Родительское собрание в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классное родительское собрание в 1 классе.

Тема: Поговорите со мной, родители!

Дата проведения: 21.12.2010.

Форма проведения: конференция.

Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения первоклассника с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности первоклассника.

Задачи: конкретизировать представление родителей об уровне знаний их детей; показать возможности общения родителей и первоклассников при возникновении стрессовых и конфликтных ситуаций; обобщить наблюдения родителей за уровнем и стилем их общения с детьми и разработать примерную тематику для построения общения, соответствующую возрасту детей класса.


  1. Организационный этап.

Задание 1. «Знакомство»

Ведущий: многие из вас уже знакомы друг друга, но сегодня мы попытаемся ознакомиться поближе для того, чтобы нам проще и удобнее было общаться и обсуждать в дальнейшем главное дело нашей жизни - воспитание наших детей. Сейчас каждый из вас называет свое имя и отчество, а затем рассказывает о самом лучшем качестве или черте характера своего ребенка.

После того как все рассказали о своих детях, ведущий делится своими впечатлениями о лучшем качестве или черте характера каждого ученика класса.

Затем следует обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспомнить и рассказать «О самом лучшем». В процессе обсуждения ведущий подводит участников к выводу о том, что чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребенка, чем на его достижения. Это мешает по достоинству оценить положительные качества ребенка, которые являются главной базой для формирования уверенности.

Задание 2. «Что мне нравится в себе?»

Ведущий: сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества, которые вам нравится в себе, которые вы считаете своими достоинствами. Кроме того, подумайте, как эти качества помогают вам в жизни, в работе. Затем расскажите об этом партнерам по группе.

После выполнения задания участники собираются в круг и делятся впечатлениями.

Вопросы для обсуждения:

- просто ли было определить свои достоинства? Почему?

- что вы испытывали,, когда рассказывали о себе?

- можно ли такую игру предложить членам своей семьи? Полезна ли она, и если полезна, то чем?

В процессе обсуждения ведущий подводит участников к тому, что, осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям. Такая «игра» дает возможность и ребенку, и взрослому отрыто высказать свое мнение, получить положительную «обратную связь», т.е. поддержку мнения о себе. Кроме того, это повод для содержательного личностного общения. Ведущий обращает внимание участников на то, что при выполнении упражнения нельзя давать оценку высказываниям говорящего, так как это то мнение, на которое он имеет полное право.

  1. Педагогический всеобуч для родителей по теме «Роль общения в жизни первоклассников»

Классный руководитель должен начать выступление с сообщения результатов анкетирования учащихся класса.

Устное анкетирование учащихся класса проводилось по следующим вопросам:

  1. С кем живешь?

  2. Часто вы разговариваете друг с другом?

  3. С кем чаще приходится разговаривать и почему?

  4. О чем обычно разговариваете?

  5. Нравится ли тебе общаться с членами своей семьи?

  6. С кем больше нравится общаться: с друзьями, с одноклассниками или членами своей семьи?

  7. Можно ли жить, не общаясь со своими родителями и членами семьи?

  8. Какие слова тебе запомнились из разговора со своими родителями?

  9. Если пофантазировать, то какую бы тему для разговора ты хотел бы выбрать, чтобы, придя домой после школы, сразу об этом поговорить с родителями сегодня?

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимании е другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Первоклассники не имеют навыков общения, хотя общаться начинают с самого рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться, и в него включаются друзья - одноклассники, знакомые из других учебных заведений дополнительного образования, друзья, с которыми проводится свободное время по месту жительства, а также взрослые, с которыми ребенку приходится общаться вне семьи: учителя, родители одноклассников и др. но от разнообразия общение ребенка не становится грамотным и правильным, поскольку часто отсутствует положительный пример общения, а также оказывают влияние условия, создаваемые внутри группы, и немалое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Поэтому некоторые вопросы анкеты и были составлены так, чтобы можно было выявить причину неуспеха в овладении навыками общения.

