- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов
Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лесь Е.О. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4 классе, по программе «Школа России».
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цели:
-
Формировать умение писать правильно безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем временах.
-
Развивать умение правильно определять безударные личные окончания глаголов; орфографическую зоркость, умение комментировать слова с одновременным видением орфограмм.
-
Воспитывать интерес к профессиям, соблюдать правила дорожного движения, быть организованным.
Оборудование:
-
орфографические модели - памятки;
-
сигнальные карточки I и II спряжения;
-
иллюстрации с транспортом и животными.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Уч. -У нас сегодня очень интересный урок, на котором мы будем делать открытия, доказывать, сами делать выводы, поэтому надо быть организованными.
Быть организованными - это наш девиз на сегодняшнем уроке. (табличка вешается на доску)
II. Словарная работа.
Загадка.
«Кто сидит в машине важно,
Крутя руль, в окошко глядя?»
Дети - (Шофёр, водитель, машинист).
Шофёр - это водитель автомобиля.
Водитель - это тот, кто управляет самодвижущейся машиной. (Водитель троллейбуса, трамвая).
Машинист - механик, управляющий ходом машины. (Машинист поезда, паровоза).
(показываю иллюстрации с изображением этих видов транспорта).
Уч. - Так какое слово является отгадкой? (Шофёр, водитель).
Уч. - А можно ли назвать эти слова родственными?
Дети - Нет.
Уч. -Почему?
Дети - У них разные корни.
Уч. - Но чем то они близки?
Дети - Близки по смыслу.
Уч. - как называются слова близкие по смыслу, но разные по написанию?
Дети - Синонимы.
Уч. - Какая в них общая орфограмма?
Дети - Безударная гласная в корне.
Уч. - В каком слове нельзя проверить безударную гласную?
Дети - В слове шофёр.
Уч. - Это и есть новое слово, которое надо запомнить.
(для лучшего запоминания можно сделать звуко-буквенный анализ этого слова).
Физкультминутка. «Поехали на поезде».
III. Постановка учебной проблемы.
1. На доске написаны предложения с пропущенными орфограммами.
Ш...фёр быстро ед...т (по) д...рог.... На св... тофор... свет...т красный ог...нёк.
Уч. - Списать и прокомментировать все пропущенные орфограммы. Если встретиться орфограмма, которую не сможете объяснить, то оставьте точку.
(два ученика работают у доски и затрудняются объяснить орфограммы в словах). ед...т свет...т
Уч. - Почему мы не можем объяснить эти орфограммы?
Дети - Мы этого не знаем.
Уч. - Что это за части речи?
Дети - Глаголы.
Уч. - В каком времени?
Дети - В настоящем.
Уч. - В какой части слова орфограммы?
Дети - В окончаниях.
Уч. - Они ударные или безударные?
Дети - Безударные.
Уч. - Так что мы должны сегодня на уроке изучить? Тема урока?
Дети - Как правильно писать безударные окончания глаголов в настоящем времени.
Учитель открывает тему урока на доске:
«Правописание безударных личных окончаний глаголов».
IV. Поиск решения.
Уч. - От чего зависит написание безударных гласных е, и в окончаниях?
Дети - от спряжения глаголов.
Уч. - Как определить спряжение глаголов?
Дети - По окончаниям и по неопределённой форме глаголов.
Уч. - Правильно. Нам поможет быстро и правильно определить спряжение глаголов неопределённая форма глаголов.
(ученики вместе с учителем составляют алгоритм и к нему модель).
Алгоритм.
1. Поставим глагол в неопределённую форму.
2. Определим спряжение.
(Глаголы неопределённой формы, которые оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению, а если не на -ить, то это глаголы I спряжения).
3. Вспоминаем личные окончания глаголов I и II спряжения.
(в окончаниях глаголов I спряжения гласная е, а в окончаниях глаголов II спряжения гласная и).
У нас получилась модель:
на -ить II спр. И
Неопределённая форма
не на -ить I спр. Е
Уч. - А теперь, дети, по этой модели сформируйте правило правильности написания безударных личных окончаний глаголов I и II спр.
Дети - чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол в неопределённую форму. Если неопределённая форма глагола оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в личном окончании пишем гласную и. Если неопределённая форма глагола оканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в личном окончании пишем гласную е.
Уч. - Молодцы. Вот вы сами по алгоритму и по модели, которые мы вместе составляли, сформировали правило написания безударного личного окончания глагола.
Уч. - А теперь сравним с правилом в учебнике на стр. 89.
