- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный часАлександр Невский - защитник нации
Классный часАлександр Невский - защитник нации
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крымова Л.И. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час "Александр Невский - личность нации"
Основная цель классного часа - содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.
Задачи:
-
Познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.
-
Формировать у учащихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества.
-
Способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
План мероприятия:
-
Вступление (слайд№1 «Имена России»)
-
Знакомство с историей: слайды №2-5
-
Презентация « Александр Невский»
-
Тест на проверку знаний.
-
Игра « Собери крылатую фразу»
-
Просмотр отрывка из фильма Игоря Каленова «Александр. Невская битва»
-
Заключение. Выводы.
Информационное обеспечение:
Список литературы:
-
Интернет (по рекомендациям УО)
-
Житие Александра Невского.
-
Беллярминов И. «Элементарный курс всеобщей и русской истории»
-
Иловайский Д. «Краткие очерки о русской истории»
-
Подъяпольский А. «Волчья яма для свиньи». Журнал «Природа и человек» 2001 г.
-
Шаскольский И. «Борьба Руси против крестоносной агрессии». Издание «Наука» 1978 г.
Мультимедийный проектор для просмотра:
-
Презентация «Жизнь и деятельность А Невского».
-
фильм кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».
Ход урока.
1. Вступление.
Учитель.
Прошедший в 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский - древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.
(На доске портрет полководца, на экране м/д проектора - портреты участников конкурса «Имена России») (Приложение №1)
Наш классный час посвящен теме "Александр Невский - личность нации".
Цель классного часа - заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге великого полководца Александра Невского, проникнуться духом патриотизма наших предков.
Расскажут об историческом прошлом Александра Невского ваши товарищи. В рассказах ребят вам встретятся непонятные, новые для вас слова, смотрите пояснения на доске, и обратите внимание на даты важных исторических событий (выступление ребят, показ слайдов).
2. Рассказ ребят.
Ученик №1
Александр Невский - Великий князь Владимирский
Годы жизни 1220-1263
Годы правления 1252-1263
Великий князь Александр Ярославич Невский родился в 1220 году в Переяславле. Отец Александра - великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, мать - Ростислава Мстиславна.
Имя великого князя Александра Невского - одно из самых прославленных в истории нашей страны. Как полководец он по праву может почитаться Великим, ведь за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой.
Но есть нечто, что делает ему особую совершенно честь. Во времена, когда он жил и правил, междоусобные войны считались чем-то привычным, и даже само собой разумеющимся. Однако меч Александра Невского ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной княжеской усобице.
В 1228, 1230, 1232 и 1233 годах Александр Ярославич был наместником в Новгороде вместе со своим старшим братом Федором.
В 1236 году его отец ушел на княжение в Киев, а «в Новегороди посади сына своего Олександра», который правил там пять лет и женился на полоцкой княжне.
Ученик №2
Александр Невский
В 1240 году новгородские войска во главе с еще очень молодым князем победили шведов на реке Неве (шведы направлялись на Русь крестовым походом). За эту победу князь Александр был прозван - Невским. В этом бою Александр Невский сам избил множество шведов и «на лицо предводителя Биргера возложил печать» своим острым копьем. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. Спустя два года Александр уничтожил немецкое войско в Ледовом побоище.
Ученик №3
Ледовое побоище
Вскоре после победы на Неве его отношения с новгородским боярством разладились, в результате столкновений с боярами Александр Невский был вынужден покинуть Новгород.
После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к князю Александру гонцов с просьбой о помощи, весной 1241 года он вернулся в Новгород и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов.
Против Александра Невского выступило большое конное войско во главе с магистром ордена крестоносцев, которое потерпело сокрушительное поражение.
На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.
Судя по летописным миниатюрам, новгородское войско Александр Невский выстроил «полчным рядом» со сторожевым полком впереди. Отряд был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина укрылась в засаде за одним из флангов. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати.
Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя.
Фланги русского боевого порядка - «крылья» - не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали.
Ученик №4
Ледовое побоище
Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули. Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега.
Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.
Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен.
Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу.
Ученик №5
Победа в этой битве сделала Александра крупнейшим военачальником своего времени.
Александр Невский старался укрепить северо-западные границы Руси и послал посольство в Норвегию, и в результате переговоров было достигнуто в 1251 году первое мирное соглашение между Русью и Норвегией.
Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр Невский стал великим князем Владимирским в 1252 году и до конца своей жизни являлся «заступником и ходатаем» за землю Русскую.
Четыре раза Александр Невский ездил в орду с поклоном, отвозил ханам много серебра и золота. Своей мудрой и умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Будучи в Орде, Александр Невский добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.
У Александра Невского было две жены - Александра, дочь Половецкого князя Брячислава Васильковича, и Васса, которые родили великому князю пять детей - Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила, Евдокию.
Умер Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды, был похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых. В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов.
Ученик №6
Советский орден Александра Невского
По приказу Петра I в 1724 году останки Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского. 29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского
3. Презентация «Деятельность Александра Невского»
Учитель: Чтобы вы лучше запомнили эти события, мы посмотрим презентацию одной из ваших сверстниц.
(просмотр презентации «Деятельность Александра Невского»)
4. Вопросы и тест на проверку знаний в презентации.
5. Игра: «Собери крылатую фразу»
Задание дается по группам(6 групп), фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз (орден А. Невского).
1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2фраза: « Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай».
Учитель: Зачитайте фразы и пословицы, которые у вас получились.
6. Просмотр отрывка из фильма «Александр. Невская битва».
- А теперь посмотрим отрывок из фильма кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».
7. Заключение.
- Что интересное вы узнали из классного часа?
- В наше время есть место для подвига? Приведите примеры.
- Является ли для вас А. Невский национальным героем? Почему?