Такие индивидуальные особенности ребенка, как стеснительность, замкнутость или же показная смелость, раскованность, оказывают влияние на формирование навыка общения. Отсутствие же положительного примера чаще способствует усвоению грубости и хамства как единственного способа общения. В целом же, сформированность навыков общения должна способствовать успешной социализации ребенка.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Сюда включается как познание человеком социальной действительности, так и овладение навыками индивидуальной и групповой работы. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Повседневное общение родителей со своими детьми постепенно должно вырасти до уровня продуктивного общения, т.е. такого, которое имеет цель и результат. Большей частью общение в семье носит характер бессодержательный, т.е. часто члены семьи общаются ради самого общения. Чтобы впоследствии слово родителей было для ребенка весомым, значимым, нужно уже сейчас обучаться самим, а также учить своих детей общаться. Во многих анкетах и родителей и детей в вопросе об определении темы общения отмечено - «Об учебе». Значит, сейчас уже общение между родителями и детьми подчинено какой-то цели, а следовательно, предполагается достижение какого - либо результата посредством состоявшегося разговора. Родители могут выстраивать свое общение с детьми, преследуя различные цели и добиваясь различных результатов. Учитывая возрастные особенности первоклассников, их родителям можно предложить придерживаться при организации общения таких целей.

Родителям следует обратить внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи, дистанцию для установления контакта в процессе общения. Необходимо также следить за состоянием своего собеседника: если чувствуете, что на каком-то этапе разговора контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!»

Пользуясь такими фразами невозможно восстановить утерянный контакт. В семейной обстановке первоклассникам особенно необходимы тесный контакт с родителями, их тепло, ласка, участие. Поэтому родителям следует обратить внимание на свое внешнее состояние, т.е. на дистанцию между ребенком и вами, на позу и доброжелательный тон.

Не у каждого первоклассника хватает сил, воли, терпения для осуществления успешных действий. Обычно родители хотят добиться, чтобы ребенок сделал что-то, что кажется им необходимым, полезным, нужным. Используются уговоры, просьбы, требования, приказы. Все чаще родители стали использовать как средством стимуляции деятельности - торг. Тактику торга или подкупа можно напомнить такой ситуацией:

«если сделаешь что-то (уберешь грязь в комнате, быстро выучишь уроки и т.п.), то получишь деньги на … или мы тебя отпустим погулять, возьмем с собой в поход и т.д.».

Результат такой тактики воздействия на стимуляцию деятельности очень неустойчив, а помимо этого приучает ребенка устанавливать зависимость полезной деятельности от перечисленных стимулов. С возрастом же «Цены» побуждений будут возрастать. Прием «торга» исключить полностью нельзя, но нужно родителям уметь владеть навыками, позволяющими заинтересовать ребенка общением. Для этого нужно учиться понимать своего ребенка, особенности его характера и предлагать возможную реакцию на тему разговора и его содержание.


  1. «Как научиться продуктивному общению со своим ребенком?»

Родителям следует самим научиться продуктивному общению, тогда и их дети смогут перенять положительный опыт общения.

Чтобы общаться продуктивно, родители должны придерживаться при общении нескольких простых правил.

Родители должны:

- выглядеть открытыми, готовыми постоянно находить для себя что-то новое в общении со своим ребенком;

- быть информированными о событиях в жизни своего ребенка;

- уметь правильно оценивать возможности своего ребенка;

- продумывать действия, стимулирующие общение;

- осознавать цель предстоящего общения и предвидеть ожидаемый результат;

- уметь анализировать состоявшееся общение, каким бы оно ни получилось.

Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться и таких практических советов:

  1. Научитесь слушать и слышать ребенка.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Избегайте сразу давать советы.

Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.

  1. Не перебивайте ребенка!

  2. Воздержитесь от поучений!

Если вы воздержитесь от поучений, выслушайте ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.

  1. Научитесь хвалить и благодарить друг друга.

Начинайте с себя. Начните делать для других то, что хотите получить от них. Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили. Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.

  1. Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.

  1. Заключительное слово классного руководителя.

Кл рук: в семье все зависят друг от друга. Ваши родители передали вам свои привычки, манеру поведения. Вы все это передаете своим детям. Это подтверждает тот факт, что семья - особая система, мир, живущий и развивающийся по своим особым законам. Ребенок очень чутко реагирует на любое событие внутри семьи. Откликом на ссоры, скандалы, тщательно скрываемые недоговоренность, напряженность во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в его поведении.

Например: противоречивый подход к воспитанию, алкоголизм родителей или эмоциональный стресс у матери формируют у ребенка внутренний конфликт, который и вызывает нарушения в сфере общения. Чтобы помочь ребенку, нужно устроить причину и больше времени уделять общению с ним. Будьте всегда вместе с ребенком. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи и выносятся приговоры.

Решение:

  1. Родителям внимательнее относиться к своим детям, стараться больше времени уделять общению с ними.

  2. Анализировать различные ситуации общения с детьми. О наиболее интересных состоявшихся разговорах можно подготовить сообщение к следующему родительскому собранию.



© 2010-2022