Конспект урока русского языка на тему Перенос слов и презентация к нему (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс (Котова Е. В.)

Тема: Перенос слов. Правило переноса слов.

Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Ознакомить обучающихся с правилами переноса слов.

Формирование предметных учений: делить слова на части для переноса,

оформлять предложение на письме, делить слова на слоги.

Формирование метапредметных умений: находить ответы на вопросы,

слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: учебник 1 класса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; презентация по теме урока, экран, мультимедийный проектор; набор карточек для составления предложения, карточки со словами, разделёнными для переноса по количеству пар; картинка с изображением солнышка; памятки с правилами переноса слов.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости, поздоровайтесь с ними.

- Проверьте свою готовность к уроку и ответьте на вопросы: как живёшь?

(Ребята показывают ответ движениями и говорят «вот так»)

- Как идёшь?

- Как бежишь?

-Ночью спишь?

- Как стоишь?

- Как сидишь?

- Ребята, к нам на урок просится гость. Угадайте, кто: Оно весь мир обогревает

И усталости не знает.

Оно весь день глядит в оконце

И зовут его все … (Солнце)

  1. Чистописание.

- Чтобы поприветствовать нашего гостя, давайте красиво пропишем его самую любимую букву. Что это за буква? (эс)

- Расскажите о звуке, который обозначает эта буква в слове «солнце» (Согласный, твёрдый, глухой)

- Напишите эту букву в следующей закономерности:

Сс Ссс Сссс…

- Найдите у себя самую красивую букву «с» из написанных. Постарайтесь каждую «с» сегодня писать так же красиво, чтобы и дальше радовать нашего гостя.


  1. Словарная работа.

- Не только мы радуемся солнцу. Посмотрите, кто вышел погреться в его лучах.

Включить проектор. 1 Слайд

- Кто это? (Ворона, воробей, лисица)

Под картинками появляются записи: в…рона, в…р…бей, л…сица.

- Запишите эти слова через запятую, вставив недостающие буквы.

Выключить проектор. Учитель открывает боковую доску с правильно записанными словами.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написанное.

- Что общего у этих слов? (Имена существительные, отвечают на вопрос «кто», словарные слова, состоят из 3 слогов)

- Как узнали, что из 3 слогов? (По количеству гласных, сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Разделите слова на слоги.

По 1 человеку выходят к доске, подчёркивают гласные и делят слова на слоги. Остальные ребята работают в тетрадях.

4. Формулирование темы и целей урока.

- Солнышко пришло к нам не просто так, а с подарком: оно составило предложение про себя и про нас. Это предложение лежит в конвертах на ваших партах. Достаньте и прочитайте его.

Дети вынимают из конвертов отдельные слова.

- Наверное, предложение рассыпалось. Соберите его снова, работая вместе с соседом.

- Какое предложение получилось? (В наше окно светит солнышко)

- Напишем это предложение под диктовку.

По одному человеку диктуют каждое слово, ребята пишут в тетрадях, учитель - на доске. Слово «солнышко» не умещается в строчке, учитель оставляет его недописанным.

- Почему я не написала последнее слово? (не уместилось)

- Поднимите руку, у кого ещё не уместилось. Как нам быть? (Перенести)

- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Перенос слова)

5. Объяснение новой темы.

- Что значит «перенести»? (В конце строчки поставить «-» и написать неуместившуюся часть на другой строчке)

- Вам раньше приходилось переносить? (Да)

- Посмотрим, как это у вас получается.

Включить проектор. 2 Слайд.

- Почему я исправляла ваш способ переноса? (Мы делали его неправильно, ошибались)

- Почему вы ошибались? (Наверное, есть какие-то правила переноса слов, которых мы ещё не знаем)

- Разрешите, я поправлю названную вами тему урока: не «Перенос слов», а «Правила переноса слов»

Выключить проектор.

- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Правильно переносить слова)

- На карточках, которые лежат у вас на партах, написана загадка про любимое место солнышка. Прочитайте её.

Ле-жит ко-вёр боль-шой боль-шой,

А не сту-пить на не-го но-гой.

- Что это? (Небо)

- Почему оно - любимое место солнца? (Солнце находится на небе)

- Каждое слово в этой загадке разделено для переноса. Прочитайте текст, записанный на карточке ещё раз. Понаблюдайте, поразмышляйте вместе с соседом, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.

Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах.

- Кто догадался, как правильно переносить слова? (Да, слова переносятся по слогам)

Учитель вывешивает это правило на доску.

Слова переносятся по слогам

- Допишем предложение про солнышко. Нос начала возьмите карточку со словом «Солнышко» и разделите простым карандашом его для переноса.

Учитель смотрит, что получилось у ребят и выносит на доску некоторые варианты. Дети видят, что есть несколько вариантов переноса этого слова, потому что в нём 3 слога.

- Выберите удобный для вас способ переноса и допишите предложение у себя в тетради.

6. Физминутка.

Под аккомпанемент «Соловьиная трель» дети изображаютт то, что говорит учитель.

- Представьте, что вы - сосульки. Выглянуло солнышко, и сосульки начали потихоньку таять, они становятся всё меньше, меньше и меньше, пока не превращаются в лужу. Лужа просочилась в землю, где встретила маленькое семечко. Теперь вы - семечко. Семечко напиталось водой, пустило в землю корешок, и из него пробился росточек. Росток поднимается всё выше и выше, на нём появляются листочки, набухает бутон. И вот бутон распустился и расцвёл красивый цветок.

7. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 37, найдите правило, которое мы до этого вывели. Прочитайте его шёпотом.

- Как мы будем переносить слова с одной строки на другую? (По слогам)

- Найдите упражнение 3. Какие растения там изображены? (Василёк, колокольчик, ромашка)

- Посмотрите, как эти слова разделены для переноса. Можно ли их переносить по-другому? (Можно, потому что в каждом из них больше, чем по 2 слога)

- Вместе с соседом подумайте и разделите эти слова простым карандашом так, как их ещё можно переносить.

- Перечислите все возможные способы переноса каждого слова. (Ребята проверяют свою работу. При необходимости вносят изменения)

- Прочитайте задание внизу упражнения. (Напишите любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова)

- Почему в образце слово «колокольчик» написано 3 раза? (Потому что есть три способа его переноса)

- Сколько раз вы должны написать слова «ромашка» и «василёк»? (Каждое по 2 раза, потому что есть два способа переноса этих слов)

Включить проектор. 3 слайд.

- Выберите слово, которое вам нравится и напишите его столько раз, сколько его можно переносить.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написанное. (4 слайд)

8. Работа по теме урока.

- Солнышко заглядывает не только в наше окно. Оно часто смотрит и во многие другие окна. И вот однажды оно увидело одну историю, которую сейчас расскажет нам. (5 слайд)

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес: е - два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес: у - кол -

И получил за это «кол».

Опять я перенес: о - пять,

Теперь, наверно, будет «пять»?!

- Как вы думаете, почему за перенос слов «едва» и «укол» мальчик получил плохие оценки, ведь он перенёс их по слогам? (Наверное, нарушил какое-то правило переноса)

- Совершенно верно. Оказывается, чтобы переносить слова правильно недостаточно переносить их по слогам. Есть ещё другие важные правила. Кто-нибудь предполагает, какое правило нарушил этот мальчик? (Может быть, оставил одну букву на строчке)

- Да, откройте учебник на странице 37 и прочитайте правило переноса внизу страницы.

(Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую стоку)

Учитель вывешивает это правило на доску.

Одну букву не оставляют

не переносят


- Как вы думаете, получит ли мальчик за перенос слова «опять» пятёрку? (Нет, он опять оставил одну букву на строчке, а так делать нельзя)

- Как же переносить это слово? (Это слово никак нельзя переносить)

Выключить проектор.


  1. Итог урока.

- Итак, какое новое открытие сделали на уроке?

- А когда вы будете использовать новые знания?

- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.


  1. Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось?

- В чем вы испытывали трудности?

- Как думаете, почему?

- Оцените свою работу на полях тетради. Кто считает, что работал очень хорошо и всё понял и запомнил, нарисуйте весёлое солнышко. Кто считает, что ему не всё понятно, нужна помощь друга, нарисуйте серьёзное. А кто совсем ничего не запомнил на уроке - грустное.

- Вы все, ребята, хорошо потрудились. Спасибо вам за урок!


© 2010-2022