Презентация + конспект по окружающему миру для 2 класса «Материки и океаны»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру на тему:

«Океаны и материки»

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • помочь детям усвоить новые понятия «материк» и «океан»;

  • научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

Развивающие задачи:

  • развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

  • развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;

  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

  • прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;

  • работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

  • расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.

Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.


1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

-С давних времён из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог…

А мы начнём урок.

-Прежде, чем мы определим тему и цели урока, давайте вспомним материал, который изучали раньше. Он пригодится сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Что такое глобус?

- Глобус - это модель Земли.

- Что такое карта?

=Карта - это изображение поверхности Земли на плоскости.

- Что можно увидеть на глобусе и карте?

- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.

- Что на глобусе и карте изображено голубым цветом?

- Океаны, моря, реки, озера

- Каким цветом на глобусе и карте показаны участки суши?

- Зеленым, желтым, коричневым.

-

Как называются линии, соединяющие два полюса?

- Меридианы.

- Как называются линии, пересекающие меридианы?

- Параллели.

- Как называется самая длинная параллель?

- Экватор.

- На какие полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное.

На экране появляются слова:

Меридианы, параллели,экватор.

- Что объединяет все эти слова?

- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

- Мы думаем во время путешествий.

- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

- Да, конечно.

- Мы разделимся на команды. ( по рядам) Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?

- Северный тропик и Южный тропик. Покажите.

- Одна команда будет передвигаться по Северному тропику, другая - по Южному.

- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карту, компас)

- Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта - это изображение поверхности Земли на плоскости.

Открыли учебник на стр.128

-Какое направление выберем? Как будем двигаться?( начинаем с западного полушария и продвигаемся вправо)

Посмотрите на карту: рассмотрите свои маршруты и решите, на каком транспорте будете путешествовать. Почему?

= Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.

- В любом путешествии принято вести бортовой журнал. В нём записывается все, что произошло или встретилось на пути.( Вы будете записывать все, что встретилось на пути.) Возьмите свои бортовые журналы, транспортные средства (фишки) и отправляйтесь в путешествие в выбранном направлении,

Работа в парах Договариваются, кто из них будет передвигать фишку и называть то, что встречается на пути, а кто вести записи. Встреча 1. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 2. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 3. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 4. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 5. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 6. Название _________________

(суша или вода)

1 команда.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

2 команда.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

3. Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова) - Опишите увиденные вами участки воды, их размеры(Это огромные участки воды, простирающиеся от одного участка суши до другого.)
- Какое общее название они имеют?(океаны)

- Раньше они были предметом нашего обсуждения?

- Нет. Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (актуализация знаний)

- Опишите встреченные вами участки суши. - (Это большие участки суши. Они со всех сторон окружённые водой.)

- Какое общее название они имеют?

- Мы не знаем.

Как вы думаете какие цели нашего урока

1.знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

2 Узнаем, как называются участки суши, окружённые водой.

3 Учиться находить и показывать их на карте.

4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.

- Ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?

Дети предлагают названия.

- Ребята, вопрос был один, а ответов мы услышали несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Мы не знаем, как называются эти участки.

- Где можно об этом узнать?

- В учебнике.

Проверим свои предположения по учебнику на стр.96.

5. Формулирование нового знания. 1-2 мин.

- Мы нашли нужную информацию. Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.

Итак, тема нашего урока

На доске появляется тема урока: «Материки и океаны»

6. Первичное применение нового знания.

- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129

- Все ли материки повстречались нам в пути?

- Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)

что вы про него можете сказать?( самый холодный)

-Антарктида - край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя - пингвинов.

- Какой материк самый маленький?

- Это Австралия. (Ученик показывает на карте).

Австралия - самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных - кенгуру. Гроза морей и океанов Австралии - акула.

- Какой материк самый большой?

- Евразия. (Ученик показывает на карте).

Действительно Евразия - самый большой материк. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире - Гималаев.

- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

= Африка. (Ученик показывает на карте).

Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей - льве, о самом длинношеем животном - жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света - пирамидах.

- Какие материки находятся в западном полушарии?

-Северная Америка и Южная Америка. (Ученик показывает на карте).

Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка - самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина самого высокого дерева мира - секвойи.

- На каком материке находится наша Россия?

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево, (Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют (Машут руками)
Деревья - великаны
Ветками качают.
Через ручьи и кочки
Мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей
Всегда нужна сноровка. (Прыжки)
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов?

- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

= Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)

-Его еще называют необычным океаном. Почему? Ответ найдете в книге на стр. 101

- Назовите самый большой ( Работа по карте полушарий)

=Самый большой - Тихий океан.

Какие еще океаны мы не назвали? Атлантический ,Индийский

Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.

Ученик читает наизусть

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад с голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу занимает синий угол.
А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский

-Мы познакомились с океанами нашей планеты.

-Только ли материки встречаются на океанском просторе?

=Нет, ещё есть острова.

-Далеко ли от материков располагаются острова?

= Чаще всего находятся рядом.

-Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите ответ в учебник на стр. 97. Сколько таких частей существует?

- Поищите ответ в учебнике на стр. 97. ( Работа в парах) Сколько таких частей существует?

- Такие участки называются частями света.

Слайд 15. =Такие участки называются частями света.(Слайд 27)

-А теперь давайте совершим полет в прошлое.(См. учебник) В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. Вот эти части земли и стали называть части света. Эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно.

А вот Америка, Австралия, Антарктида. Это части нового света.

Именно в данной последовательности люди открывали эти земли..

Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

закрепление. Работа с таблицей.

- Какая часть света состоит из двух материков?

- Америка. (Северная и Южная)

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия.

- Америка, Австралия, Антарктида - части Нового Света.

- Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? Приготовьте свои рассказы.

1 группа.

Мы пересекли три океана: Атлантический, Тихий, Индийский; три материка: Северную Америку, Евразию Африку и три части света: Америку, Азию, Африку.

2 группа.

Мы пересекли три океана: Атлантический, Тихий, Индийский; три материка: Южную Америку, Африку, Австралию и три части света: Америку, Австралию, Африку.

7. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию

8. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

- Что нового узнали? - Назовите части света, материки, океаны. Прочитайте вывод урока и сравните со своим.

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

На парте лежат смайлики. Я хочу узнать поняли ли вы новую тему. Если вам понятно……

понравился ли вам урок,,,

Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.

Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».

-Спасибо за урок.

Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской

Смотрю на глобус- шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: "Ты береги, нас, береги".

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: "Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги".

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: "Ты береги нас, береги".

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: "Не солгу, я сберегу вас, сберегу".

-Ребята, берегите нашу Землю.

-Урок окончен. Спасибо.

Слайд 42.

Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».


© 2010-2022