- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Перенос слов и презентация к нему (1 класс)
Конспект урока русского языка на тему Перенос слов и презентация к нему (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котова Е.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку, 1 класс (Котова Е. В.)
Тема: Перенос слов. Правило переноса слов.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Ознакомить обучающихся с правилами переноса слов.
Формирование предметных учений: делить слова на части для переноса,
оформлять предложение на письме, делить слова на слоги.
Формирование метапредметных умений: находить ответы на вопросы,
слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: учебник 1 класса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; презентация по теме урока, экран, мультимедийный проектор; набор карточек для составления предложения, карточки со словами, разделёнными для переноса по количеству пар; картинка с изображением солнышка; памятки с правилами переноса слов.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости, поздоровайтесь с ними.
- Проверьте свою готовность к уроку и ответьте на вопросы: как живёшь?
(Ребята показывают ответ движениями и говорят «вот так»)
- Как идёшь?
- Как бежишь?
-Ночью спишь?
- Как стоишь?
- Как сидишь?
- Ребята, к нам на урок просится гость. Угадайте, кто: Оно весь мир обогревает
И усталости не знает.
Оно весь день глядит в оконце
И зовут его все … (Солнце)
-
Чистописание.
- Чтобы поприветствовать нашего гостя, давайте красиво пропишем его самую любимую букву. Что это за буква? (эс)
- Расскажите о звуке, который обозначает эта буква в слове «солнце» (Согласный, твёрдый, глухой)
- Напишите эту букву в следующей закономерности:
Сс Ссс Сссс…
- Найдите у себя самую красивую букву «с» из написанных. Постарайтесь каждую «с» сегодня писать так же красиво, чтобы и дальше радовать нашего гостя.
-
Словарная работа.
- Не только мы радуемся солнцу. Посмотрите, кто вышел погреться в его лучах.
Включить проектор. 1 Слайд
- Кто это? (Ворона, воробей, лисица)
Под картинками появляются записи: в…рона, в…р…бей, л…сица.
- Запишите эти слова через запятую, вставив недостающие буквы.
Выключить проектор. Учитель открывает боковую доску с правильно записанными словами.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написанное.
- Что общего у этих слов? (Имена существительные, отвечают на вопрос «кто», словарные слова, состоят из 3 слогов)
- Как узнали, что из 3 слогов? (По количеству гласных, сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Разделите слова на слоги.
По 1 человеку выходят к доске, подчёркивают гласные и делят слова на слоги. Остальные ребята работают в тетрадях.
4. Формулирование темы и целей урока.
- Солнышко пришло к нам не просто так, а с подарком: оно составило предложение про себя и про нас. Это предложение лежит в конвертах на ваших партах. Достаньте и прочитайте его.
Дети вынимают из конвертов отдельные слова.
- Наверное, предложение рассыпалось. Соберите его снова, работая вместе с соседом.
- Какое предложение получилось? (В наше окно светит солнышко)
- Напишем это предложение под диктовку.
По одному человеку диктуют каждое слово, ребята пишут в тетрадях, учитель - на доске. Слово «солнышко» не умещается в строчке, учитель оставляет его недописанным.
- Почему я не написала последнее слово? (не уместилось)
- Поднимите руку, у кого ещё не уместилось. Как нам быть? (Перенести)
- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Перенос слова)
5. Объяснение новой темы.
- Что значит «перенести»? (В конце строчки поставить «-» и написать неуместившуюся часть на другой строчке)
- Вам раньше приходилось переносить? (Да)
- Посмотрим, как это у вас получается.
Включить проектор. 2 Слайд.
- Почему я исправляла ваш способ переноса? (Мы делали его неправильно, ошибались)
- Почему вы ошибались? (Наверное, есть какие-то правила переноса слов, которых мы ещё не знаем)
- Разрешите, я поправлю названную вами тему урока: не «Перенос слов», а «Правила переноса слов»
Выключить проектор.
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Правильно переносить слова)
- На карточках, которые лежат у вас на партах, написана загадка про любимое место солнышка. Прочитайте её.
Ле-жит ко-вёр боль-шой боль-шой,
А не сту-пить на не-го но-гой.
