, И деревья в саду он усыпал.
На охоту выходят стрелки... Я, признаться, стрелок не хороший; Но день целый, спустивши курки, Я брожу и любуюсь порошей.
Заходящее солнце укрыв, Лес чернеет на небе румяном, И ложится огнистый отлив Полосами по снежным полянам;
Тень огромная вслед мне идет, Я конца ей не вижу отсюда; На болоте застынувшем лед И прозрачен, и тонок, как слюда...
Вот снежок серебристый летит Вновь на землю из тучки лиловой И полей умирающий вид Облекает одеждою новой...



ПЕРВЫЙ СНЕГ
Поверхность всей моей усадьбы Сегодня к утру снег покрыл... Подметить все и записать бы, - Так первый снег мне этот мил!
Скорей подметить! Он победу Уступит солнечному дню; И к деревенскому обеду Уж я всего не оценю.
Там, в поле, вижу черной пашни С каймою снежной борозду; Весь изменился вид вчерашний Вкруг дома, в роще и в саду.
Кусты в уборе белых шапок, Узоры стынущей воды, И в рыхлом снеге птичьих лапок Звездообразные следы...








ВОПРОС № 8
Сравните стихотворения о клене К.К. Случевского (1890) и С.А. Есенина (1918). Чем еще, кроме риторического обращения к клену, они похожи? Чем отличается настроение и интонация стихотворения Есенина от «Осеннего мотива» Случевского? Сравните язык и стиль стихотворений.
ОСЕННИЙ МОТИВ
Мой старый клен с могучею листвою, Еще ты густ, и зелен, и тенист, А между тем чуть видной желтизною Уже слегка озолочен твой лист.
Еще и птиц напевы голосисты, Ты ими полн, как плеском бег реки; Еще висят вдоль плеч твоих монисты Твоих семян созревших мотыльки.
В них бывший цвет - твои воспоминанья, Остатки чувств, испытанных тобой; Но ты сказал им только: «До свиданья!» Ты будешь жить и будущей весной.
Глубокий сон зимы обледенелой Додремлешь ты и, покидая сны, Весь обновлен, листвой своей всецело Отдашься ласкам будущей весны.
Для нас - не то. Хотя живут стремленья, И в сердце песнь, и грез душа полна, Но, старый друг, нет людям обновленья, И жизнь идет, как нить с веретена.
*****
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку.







ВОПРОС № 9
Поэтический перевод тоже можно считать интерпретацией. Так, одно из самых известных русскому читателю стихотворений Гете «Горные вершины...» известно вам в переводе М.Ю. Лермонтова. Но существуют и другие версии, например, перевод И.Ф. Анненского. Сравните два перевода. Чем они отличаются? Какие оттенки настроения лирического героя передают оба поэта-переводчика? С помощью каким языковых средств? Какое настроение вам ближе и почему?
Перевод Лермонтова:
Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины Полны свежей мглой;
Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного - Отдохнешь и ты. Перевод Анненского:
Над высью горной Тишь. В листве, уж черной, Не ощутишь Ни дуновенья... В чаще затих полет... О, подожди!... Мгновенье - Тишь и тебя... возьмет.






ВОПРОС № 10
Литературная пародия - также один из видов интерпретации. В 1925 году в Харькове вышла книга литературных пародий «Парнас дыбом». Используя известные сюжеты, в частности историю серенького козлика, авторы книги блестяще имитировали стиль европейских, русских и советских писателей. Кто, по мнению авторов «Парнаса...», изложил бы историю козлика так: Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют. Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых. Сей серенький козлик был склонен более к опасностям жизни бурной, нежели к прелестям мирного существования селянина на лоне сладостной Натуры под кущами зелёных садов, среди цветущих дерев и приятного ручейков лепета. В чаще непроходимых дубрав нашёл серенький козлик погибель свою от острых когтей и зубов косматого чудовища лесов Гиперборейских - серого волка. Лишь в знак любезной памяти дружбы и умиления сердечного оставило оное чудовище бедной старушке, горькие слёзы в тиши ночной проливавшей, рожки и ножки существа, столь горячо любимого и столь печально погибшего.
А кто - вот так: У старой женщины, бездетной и убогой, Жил козлик серенькой, и сей четвероногой В большом фаворе у старушки был. Спал на пуху, ел сытно, пил допьяна, Вставал за полдень, а ложился рано: Ну, словом, жил И не тужил. Чего же более? Но вот беда - Мы жизнью недовольны никогда: Под сению дерев на вольной воле Запала мысль козлу прогулку совершить, И, не раздумывая доле, В соседний лес козёл спешит. Он только в лес - а волк из лесу шасть! В глазах огонь, раскрыл грозящу пасть - И от всего козла осталося немножко: Лишь шерсти клок, рога да ножки.
Сей басни смысл не трудно угадать: Не бегай в лес, коль дома благодать.


