- Преподавателю
- Начальные классы
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельничук Н.Н. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Цели: содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.
Учитель: Наш классный час мы посвящаем русскому языку. Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами. Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.
Рубрика «Знаете ли вы, что…»
(сопровождается показом иллюстраций). Учитель: Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому. Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков. В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками. И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.
Учитель: Щедрое народное наследство -
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком -
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык! С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин. Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка». Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.
Рубрика «Игры с русским языком» 1.«Прятки» В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами. Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё. Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи. Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она. И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас. Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал. Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле. 2. «Беглянка» Беглянка - это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный. Казнить пленника нельзя помиловать! Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать! Строить здесь нельзя сносить! Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить! Говорить на уроке нельзя молчать! Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать! 3. «Что за фразеологизм?» Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение. Я сегодня так устал, что всю ночь спал….
Свои вещи нужно содержать в порядке,….
Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….
Лёва …. и начал кричать и топать ногами.
Почему ты не говоришь правду, а всё время ….
Смелым и ….
Я сделал всё правильно и аккуратно так, что …. 4. «Игры с антонимами». Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами. ….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь. В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое - вышло. ….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний - гноит. Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий. Ученье - ….., а не ученье - …./ Ответ: Ученье - свет, а не ученье - тьма. Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу - зимой. Декабрь год …., а зиму …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает. Подведение итогов. Продолжите фразы: Сегодня я понял …. Сегодня я узнал …. Сегодня я вспомнил… Сегодня я поучился…
Учитель: Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние. Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.
Ты жеребёнок ещё.
Несуразные вещи.
Покалечилась она.
И дико мне сейчас.
Ябеду не ждал.
Ведь мы летали на метле.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
….едешь, ….будешь. В одно ухо …., в другое - …. ….дождь растит, ….. гноит. Волос ….., да ум….. Ученье - ….., а не ученье - …. Готовь сани …., а телегу - …. Декабрь год …., а зиму ….