(дети находят, что в учебнике перечисляются на что оканчиваются глаголы неопределённой формы I спряжения: -ать, -ять, -еть, ыть, -оть, уть. А мы обобщили и указали - оканчиваются не на -ить).
Уч. - А теперь вернёмся к предложениям, которые котрорые писали в начале урока и в глаголах не смогли правильно вставить и объяснить безударную гласную в окончаниях.
(к доске выходят те же ученики и с помощью алгоритма и модели объясняют написания глаголов).
н.ф. I спр.
едет ехать е
н.ф. II спр.
светит светить и
V. Первичное закрепление.
Уч. Перед вами два гаража, которые имеют названия «Е», «И». Рядом машины с такими же названиями: красная - «Е», синяя - «И». Развезите глаголы в надлежащие гаражи.
Если в окончании глагола е, то на машине такой же марки отвозите глагол в гараж «Е». И наоборот.
Пиш...т, лета...т, стреля...т, люб...т, занос...т, игра...т, друж...т, жал...т, сол...т.
Уч. - Пользуйтесь алгоритмом.
н.ф. I спр.
Дети - Пиш...т писать е
Поехали на красной машине в гараж «Е»
н.ф. II спр.
Дети - Люб...т любить и
Поехали на синей машине в гараж «И»
Физкультминутка.
Уч. - Сегодня на уроке столкнулись с разным видом транспорта. А на чём бы вы хотели сейчас покататься?
Дети - На самолёте. (дети «летают»).
VI. Самостоятельная работа.
Уч. - В разных природных зонах, где трудные условия, транспортом являются и животные.
Подскажите, какие и где?
(иллюстрации: олень, верблюд, собака).
Уч. - Какая орфограмма в этих словах?
Дети - Безударная непроверяемая гласная.
Дети - В тундре - олени.
В пустыне - верблюды.
А на Камчатке - собаки.
Уч. - I, II, III группам списать предложения с этими видами транспорта, выделить личные безударные окончания глаголов, определить спряжение.
I г. - Человек езд...т на верблюде верхом, воз...т тюки с разными грузами, паш...т землю.
Дополнительное задание: подчеркнуть однородные члены предложения.
II г. - На Камчатке собака служ...т человеку с давних пор.
Дополнительное задание: выделить грамматическую основу предложения.
III г. - Северный олень обеспечива...т жизнь человека в тундре.
Дополнительное задание: показать связь между членами предложения.
IV г. (сильная) - Написать 3-4 предложения на тему «Камчатская пурга». (На планшете слова-помощники).
Поднима...тся, темне...т (небо), во...т, стон...т, срыва...т, свирепе...т, затиха...т.
Задание: выделить окончания в глаголах, определить спряжение.
Проверка.
I, II, III группы объясняют правописание безударных личных окончаний глаголов, опираясь на алгоритм. Другие - объясняют дополнительные задания.
IV г. - зачитываются 2 сочинения-миниатюры, а орфограммы проверяются взаимопроверкой.
VII. Итог урока.
Уч. - Так как узнать, какую гласную е или и писать в безударных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени?
(дети повторяют правило по модели).
Уч. - На уроке мы говорили о транспорте. А что вы должны знать и соблюдать?
Дети - Правило дорожного движения.
Уч. - Наш девиз «Быть организованным» сыграл большую роль. Все ученики были организованными и потому получают хорошие оценки.
VIII. Домашнее задание.
Правило стр. 89, упр. № 459, определить спряжение глаголов, которые даны в скобках. Напишите их в 1-м лице мн. числа настоящего времени.
Личностные УУД (внешние мотивы, мотивация учебной деятельности).
Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков).
Коммуникативные УУД (диалог).
Коммуникативные УУД (формировать собственное мнение и позицию).
Коммуникативные УУД (диалог).
Личностные УУД (учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу его решения).
Регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу).
Регулятивные УУД (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем).
Познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале).
Регулятивные УУД (самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале).
Познавательные УУД
1. осуществлять синтез как составление целого из частей.
2. обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого).
Личностные УУД (ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности).
Познавательные УУД (сравнивать, устанавливать аналогии).
Познавательные УУД (устанавливать аналогии).
Личностные УУД (широкая мотивация основа учебной деятельности).
Регулятивные УУД (планировать свои действия с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения).
Познавательные УУД (устанавливать аналогии).
Познавательные УУД (осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире).
Регулятивные УУД (осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату).
Коммуникативные УУД
1. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. контролировать действия партнёра.
Регулятивные УУД (оценивать правильность выполнения действия).
Личностные УУД (способность к самооценке).
Коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание).
Личностные УУД (ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности).