Статья Формирование личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС средствами УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование личности ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС средствами УМК «Перспективная начальная школа».

Торопова Елена Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ с. Полозаозерье

Бердюжскй район, Тюменская область Воспитание - великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Еще сравнительно недавно главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешного обучения - уровень знаний и степень сформированности предметных умений и навыков. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс стандартов второго поколения начальное образование закладывает основы формирования учебной деятельности - систему познавательных и учебных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Одновременно начальная школа призвана формировать у детей способность и готовность к сотрудничеству в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми. Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школы, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Личностно-ориентированная развивающая система обучения. «Перспективная начальная школа», по которому я работаю седьмой год, очень помогает в решении воспитательных задач. Концепция развивающего учебно-воспитательного процесса УМК в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка ориентируется на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к начальному образованию (воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; требование развития каждого ребенка; требование гуманитаризации содержания образования, его вариативности и его культуросообразности; требование создания целостного образа мира средствами каждого из предметов и т.д.).

Воспитательные задачи УМК «ПНШ»

  • формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;
  • воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовность брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
  • воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;
  • социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Исходя из воспитательных задач УМК «ПНШ» и школы воспитательную работу провожу по следующим направлениям:

  1. Интеллектуальное воспитание. 2. Трудовое воспитание. 3. Нравственно-патриотическое воспитание.4 . Здоровье.5. Художественно-эстетическое воспитание. 6. Экологическое воспитание. 7. Досуг.

Цели и задачи воспитательного процесса класса.

Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей личности.

Задачи:

1. Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала, условий для развития творчества, воспитания ответственности, коммуникативной культуры.

2. Создание здорового микроклимата в коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.

3. Развитие у учащихся умения общаться и сотрудничать, умения отвечать перед коллективом за порученное дело.

4. Формирование гражданско-патриотического сознания, воспитывать чувство патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.

5. Содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

6 . Активное вовлечение родителей в образовательный процесс и формирование правильных педагогических взглядов на воспитание детей.

Особое внимание уделяю работе с семьёй. Родители моих учеников играют важную роль в общей воспитательной системе. Они вместе с детьми с удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел.

В работе с родителями я поставила перед собой ряд задач:

Формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, форм, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов;

Проведение консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания младшего школьника;

Создание системы психолого - педагогической помощи учащимся и их родителям.

Для достижения поставленных задач я использую такие формы как:

индивидуальные консультации и беседы; анкетирование; родительские собрания; совместные творческие дела и праздники;

Коллективно - творческое дело (КТД)

УМК «ПНШ» - это модель личностно-коммуникативного развивающего обучения. В чем выражается специфика коллектива, создаваемого на основе данной концепции воспитания? Прежде всего, в естественной нравственности поступков на пользу и радость людям. Добро творится весело, без принуждения, как само собой разумеющееся. В коллективах много песен, шуток, всевозможных розыгрышей и, в тоже время, напряженная работа мысли, интересные встречи, неожиданное открытие мира в доселе привычном и обыденном. Привлекает красота межличностных отношений. И ребята, и взрослые ощущают свою нужность, полезность. Они созидатели, творцы, им действительно есть чем гордиться, они умеют слушать друг друга и высказывать свое мнение, обосновывать свою точку зрения и искать совместно максимально точное решение жизненно- практической задачи. Здесь не страшно ошибиться, сказать что-то невпопад.

Я считаю, что творчество занимает одно из центральных мест в системе факторов самореализации личности, является глубинной потребностью человека, определяющей смысл его жизни и значимость в глазах других людей. Творчески преобразующая деятельность служит основой развития личности. Творчество занимает одно из центральных мест в системе факторов самореализации личности, является глубинной потребностью человека, определяющей смысл его жизни и значимость в глазах других людей.

Показатели эффективности воспитательной работы, перспективы и выводы. (результаты работы за 2009-2013г.) По результатам опросов и анкетирования обучающихся и их родителей наблюдается, что уровень мотивации к обучению в школе значительно стал выше по сравнению с предыдущими годами. Ребята стали более сознательно и добросовестно относиться к учебе (прилежание), возросло положительное отношение к школе, а класс стал более дружным и сплоченным. Вырос и уровень воспитанности в целом по классу. Учащиеся стали более добросовестно относиться к учебе (прилежание), возросло положительное отношение к общественным нормам, отношение к себе. Глубоко убеждена в том, что учебно-воспитательный процесс в моем классе, построенный на основе УМК «Перспективная начальная школа», помогает формировать у учащихся интерес к мыслям, суждениям, а затем и к знаниям. Для меня принципиально важно, чтобы на каждом уроке и вне школы ребенок переживал радость открытия, чтобы у него укреплялась вера в свои силы и проявлялась творческая активность. Интерес и успешность - вот те основные параметры, определяющие полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка.



© 2010-2022