Материал для уроков русского языка по теме Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Словарная работа на уроках русского языка.

Грамоте учиться всегда пригодится

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью - развитие личности учащихся. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Задача педагогов ориентировать младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формировать способность их грамотно применять.

Русский язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Только грамотный человек в нашей стране может добиться успехов. Один из путей этого достижения - работа со словарными словами на уроках русского языка.

Особенность словарной работы в школе заключается в том, что она проводится в процессе всей учебной деятельности и не только на уроках русского языка. Ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5 - 8 новыми словами, что происходит на уроках русского языка и литературного чтения.

Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные направления:

  • обогащение словаря

  • уточнение словаря

  • активизация словаря

  • устранение нелитературных слов

Обогащение словаря предполагает усвоение новых слов, а также новое значение тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.

Уточнение словаря - это развитие гибкости словаря.

Активизация словаря - это перенесение большого количества слов из пассивного словаря в активный словарь.

Устранение нелитературных слов - это изъятие диалектных, жаргонных, просторечных слов, которые дети приобретают под влиянием речевой среды

Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения. В современном языке это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Грамотно писать надо для того, чтобы понимать друг друга, уважать законы, нормы и традиции языка, тем самым сохранять культуру нашего народа.

Мною разработан ряд заданий, развивающих грамотность учеников.

Упражнения для формирования фонетических понятий:

  1. Выпишите слова в 2 столбика, в 1 слова с глухой согласной на конце слова, а во 2 столбик со звонкой согласной на конце слова: класс, вдруг, привет, колхоз, народ, карандаш.

  2. Выпишите слова, в которых есть мягкая согласная: вет.р, вор.на, д.р.вня.

  3. Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: в.кзал, к.ртина, .бед, ур.жай, с.лома, п.беда.

  4. Запиши слова в 2 столбика, в 1 слова с 2 слогами, а во 2 столбик слова с 3 слогами.

  5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова и на конце слова.

  6. Запиши из словаря слова на тему: «Овощи», «Одежда», «Птицы», «Транспорт», «Школьные принадлежности» и т.д.

  7. Игра «Собери слово» : рел, та, ка ; та, га, зе.

  8. Запишите словарные слова с ударением на первый слог, затем па второй и на третий.

  9. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запишите их, поставив ударение, и подчеркните букву, которую запоминаем.

  10. Игра «Кто больше придумает слов». Дано несколько букв, нужно составить их этих букв как можно больше слов. Например: э, а, в, к, с, к, а, т, о, р.

  11. Игра «Расшифруем слово». Замените цифры буквами алфавита. 2 10 13 6 20 - билет.

  12. Выборочный диктант. Дети выписывают из текста слова с безударными гласными: На стене висел портрет. Мы отправились в путешествие. Отца позвали к телефону.

  13. Игра «Ступеньки». В столбик запишите слова так, чтобы в каждом последующем слове было на одну букву больше: ужин, билет, газета, галерея, командир, революция, серебряный.

  14. Ребусы.

  15. Игра «Заполни дырочки». К.мн.та, .дин.адцать, т.р.лка, ..сква.

Работа над составом слова. 1.Подберите однокоренные слова с суффиксом -к к словам: комната, посуда, газета. 2.Игра «Найди лишнее слово». Помогает научить детей различать однокоренные слова и формы одного и того же слова: командир, командиры, командный, командировка. 3.Составьте словосочетания. Вставьте в имена прилагательные нужные окончания: карандаш деревянн.., класс нов.., заяц труслив.., комната больш.., яблоко зелён… 4.Шарады. Узнай слово, которое задумано. Большой …… 5.Составьте словосочетания, запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падежный суффикс. Люблю, думаю, горжусь (девочка). 6.Работа над деформированным предложением. Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому? Моя мама дала объявление в (газета).

Морфологические упражнения имеют целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды упражнений помогают объединять отдельные слова в определённые группы, разграничивать и определять формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи.

1.Найдите и запишите слова, обозначающие признак предмета, действие предмета.

2.Выпишите из данных слов четыре слова 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3.Составьте словосочетания, определите падеж прилагательных: синица (какая?), воробей (какой?).

4.Выпишите из текста слова в 3 столбика. В 1 столбик слова женского рода, во 2 столбик мужского рода, в 3 столбик среднего рода.

5.Спишите предложение, вставьте нужное по смыслу слово из словаря, отвечающее на вопрос кто? ……. на ухо наступил.

6.Составьте предложение из слов: машина подъехала библиотека. Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните.

7.Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи: победа, победный, победить.

8.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения имён прилагательных (вкусный ужин, свежая газета, аппетитное яблоко).

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получают по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний в предложении.

1.К данным словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте с ними предложения.

ученик в школе

заяц в лесу

2.Составьте предложения с данными словосочетаниями: большой секрет, знаменитая фамилия.

3.Составьте предложения сданными словами: берёза, директор.

4.Составьте предложения со словарными словами различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные - библиотека, мы, пойдём, сегодня.

5.Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом предложение, запишите его. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

6.Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова, составьте с этими словами словосочетания. Рисунок в книге (картинка).

7.Найдите в предложении словарное слово, определите от какого слова оно зависит. Поставьте вопрос. Наташа вынула из кармана носовой платок.

8.Из слов составьте предложение. Картофель, в, огород, растёт.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов, как прямые так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отличии между синонимами и антонимами.

1.Составьте словосочетания и предложения: близкий, далёкий, горизонт.

2.Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясните, по какому признаку определяли: картофель, капуста, осина, морковь.

3.Допишите предложение подходящими по смыслу словами: Сегодня на улице хорошая (погода).

4.Сгруппируйте слова по темам: земляника, лисица, петух, тетрадь, малина, карандаш, медведь.

5.Работа с карточками. На одной карточке найдите фразеологизм, на другой его обозначение.

Медвежья услуга.

Спустя рукава.

Проглотить язык.

Очень большую помощь в работе над правильным написанием словарных слов оказывают различные словари: орфографический словарь, словарь С.И.Ожегова, фразеологический и другие.

Основной целью словарной работы в начальных классах должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения из словаря. « Обогатить» - значит сделать богаче, из словаря С.И.Ожегова. Считается, что дети, благодаря работы над словом обогащают не только языковые знания, но и духовно обогащаются. Использую в своей работе разные методы, приёмы форм и средств обучения в работе над словарными словами. Повышаю интерес к овладению богатства русского языка, воспитываю внимание к слову, обогащаю словарный запас. Все упражнения способствуют быстрому и прочному усвоению словарных слов, из чего формируется навык грамотного письма с непроизносимыми гласными.

Как говорится - «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

Составитель: Макарова Ольга Евгеньевна

учитель начальных классов



© 2010-2022