- Что это? (Небо)
- Почему оно - любимое место солнца? (Солнце находится на небе)
- Каждое слово в этой загадке разделено для переноса. Прочитайте текст, записанный на карточке ещё раз. Понаблюдайте, поразмышляйте вместе с соседом, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах.
- Кто догадался, как правильно переносить слова? (Да, слова переносятся по слогам)
Учитель вывешивает это правило на доску.
Слова переносятся по слогам
- Допишем предложение про солнышко. Нос начала возьмите карточку со словом «Солнышко» и разделите простым карандашом его для переноса.
Учитель смотрит, что получилось у ребят и выносит на доску некоторые варианты. Дети видят, что есть несколько вариантов переноса этого слова, потому что в нём 3 слога.
- Выберите удобный для вас способ переноса и допишите предложение у себя в тетради.
6. Физминутка.
Под аккомпанемент «Соловьиная трель» дети изображаютт то, что говорит учитель.
- Представьте, что вы - сосульки. Выглянуло солнышко, и сосульки начали потихоньку таять, они становятся всё меньше, меньше и меньше, пока не превращаются в лужу. Лужа просочилась в землю, где встретила маленькое семечко. Теперь вы - семечко. Семечко напиталось водой, пустило в землю корешок, и из него пробился росточек. Росток поднимается всё выше и выше, на нём появляются листочки, набухает бутон. И вот бутон распустился и расцвёл красивый цветок.
7. Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 37, найдите правило, которое мы до этого вывели. Прочитайте его шёпотом.
- Как мы будем переносить слова с одной строки на другую? (По слогам)
- Найдите упражнение 3. Какие растения там изображены? (Василёк, колокольчик, ромашка)
- Посмотрите, как эти слова разделены для переноса. Можно ли их переносить по-другому? (Можно, потому что в каждом из них больше, чем по 2 слога)
- Вместе с соседом подумайте и разделите эти слова простым карандашом так, как их ещё можно переносить.
- Перечислите все возможные способы переноса каждого слова. (Ребята проверяют свою работу. При необходимости вносят изменения)
- Прочитайте задание внизу упражнения. (Напишите любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова)
- Почему в образце слово «колокольчик» написано 3 раза? (Потому что есть три способа его переноса)
- Сколько раз вы должны написать слова «ромашка» и «василёк»? (Каждое по 2 раза, потому что есть два способа переноса этих слов)
Включить проектор. 3 слайд.
- Выберите слово, которое вам нравится и напишите его столько раз, сколько его можно переносить.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написанное. (4 слайд)
8. Работа по теме урока.
- Солнышко заглядывает не только в наше окно. Оно часто смотрит и во многие другие окна. И вот однажды оно увидело одну историю, которую сейчас расскажет нам. (5 слайд)
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес: е - два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес: у - кол -
И получил за это «кол».
Опять я перенес: о - пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Как вы думаете, почему за перенос слов «едва» и «укол» мальчик получил плохие оценки, ведь он перенёс их по слогам? (Наверное, нарушил какое-то правило переноса)
- Совершенно верно. Оказывается, чтобы переносить слова правильно недостаточно переносить их по слогам. Есть ещё другие важные правила. Кто-нибудь предполагает, какое правило нарушил этот мальчик? (Может быть, оставил одну букву на строчке)
- Да, откройте учебник на странице 37 и прочитайте правило переноса внизу страницы.
(Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую стоку)
Учитель вывешивает это правило на доску.
Одну букву не оставляют
не переносят
- Как вы думаете, получит ли мальчик за перенос слова «опять» пятёрку? (Нет, он опять оставил одну букву на строчке, а так делать нельзя)
- Как же переносить это слово? (Это слово никак нельзя переносить)
Выключить проектор.
-
Итог урока.
- Итак, какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.
-
Рефлексия.
- Что вам особенно понравилось?
- В чем вы испытывали трудности?
- Как думаете, почему?
- Оцените свою работу на полях тетради. Кто считает, что работал очень хорошо и всё понял и запомнил, нарисуйте весёлое солнышко. Кто считает, что ему не всё понятно, нужна помощь друга, нарисуйте серьёзное. А кто совсем ничего не запомнил на уроке - грустное.
- Вы все, ребята, хорошо потрудились. Спасибо вам за урок!