Исследовательская Работа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №78 поселка Чернышевск















Исследовательская работа

«Детство, опаленное войной»

Автор работы:

Кожин Дмитрий,

ученик 4В класса МОУ СОШ №78



Руководитель работы:

Корякина Оксана Анатольевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №78







2014 год

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………3 2.Основная часть…………………………………………………………. 5

3.Заключение………………………………………………………………11

4.Список использованных источников и литературы………………….12

5. Приложения……………………………………………………………..13













1.Введение


Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Сегодня многие свидетели войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я понял самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе. Людям, потерявшим детство я посвящаю свою исследовательскую работу "Детство, опаленное войной". Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война - это страшное зло, искалечевшее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме, свидетельства очевидцев.

2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.

3) Встретиться с ветеранами войны

При выборе методов исследования я использовал встречи и беседы с тружениками тыла, изучал художественную и научную литературу.

Методы исследования:

  • интервьюирование
  • аналитический
  • работа с документами и периодической печатью.




2. Основная часть.

Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.

Каждый год мы отмечаем день Победы в Великой Отечественной войне. Годы идут, и всё меньше остаётся тех, кто в далёкое суровое время защищал Родину, был непосредственным участником боевых действий, трудился в тылу. Не детское дело - война, но она не щадила ни стариков, ни женщин, ни детей. Прерванное войной детство… Что может быть печальнее? Сегодня дети военного времени уже поседевшие старички и старушки, но всполохи памяти то и дело возвращают их в ту страшную действительность.

Живёт в селе Дунаево Сретенского района моя любимая прабабушка, бывшая учительница математики, директор школы Пинюгина (Капустина) Ксения Ивановна, которая приехала в Дунаево по распределению в далеком 1955 году. Её детство и ранняя юность прошли в Курской области, в селе с красивым названием - Лозное.

Земля лозновская моя невелика.

Её историей горжусь и настоящим,

Березкой каждою, водой из родника

И песней соловьиною летящей!

Бабушка с горечью вспоминает: «Родилась я в многодетной семье, нас было четыре сестры и три брата. Войну я встретила пятилетней девчонкой. Жизнь и до войны была нелёгкой, а 1941год, вселенская беда разделила её на «до» и «после»…По тревожным разговорам старших, мы- дети понимали, что фашисты всё глубже вторгаются в пределы нашей страны и страх перед неизведанной силой до сих пор при воспоминаниях об этом бередит мою душу». Село опустело. Все мужчины ушли на фронт. Ближе к весне 1941 года из села эвакуировались те, кого немцы могли расстрелять в первую очередь- партийные работники, учителя и их семьи. Из мужчин остались отец бабушки - участник Первой мировой войны, хромой инвалид и старенький фельдшер Дроздов Никифор Васильевич, да мальчишки - подростки. Старший брат Трофим, которому только - только исполнилось восемнадцать лет, с группой юношей погнали весь колхозный скот на восток, чтобы он не достался фашистам. Семья с тяжёлым сердцем, со слезами провожала сына и брата. Вернётся ли он к родному порогу? Трофим вступил в действующую армию и бил врага до конца войны. Сестра Татьяна на трудовом фронте - на торфоразработках. Непосильный труд, холод, нахождение сутками в болотной жиже подкосили здоровье юной девушки. Лечиться было нечем, да и лечить некому. Эти обстоятельства свели её в марте 1941 года в могилу. Личные беды переплелись с великими бедами всего советского народа. До оккупации села Лозное оставалось два месяца. Жители рыли окопы, землянки, другие укрепления. Когда немцы захватили Белгород, стало ясно - не избежать этой участи и лозновцам, ведь город и село разделяли всего семьдесят пять километров. Уже в небе сражались с фашистами советские лётчики, слышен был гул моторов и разрывы бомб, виднелось яркое зарево огня. Наша армия отступала. Бой не смолкал несколько дней. А потом наступила зловещая тишина. Все жители села спрятались в трёх больших погребах, которые служили укрытиями.

Неописуемый ужас объял всех - и детей, и взрослых, когда по главной дороге села загрохотала фашистская техника, а следом двигалась армада пехотинцев и немцев на лошадях.

Из воспоминаний бабушки: «Взрослые, выглядывая из укрытия, где ютились около тридцати человек, крестились, женщины всхлипывали, громко плакали дети. Немцы свернули с главной дороги и двигались прямо к нашим погребам. Страх пронизывал всё существо. (см. приложение IV) Два укрытия, из которых были слышны голоса и плач детей, фашисты не тронули, а вот постучав в третий, откуда никто не отозвался, немцы прошили из автоматов. В погребе сидели эвакуировавшиеся из Прибалтики. Были ранены несколько человек.

Гитлеровцы панически боялись партизан и заподозрили их присутствие в этом укрытии.

