Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе, по программе «Школа России».


Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цели:

  1. Формировать умение писать правильно безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем временах.

  2. Развивать умение правильно определять безударные личные окончания глаголов; орфографическую зоркость, умение комментировать слова с одновременным видением орфограмм.

  3. Воспитывать интерес к профессиям, соблюдать правила дорожного движения, быть организованным.

Оборудование:

  • орфографические модели - памятки;

  • сигнальные карточки I и II спряжения;

  • иллюстрации с транспортом и животными.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Уч. -У нас сегодня очень интересный урок, на котором мы будем делать открытия, доказывать, сами делать выводы, поэтому надо быть организованными.

Быть организованными - это наш девиз на сегодняшнем уроке. (табличка вешается на доску)

II. Словарная работа.

Загадка.

«Кто сидит в машине важно,

Крутя руль, в окошко глядя?»

Дети - (Шофёр, водитель, машинист).

Шофёр - это водитель автомобиля.

Водитель - это тот, кто управляет самодвижущейся машиной. (Водитель троллейбуса, трамвая).

Машинист - механик, управляющий ходом машины. (Машинист поезда, паровоза).

(показываю иллюстрации с изображением этих видов транспорта).

Уч. - Так какое слово является отгадкой? (Шофёр, водитель).

Уч. - А можно ли назвать эти слова родственными?

Дети - Нет.

Уч. -Почему?

Дети - У них разные корни.

Уч. - Но чем то они близки?

Дети - Близки по смыслу.

Уч. - как называются слова близкие по смыслу, но разные по написанию?

Дети - Синонимы.

Уч. - Какая в них общая орфограмма?

Дети - Безударная гласная в корне.

Уч. - В каком слове нельзя проверить безударную гласную?

Дети - В слове шофёр.

Уч. - Это и есть новое слово, которое надо запомнить.

(для лучшего запоминания можно сделать звуко-буквенный анализ этого слова).

Физкультминутка. «Поехали на поезде».

III. Постановка учебной проблемы.

1. На доске написаны предложения с пропущенными орфограммами.

Ш...фёр быстро ед...т (по) д...рог.... На св... тофор... свет...т красный ог...нёк.

Уч. - Списать и прокомментировать все пропущенные орфограммы. Если встретиться орфограмма, которую не сможете объяснить, то оставьте точку.

(два ученика работают у доски и затрудняются объяснить орфограммы в словах). ед...т свет...т

Уч. - Почему мы не можем объяснить эти орфограммы?

Дети - Мы этого не знаем.

Уч. - Что это за части речи?

Дети - Глаголы.

Уч. - В каком времени?

Дети - В настоящем.

Уч. - В какой части слова орфограммы?

Дети - В окончаниях.

Уч. - Они ударные или безударные?

Дети - Безударные.

Уч. - Так что мы должны сегодня на уроке изучить? Тема урока?

Дети - Как правильно писать безударные окончания глаголов в настоящем времени.

Учитель открывает тему урока на доске:

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

IV. Поиск решения.

Уч. - От чего зависит написание безударных гласных е, и в окончаниях?

Дети - от спряжения глаголов.

Уч. - Как определить спряжение глаголов?

Дети - По окончаниям и по неопределённой форме глаголов.

Уч. - Правильно. Нам поможет быстро и правильно определить спряжение глаголов неопределённая форма глаголов.

(ученики вместе с учителем составляют алгоритм и к нему модель).

Алгоритм.

1. Поставим глагол в неопределённую форму.

2. Определим спряжение.

(Глаголы неопределённой формы, которые оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению, а если не на -ить, то это глаголы I спряжения).

3. Вспоминаем личные окончания глаголов I и II спряжения.

(в окончаниях глаголов I спряжения гласная е, а в окончаниях глаголов II спряжения гласная и).

У нас получилась модель:

Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовУрок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовУрок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов на -ить II спр. И

Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовНеопределённая форма

Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовУрок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов не на -ить I спр. Е

Уч. - А теперь, дети, по этой модели сформируйте правило правильности написания безударных личных окончаний глаголов I и II спр.

Дети - чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол в неопределённую форму. Если неопределённая форма глагола оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в личном окончании пишем гласную и. Если неопределённая форма глагола оканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в личном окончании пишем гласную е.

Уч. - Молодцы. Вот вы сами по алгоритму и по модели, которые мы вместе составляли, сформировали правило написания безударного личного окончания глагола.

Уч. - А теперь сравним с правилом в учебнике на стр. 89.

