Классный часАлександр Невский - защитник нации

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный часАлександр Невский - защитник нацииКлассный час "Александр Невский - личность нации"

Основная цель классного часа - содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

  • Познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.

  • Формировать у учащихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества.

  • Способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

План мероприятия:

  • Вступление (слайд№1 «Имена России»)

  • Знакомство с историей: слайды №2-5

  • Презентация « Александр Невский»

  • Тест на проверку знаний.

  • Игра « Собери крылатую фразу»

  • Просмотр отрывка из фильма Игоря Каленова «Александр. Невская битва»

  • Заключение. Выводы.


Информационное обеспечение:

Список литературы:

  • Интернет (по рекомендациям УО)

  • Житие Александра Невского.

  • Беллярминов И. «Элементарный курс всеобщей и русской истории»

  • Иловайский Д. «Краткие очерки о русской истории»

  • Подъяпольский А. «Волчья яма для свиньи». Журнал «Природа и человек» 2001 г.

  • Шаскольский И. «Борьба Руси против крестоносной агрессии». Издание «Наука» 1978 г.

Мультимедийный проектор для просмотра:

  • Презентация «Жизнь и деятельность А Невского».

  • фильм кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».

Ход урока.

1. Вступление.

Учитель.

Прошедший в 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский - древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

(На доске портрет полководца, на экране м/д проектора - портреты участников конкурса «Имена России») (Приложение №1)

Наш классный час посвящен теме "Александр Невский - личность нации".

Цель классного часа - заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге великого полководца Александра Невского, проникнуться духом патриотизма наших предков.
Расскажут об историческом прошлом Александра Невского ваши товарищи. В рассказах ребят вам встретятся непонятные, новые для вас слова, смотрите пояснения на доске, и обратите внимание на даты важных исторических событий (выступление ребят, показ слайдов).

2. Рассказ ребят.

Ученик №1

Александр Невский - Великий князь Владимирский

Годы жизни 1220-1263
Годы правления 1252-1263

Великий князь Александр Ярославич Невский родился в 1220 году в Переяславле. Отец Александра - великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, мать - Ростислава Мстиславна.
Имя великого князя Александра Невского - одно из самых прославленных в истории нашей страны. Как полководец он по праву может почитаться Великим, ведь за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой.
Но есть нечто, что делает ему особую совершенно честь. Во времена, когда он жил и правил, междоусобные войны считались чем-то привычным, и даже само собой разумеющимся. Однако меч Александра Невского ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной княжеской усобице.
В 1228, 1230, 1232 и 1233 годах Александр Ярославич был наместником в Новгороде вместе со своим старшим братом Федором.
В 1236 году его отец ушел на княжение в Киев, а «в Новегороди посади сына своего Олександра», который правил там пять лет и женился на полоцкой княжне.


Ученик №2

Александр Невский

В 1240 году новгородские войска во главе с еще очень молодым князем победили шведов на реке Неве (шведы направлялись на Русь крестовым походом). За эту победу князь Александр был прозван - Невским. В этом бою Александр Невский сам избил множество шведов и «на лицо предводителя Биргера возложил печать» своим острым копьем. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. Спустя два года Александр уничтожил немецкое войско в Ледовом побоище.

Ученик №3

Ледовое побоище

Вскоре после победы на Неве его отношения с новгородским боярством разладились, в результате столкновений с боярами Александр Невский был вынужден покинуть Новгород.
После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к князю Александру гонцов с просьбой о помощи, весной 1241 года он вернулся в Новгород и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов.
Против Александра Невского выступило большое конное войско во главе с магистром ордена крестоносцев, которое потерпело сокрушительное поражение.
На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.
Судя по летописным миниатюрам, новгородское войско Александр Невский выстроил «полчным рядом» со сторожевым полком впереди. Отряд был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина укрылась в засаде за одним из флангов. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати.
Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя.
Фланги русского боевого порядка - «крылья» - не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали.


Ученик №4

Ледовое побоище

Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули. Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега.
Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.
Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен.
Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу.
Ученик №5
Победа в этой битве сделала Александра крупнейшим военачальником своего времени.
Александр Невский старался укрепить северо-западные границы Руси и послал посольство в Норвегию, и в результате переговоров было достигнуто в 1251 году первое мирное соглашение между Русью и Норвегией.
Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр Невский стал великим князем Владимирским в 1252 году и до конца своей жизни являлся «заступником и ходатаем» за землю Русскую.
Четыре раза Александр Невский ездил в орду с поклоном, отвозил ханам много серебра и золота. Своей мудрой и умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Будучи в Орде, Александр Невский добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.
У Александра Невского было две жены - Александра, дочь Половецкого князя Брячислава Васильковича, и Васса, которые родили великому князю пять детей - Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила, Евдокию.
Умер Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды, был похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых. В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов.

Ученик №6

Советский орден Александра Невского

По приказу Петра I в 1724 году останки Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского. 29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского

3. Презентация «Деятельность Александра Невского»
Учитель: Чтобы вы лучше запомнили эти события, мы посмотрим презентацию одной из ваших сверстниц.
(просмотр презентации «Деятельность Александра Невского»)

4. Вопросы и тест на проверку знаний в презентации.

5. Игра: «Собери крылатую фразу»
Задание дается по группам(6 групп), фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз (орден А. Невского).

1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2фраза: « Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай».

Учитель: Зачитайте фразы и пословицы, которые у вас получились.

6. Просмотр отрывка из фильма «Александр. Невская битва».

- А теперь посмотрим отрывок из фильма кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».

7. Заключение.

- Что интересное вы узнали из классного часа?
- В наше время есть место для подвига? Приведите примеры.
- Является ли для вас А. Невский национальным героем? Почему?



© 2010-2022