Конспект занятия для будущих первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие 2.

Тема: Речь устная и письменная. Мир звуков и букв.

Цели: формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и

устная», «звук», «буква»; побуждать к самостоятельному чтению, развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: презентация, рисунки поезда с вагонами, цыпленка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные правила, то есть мы будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов!

Начнем наш первый урок.

-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Отгадайте, на чем?

Братцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились

И помчались в путь - далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд).

-Поезд здесь, а вагонов нет. Нужно вагоны вернуть назад.

-Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. (Школа.)

-Где вы сейчас находитесь? (Мы находимся в школе.)

-С какой целью родители привели сегодня вас в класс? (Ответы детей.)

-А о чем говорится вот в этой загадке:

Здесь девчонки и мальчишки Дети те - одна семья.

Достают тетрадки, книжки. Кто они, спрошу тебя?

Трудятся старательно, (Класс, школьники, ученики.)

Слушают внимательно.

II. Актуализация знаний.

1.Разучивание алфавитной песенки.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё - постираем мы белье.

Ж, З, И, Й, К, Л, М - апельсинчик быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У - погуляем по мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ - ах, какая чаща!

Ъ, Ы, Ь - не запомнятся никак.

Э, Ю, Я - вот и все мои друзья!

Вагончики на месте, можно отправляться, только для этого выполните задание.

Запомните школьные правила.

2. Ознакомление с правилами.

-Ребята вы знаете, что меня зовут... Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное, какие фильмы и певцы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы.

Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать. (Сначала будут одиночные вопросы, затем все спрашивают, перебивая друг друга.)

-Когда все говорят одновременно, получается шум, мне трудно понять, что вы говорите. В школе есть правило:

«Хочешь говорить - подними руку!»

(Учитель показывает, как правильно поднимать руку.)

-Сегодня вы начнете учиться правильному поведению на уроке, правильно отвечать на поставленные вопросы, узнаете много нового и интересного.

-А теперь задавайте вопросы, как положено ученикам.

(Дети задают любые вопросы, а учитель отвечает и подводит их к понятию «речь».)

-Молодцы! Хорошо правила запомнили. Садитесь в вагоны - поехали!

3.Физкультминутка «Паровоз».

(Движение локтями, сигнал).

Загудел паровоз ив агончики повез!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко я укачу!

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук!

III. Постановка темы и цели урока.

-Посмотрите, куда мы приехали. Мы в неизвестной стране, которая называется «Речь». А чтобы вам не было страшно, нужно познакомиться с ее жителями.

IV. Новая тема.

1.Знакомство с понятиями «устная» и «письменная речь».

-Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся? (Звонкая, красивая и т. д.)

-Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

-Все, что мы с вами сейчас говорили, - это устная речь.

-Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму.

-А теперь послушайте стихотворение:

-Зашумел осенний лес - Он сегодня всех ребят

-Золотой листвою. - Приглашает в школу.

-С теплым летом расставаться - Постучит в окошко клен

-Грустно нам с тобою. - Красно-желтой лапкой,

-Колокольчик зазвенит, - И чирикнет воробей:

-Звонкий и веселый. - В добрый путь, ребятки!

-Какую речь вы сейчас услышали?

2.Мир звуков и букв.

-Как плачет ребенок? Как он удивляется?

-Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издают шмель, пчела?

-Видели ли вы произносимые звуки?

Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы. А вот перед вами алфавит. Он иллюстрирован.

(Выставить на доску красочный алфавит с изображениями зверей, птиц или цветов на каждую букву).

- Буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи?

-Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов.

3. Обобщение.

-Ну что, страшно вам в этой стране? Кто ее жители?

-Как называется все то, что мы говорили об иллюстрации? (Устная речь.)

-Когда мы пользуемся устной речью?

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять.

Очутились на лугу.

Я вперед быстрей бегу!

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал наш класс.

Вот какой букет у нас!

5. Выделение звука.

-Продолжаем путешествие. Сейчас остановка центральная. Нам нужно срочно помочь одной цапле. У нее произошло чрезвычайное происшествие.

Сказка «Цыпленок Цып»

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первыми теперь сидел на крыльце и ждал,

Когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

- Ну, ты посиди,- говорит Цып,- а я пойду прогуляюсь. Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.

- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

- А как же надо? - удивилась гусеница.

- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит,

- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.

- Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г. Юдин)

-Что произошло у цапли? Какой урок получил цыпленок?

-Назовите слова со звуком ц.

4. Физкультминутка.

V. Закрепление. Выполнение заданий в приложении 1.

VI. Подведение итогов урока.

-Помогите закончить фразу:

-Все, что мы говорим - это... (речь).

-Речь бывает... устной и письменной

-Мы не можем видеть... (звук).

-Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его... (знаком или буквой).

© 2010-2022