Как только немцы заняли село, жизнь стала строиться по правилу: они - господа, а мы - старики, женщины, дети - их рабы»

Гитлеровский план «Ост» по онемечиванию, подчинению, угнетению славянского населения начал осуществляться. Немецкая комендатура расположилась в здании школы и сельского совета. Всем жителям, чьи дома располагались в центре, приказано было их освободить. Теперь в них хозяйничали немецкие офицеры. Всему населению новые господа велели собраться на сход, где огласили свои приказы, выбрали из местных старосту и полицаев. В приказах запрещалось свободное передвижение по селу, можно было только находиться в своём доме, дворе и огороде. Закрывать свои дома было строго запрещено. Если дом закрыт - значит, там могут прятаться партизаны. В приказах перечислялись карающие меры: если в селе без боя будет убит офицер, то будут расстреляны сорок человек, солдат - двадцать.

Население должно было безоговорочно выполнять любую работу по приказу фашистов. Грабёж населения немцами не имел пределов. Гитлеровцы угоняли скот на забой, собирали продукты питания (овощи, молоко, яйца, мед), объезжая на повозках дворы лозновцев. В то время в селе были многодетные семьи, в семье бабушки было семеро детей и они были обречены на голодание и проживание в нищете. Постоянное чувство страха, голод, отсутствие необходимых условий жизни и непосильный труд разрушали здоровье взрослых и детей.

Бабушка часто вспоминает страшные случаи того времени. Приведу примеры некоторых из них. Брату Якову (см. приложение III) было 14 лет, родителям стало известно, что в штабе готовятся списки мальчиков - подростков, которых будут забирать и увозить на работы в Германию, в этих списках был их сын Яков. Сложно описать эмоции членов семьи, братья и сестры плачут, мама на грани нервного срыва. В день массового сбора подростков отец решает спрятать сына. Принято решение уйти сыну на 1,5 км от села, там, среди холмов был овраг, на склоне оврага росли плотной стеной кустарники, вот там-то и нужно было укрыться на весь день. Ранним утром Якова проводили, никем незамеченный он пробрался до места. Прошел день, настал вечер, но Яков не вернулся. Семья в страшных догадках: немцы выследили его и забрали, возможно, другое - растерзали волки… После 12 ночи отец и 12- летняя сестра Шура (см. приложение I) отправились на поиски Яши. Шли тем же самым путем, громко выкрикивая кличку как будто потерянной коровы. Кричать имя сына было опасно, немцы могли заподозрить неладное. Много времени потратили на поиски Якова, но найти так и не смогли. Вся семья провела бессонную ночь. Но все закончилось благополучно. Яков поздно вечером вернулся в родное село, но испугавшись ожидающих его немцев, спрятался в сарае в сене и провел там всю ночь.

Еще один случай. Страшной лютой зимой1943года немцы выгнали женщин и детей на очистку от снега шоссейной дороги. Работа изнурительная, трудная, зимы в тех краях снежные, промерзали до костей. Обуви, одежды теплой не было, одевались нищенски. Один из мальчишек был без варежек, руки замерзли, работать не мог. Немецкий надзиратель пожалел его, снял свои рукавицы и отдал ребенку. После дня тяжёлой работы на морозе ребенок не вернул немцу рукавицы. Немец стал заходить в каждый дом в поисках мальчика. В семьях поселилась паника, страх, тревога за жизнь детей. Чем закончился этот случай неизвестно.

Примеров о жизни под гнетом оккупантов со слов бабушки много, но все они объединены чувствами тревоги, печали и страха.

Шло время, наступил 1943 год, на военных фронтах чувствовались перемены, советские войска перешли в наступательные действия. Движение фронта устремилось на запад, освобождая города и села от немецких захватчиков. Волна военных действий движется через Лозное к Белгороду и Курску. Бой за освобождение родного села был жестокий. Немцы заняли выгодную позицию, прочно обосновались в Лозном. У советского командования назревало решение перейти на крайние меры и применить «Катюшу». «Ничего бы не осталось от нашего села!»- со слезами на глазах вспоминает бабушка. В страшном бою за освобождение села погибло много солдат, после того, как бой угас и немцы отступили, перед жителями села открылась ужасающая картина - восточная сторона от шоссейной дороги была усеяна трупами. Женщины, дети с плачем укладывали трупы солдат на санки и везли в сторону трех братских могил. Среди солдат были и наши земляки- сибиряки. Низкий им поклон за стойкость, выносливость и бесстрашие!