ВОПРОС № 11
Пародия - тоже интерпретация. Чем пародия отличается от подражания? Назовите ее жанровые признаки пародии. На какие стихотворения А.А. Фета написана пародия Д. Минаева? Что именно пародируется?
Чудная картина! Грезы всюду льнут; Грезит кустик тмина, Грезит сонный пруд, Грезит георгина. Даже, как поэт, Грезит у камина Афанасий Фет. Грезит он, что в руки Звук поймал - и вот Он верхом на звуке В воздухе плывет, Птицы ж щебетали: «Спой-ка нам куплет О «звенящей дали», Афанасий Фет»

ВОПРОС № 12
Что такое пародия? Дайте определение. Сравните два текста: стихотворение А.С. Пушкина, посвященное Петербургу (1828 год), и Вл. Соловьева о Москве (1887 год). Можно ли второе считать пародией на первое? Если да, то почему? Если нет, почему?
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит - Все же мне вас жаль немножко, Потому что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой.
А.С. Пушкин
Город глупый, город грязный! Смесь Каткова и кутьи, Царство сплетни неотвязной, Скуки, сна, галиматьи. Нет причин мне и немножко Полюбить тебя, когда Даже милая мне ножка Здесь мелькнула без следа. В.С. Соловьев







ВОПРОС № 13
Знаменитое стихотворение Горация «Памятник» многократно переводилось и вызвало множество подражаний. «Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа», - так можно определить его тему. Сравните наиболее известные «Памятники» Г.Р. Державина и А.С. Пушкина и отметьте сходство и различие. Гораций считал, что заслужил вечную славу тем, что первым приложил «песни эольские к италийским ладам», т.е. был поэтом-новатором. А в чем видят свою заслугу русские поэты? Кто еще, кроме Державина и Пушкина, переводил Горация или использовал мотивы «Памятника» в своем творчестве?

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчётных,

Как из безызвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Г. Р. Державин

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

А. С. Пушкин.





ВОПРОС № 14
Прочитайте строки о Ярославне из стихотворения В.Я. Брюсова «Певцу Слова».
Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты - Наташа, ты - и Лиза, и Татьяна - ты! Назовите упомянутых Брюсовым героинь русской литературы, произведения, в которых они действуют, и их авторов. Как вы понимаете смысл брюсовского утверждения?
ВОПРОС № 15
«Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» - весьма посредственною книгою». Однако автор этой характеристики признает в Радищеве необыкновенный дух и рыцарскую совестливость. Чей это отзыв о Радищеве? В текст «Путешествия…» автором включена ода, которую якобы сочинил некий «новомодный стихотворец», встретившийся автору-рассказчику. Как называется эта ода? Какой великий русский поэт, вдохновленный Радищевым, написал одноименную оду? Можно ли считать подобные случаи интерпретацией? Обоснуйте свое мнение.



ВОПРОС № 16 Прочтите интерпретацию этого известнейшего стихотворения А.С. Пушкина замечательным знатоком русской поэзии П.М. Бицилли («Этюды о русской поэзии»): «Зло элементарно, бессмысленно и бесцельно. Зло - уныло и скучно. Скукой веет от этих однообразных, давящих своей равномерностью строф…» О каком стихотворении идет речь? Согласны ли Вы с интерпретацией Бицилли? Предложите свою.







ВОПРОС № 17
Правильная интерпретация художественного текста зависит от верного понимания значения каждого слова. В статьях о Пушкине В.Ф. Ходасевич неоднократно подчеркивал необходимость чуткого, вдумчивого отношения к каждому слову поэта, иначе оттенки его мысли ускользнут от понимания читателя. Так, слово «важный» означает у Пушкина не «чванный, гордый, надменный», а «серьезный, строгий, вдумчивый». Слово «пожалуй» чаще означает «изволь, соблаговоли», а не «может быть, наверное» (статья «Прямой. Важный. Пожалуй»). Что означает слово «прямой» в приведенных ниже строках? Прямым Онегин Чайль-Гарольдом Вдался в задумчивую лень…
Прямого просвещенья ради…
Приехав, он прямым поэтом Пошел бродить…




ВОПОРОС № 18
Прочтите отрывок из «Записок» Е.А. Сушковой о прогулке компании молодых людей, в числе которых был Лермонтов, в Троице-Сергиеву лавру и встрече со слепым на паперти.
«Все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною; наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»
После этой встречи 16-летний Лермонтов написал знаменитое стихотворение «Нищий» («У врат обители святой…»). В.Я. Брюсов считал, что лермонтовское стихотворение стало бы значительно лучше без последней, третьей строфы («Так я молил твоей любви…»). Можно ли с этим согласиться? Что изменилось бы?



ВОПРОС № 19
Прочтите стихотворение современного поэта Тимура Кибирова. Посмотришь с холодным вниманьем вокруг… Какая параша, читатель и друг! Но если посмотришь с вниманьем горячим, Увидишь все это немного иначе. Какое знаменитое лермонтовское стихотворение вызвало поэтический отклик Кибирова? Узнайте и назовите прямую цитату. С каким мироощущением, характерным для лермонтовских героев, спорит Кибиров?


ВОПРОС № 20
Прочтите стихотворение А.С. Пушкина: Напрасно я бегу к сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам... Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий Какой основной художественный прием используется в этом стихотворении? Почему Ю.М. Лотман считал, что это маленькое стихотворение - пример совмещения сразу нескольких «точек зрения»?



24

© 2010-2022