(дети находят, что в учебнике перечисляются на что оканчиваются глаголы неопределённой формы I спряжения: -ать, -ять, -еть, ыть, -оть, уть. А мы обобщили и указали - оканчиваются не на -ить).

Уч. - А теперь вернёмся к предложениям, которые котрорые писали в начале урока и в глаголах не смогли правильно вставить и объяснить безударную гласную в окончаниях.

(к доске выходят те же ученики и с помощью алгоритма и модели объясняют написания глаголов).

н.ф. I спр.

Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовУрок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголоведет ехать е

н.ф. II спр.

Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовУрок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовсветит светить и

V. Первичное закрепление.

Уч. Перед вами два гаража, которые имеют названия «Е», «И». Рядом машины с такими же названиями: красная - «Е», синяя - «И». Развезите глаголы в надлежащие гаражи.

Если в окончании глагола е, то на машине такой же марки отвозите глагол в гараж «Е». И наоборот.

Пиш...т, лета...т, стреля...т, люб...т, занос...т, игра...т, друж...т, жал...т, сол...т.

Уч. - Пользуйтесь алгоритмом.

н.ф. I спр.

Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовУрок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовДети - Пиш...т писать е

Поехали на красной машине в гараж «Е»

н.ф. II спр.

Урок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовУрок по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголовДети - Люб...т любить и

Поехали на синей машине в гараж «И»

Физкультминутка.

Уч. - Сегодня на уроке столкнулись с разным видом транспорта. А на чём бы вы хотели сейчас покататься?

Дети - На самолёте. (дети «летают»).

VI. Самостоятельная работа.

Уч. - В разных природных зонах, где трудные условия, транспортом являются и животные.

Подскажите, какие и где?

(иллюстрации: олень, верблюд, собака).

Уч. - Какая орфограмма в этих словах?

Дети - Безударная непроверяемая гласная.

Дети - В тундре - олени.

В пустыне - верблюды.

А на Камчатке - собаки.

Уч. - I, II, III группам списать предложения с этими видами транспорта, выделить личные безударные окончания глаголов, определить спряжение.

I г. - Человек езд...т на верблюде верхом, воз...т тюки с разными грузами, паш...т землю.

Дополнительное задание: подчеркнуть однородные члены предложения.

II г. - На Камчатке собака служ...т человеку с давних пор.

Дополнительное задание: выделить грамматическую основу предложения.

III г. - Северный олень обеспечива...т жизнь человека в тундре.

Дополнительное задание: показать связь между членами предложения.

IV г. (сильная) - Написать 3-4 предложения на тему «Камчатская пурга». (На планшете слова-помощники).

Поднима...тся, темне...т (небо), во...т, стон...т, срыва...т, свирепе...т, затиха...т.

Задание: выделить окончания в глаголах, определить спряжение.

Проверка.

I, II, III группы объясняют правописание безударных личных окончаний глаголов, опираясь на алгоритм. Другие - объясняют дополнительные задания.

IV г. - зачитываются 2 сочинения-миниатюры, а орфограммы проверяются взаимопроверкой.

VII. Итог урока.

Уч. - Так как узнать, какую гласную е или и писать в безударных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени?

(дети повторяют правило по модели).

Уч. - На уроке мы говорили о транспорте. А что вы должны знать и соблюдать?

Дети - Правило дорожного движения.

Уч. - Наш девиз «Быть организованным» сыграл большую роль. Все ученики были организованными и потому получают хорошие оценки.

VIII. Домашнее задание.

Правило стр. 89, упр. № 459, определить спряжение глаголов, которые даны в скобках. Напишите их в 1-м лице мн. числа настоящего времени.

Личностные УУД (внешние мотивы, мотивация учебной деятельности).

Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков).


Коммуникативные УУД (диалог).



Коммуникативные УУД (формировать собственное мнение и позицию).

Коммуникативные УУД (диалог).


Личностные УУД (учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу его решения).

Регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу).


Регулятивные УУД (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем).

Познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале).


Регулятивные УУД (самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале).

Познавательные УУД

1. осуществлять синтез как составление целого из частей.

2. обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого).

Личностные УУД (ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности).

Познавательные УУД (сравнивать, устанавливать аналогии).


Познавательные УУД (устанавливать аналогии).

Личностные УУД (широкая мотивация основа учебной деятельности).

Регулятивные УУД (планировать свои действия с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения).

Познавательные УУД (устанавливать аналогии).


Познавательные УУД (осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире).

Регулятивные УУД (осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату).

Коммуникативные УУД

1. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД (оценивать правильность выполнения действия).

Личностные УУД (способность к самооценке).

Коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание).

Личностные УУД (ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности).


© 2010-2022