После освобождения села от немецкого гнета началось активное восстановление хозяйства. Здание школы стояло, сохранив только стены. Постепенно, с большим трудом селяне в 1943 году смогли посадить своих детей за парты. «Трудно даже вспоминать в каких условиях мы учились, пока шла война!» - вспоминает бабушка. Отсутствовала мебель, не было учебников, тетрадей. Писали на газетах, старых книгах. Чернила для пера готовили из сока свеклы, сажи, добытой из печной трубы. В холодные зимы в классах занимались в одежде. Но, несмотря на перечисленные трудности, у большинства детей было неугасающее желание получения знаний. Школа работала в режиме: с утра до обеда - занятия в школе, после обеда - труд на колхозном поле или выполнение других работ (сенокос, сбор лекарственных трав, уход за животными, заготовка топлива для обогрева школы). Выполнение уроков приходилось на поздний вечер при свете «коптилочки» - керосиновой лампы. Постоянно применяемые в наши дни мыло, спички, соль тогда отсутствовали совсем. Стирали щелочной водой, в воду насыпали древесную золу, отстаивали и стирали.

В трудных условиях дети росли, учились, трудились, но несмотря ни на что стремились быть добросовестными. Во взрослой жизни примером самоотверженного труда был брат бабушки Капустин Яков Иванович (см. Приложение III), механизатор широкого профиля. Тот самый четырнадцатилетний Яшка, которого чуть не угнали в фашистскую Германию. В 1976 году он был удостоен правительственной награды - ордена Трудового Красного Знамени. Корреспондент областной газеты «Белгородская правда» в статье под названием «Родиной награжденные» писал: «Когда он был мальчишкой, огненный вал фронта прокатился через его родное село Лозное - сначала на восток, к Волге, а потом на запад - к Белгороду и Курску. И вернулась в родное село тишина…И началась жизнь, настоящая, трудовая со всеми сложностями и тяготами, что выпали на долю послевоенной молодежи. Все как-то недосуг вспомнить и подсчитать сделанное. 23 года он трудится на сельхозмашинах, из них 7 лет на комбайне и 17 лет на тракторе. За 17 лет работы на тракторе Яков Иванович обработал больше 30 тысяч гектаров земли, а ведь это 300 квадратных километров. Цифра весьма внушительная - почти половина площади всего района».

Несмотря на все трудности военного, и послевоенного времени, дети войны выжили, выстояли. Жизнь на земле - большое человеческое счастье.

И вот наступил долгожданный день- 9 мая 1945- День ПОБЕДЫ! Утро. Школьники идут на занятия в школу в центр села. На улицах оживленные разговоры. На стене одного из домов крупными буквами написано: «Враг разбит! Война окончена! Ура!» На праздничной школьной линейке директор школы торжественно объявляет об окончании Великой Отечественной войны. А далее митинг, слезы радости, поздравления. А спустя время возвращение каждого солдата было поводом для радости, сопровождающегося застольем, песнями, прослушиванием рассказов о страшной войне.

Закончилась война, вернулись в родное село фронтовики и началась новая жизнь. Бывшие солдаты становились председателями колхозов, механизаторами, плотниками, мужчины заменили женщин, подростков на трудных работах по восстановлению разрушенного войной села. А дети войны продолжали учиться, трудиться. Дальнейшая судьба детей семьи Капустиных сложилась как и тысяч других детей той эпохи. В 1951 году бабушка закончила Лозновскую школу, далее продолжала обучение в педагогическом училище города Короча Курской области. После его окончания в 1955 году по распределению приехала работать в Забайкалье, в село Дунаево, среднюю школу №40. 41 год отдала школе, воспитанию и обучению детей, из которых 7 лет работала директором школы. Желание жить и выживать людей тех лет было настолько велико, что все трудности преодолевались стойко, а желание учиться, трудиться, создавать все полезное было присуще всем, кто остался жить и участвовать в мирном созидательном труде. С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас - это люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.





































3.Заключение



9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией. Наше поколение о войне знает в основном из школьных уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Выполняя исследовательскую работу, я сделал следующие выводы: 1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. 2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

















4.Список используемых источников и литературы

1.Воспоминания Пинюгиной К.И.

2.Белгородская правда, 1976 3. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. - 527 с. 4. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. - 592 с. 5.Энциклопедия для детей. История России.Ч.5. Аванта.2006. 6. Рассказы и стихи о войне. Омега.2012. 7. Документальные источники: трудовая книжка, Почётные грамоты Пинюгиной К.И.

8. Фотодокументы 1942-2013гг.























Исследовательская Работа

Приложение I. Члены семьи Капустиных



Исследовательская РаботаИсследовательская Работа



Приложение II. Пинюгина (Капустина ) Ксения Ивановна в молодости

Исследовательская Работа

Исследовательская Работа

Приложение III. Фото 1. Сарай, в котором спрятался Яков от немцев.

Фото 2. Капустин Яков Иванович











Исследовательская Работа





Приложение IV. Детский страх.

Исследовательская Работа

Исследовательская Работа

Приложение V. Мемориал Славы в селе Лозное Белгородской области









Исследовательская Работа



Приложение VI. Моя прабабушка в окружении внуков







© 2010-2022