- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП Изобразительное искусство 4 класс Школа России
КТП Изобразительное искусство 4 класс Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Максимычева Д.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Развернутое тематическое планирование
№
п/п
Тема, тип урока
Основное
содержание темы, термины и понятия (страницы учебника)
Планируемые результаты обучения
Творческая деятельность учащихся (внеурочная)
Календарные сроки
освоение
предметных
знаний и умений
универсальные учебные действия (УУД)
Дата фактическая
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрываются их представления о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
1
Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. Художественные материалы
(урок постановки
и реше- ния учебной задачи)
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи
(И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев,
И. Левитан, И. Грабарь и др.). Живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Колорит в живописи.
Учебник, с. 6-16
Узнают картины художника
И. И. Шишкина.
Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и составлять описательный рассказ; изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства гуаши для создания образов природы
Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи; проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе
Изображение пейзажа своей родной стороны. Передача его особой красоты художественными материалами (гуашь)
01.09
2
Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки
и решения учебной задачи)
Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников - И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик».
Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.
Учебник, с. 14-16.
Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы
в творчестве русских художников»
Узнают картины художника
И. И. Левитана.
Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; видеть красоту родной природы; обсуждать, сравнивать, анализировать картины художников-пейзажистов; работать гуашью - смешивать краски непосредственно на картине без использования палитры
Предметные: расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи
Изображение осеннего пейзажа.
Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь)
11.09
3
Деревня -
деревянный мир.
Русская деревянная изба.
Конструкция
и украшения избы
(урок постановки
и решения учебной задачи)
Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы
и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке
и устройстве мира. Различные виды изб.
Учебник, с. 20-26.
Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба»
Узнают: значение слов улица, изба, конек,
основной строительный материал и конструкцию избы, назначение каждой ее части, назначение фронтона, причелины, наличника.
Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества; изображать графическими или живописными средствами образ русской избы
Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования - конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя
Изображение образа русской
избы (изба-богатырь, изба-ель, избушка-бабушка).
Передача особой красоты русского жилища художественными материалами
18.09
4
Деревня -
деревянный мир (урок постановки
и решения учебной задачи)
Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах.
Учебник, с. 20-26.
Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба»
Узнают: об особенностях деревянного храмового зодчества, основной конструкции деревянной деревенской церкви (четверик, восьмерик, крыльцо-гульбище, купол).
Научатся определять основные пропорции, характерные формы деревянных, жилых построек
Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее
место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Создание коллективного панно «Деревенька».
Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы
25.09
5
Красота человека. Русская красавица
(урок по-
становки и решения учебной задачи)
Образ женской
и мужской красоты. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда
в определенных природных и исторических условиях. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский и мужской праздничный костюм - концентрация народных представлений
об устройстве мира; украшения
и их значение;
образ русского человека в произведениях искусства.
Учебник, с. 34-39.
Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм»
Узнают: о конструкции русского народного костюма, о роли и особенностях женских головных уборов.
Научатся: понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма; характеризовать и эстетически оценивать образ человека
в произведениях художников; создавать женские и мужские народные образы (портреты); работать живописными материалами
Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия«декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы
Изображение портрета женского сказочного персонажа
в традиционном головном уборе.
Материалы: гуашь,
бумага, кисти
02.10
6
Образ русского человека в произведениях художников (урок поста- новки
и решения учебной задачи)
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека в произведениях искусства. Изобразительное искусство, «кокошник», «лобная повязка», портрет, образ, цвет, тон, композиция.
Учебник, с. 34-39.
Мультимедийный
ряд: презентация «Народный праздничный костюм»
Узнают об особенностях конструкции русского народного мужского и женского праздничного
и повседневного костюма.
Научатся: изображать фигуру человека в русском народном костюме; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей
Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте русского народного костюма
Выполнение
рисунка
человека
в русском народном костюме (мужского или женского образа - по выбору).
Материалы: гуашь, бумага, кисти
09.10
7
Календарные праздники (урок постановки
и решения учебной задачи)
Роль праздников
в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Тема праздника
в литературе и в музыке. «Народный календарь».
Учебник, с. 40-43
Узнают: о традиционных русских народных праздниках, значении цвета
и символики орнаментов
в русской национальной одежде.
Научатся:
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; оценивать красоту и значение народных праздников
Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев
Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник».
Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои)
16.10
8
Народные праздники (урок постановки
и решения учебной задачи)
История и традиции ярмарочных гуляний родного города. Ярмарка - место главных развлечений и место для встреч.
Учебник, с. 40-43.
«Раёк», «традиции», образ, цвет, тон, композиция.
Мультимедийный ряд: презентация «Царицынская ярмарка»
Узнают о традициях ярмарочных гуляний
в родном городе в прошлом
и в настоящее время.
Научатся: ритмически организовывать пространство; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей
Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев
Коллективная работа -
изображение народного праздника «Осенняя ярмарка».
Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы
23.10
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены
и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
9
Родной угол (урок постановки
и решения учебной задачи)
Значение выбора места для постройки города. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин,
Н. Рерих, др.).
Учебник, с. 46-53.
Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли»
Узнают: конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад), понятия «вертикаль»
и «горизонталь» в архитектуре, назначение сторожевой башни, частокола, рва, картины художников, изображающие древнерусские города.
Научатся: понимать и выражать
свое отношение к памятникам древнерусской архитектуры; работать графическими материалами
Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; учатся понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города; учатся создавать макет древнерусского города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Изображение древнерусского го- рода графическими материалами (внешний или внутренний вид города). Изображение сторожевых башен.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы
30.10
10
Древние соборы. (урок постановки
и решения учебной задачи)
Соборы - святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменно- го храма. Арка. Свод. Закомары. Глава. Купол. Конструкция
и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение
в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
Учебник, с. 54-55.
Мультимедийный ряд: презентация «Древние соборы»
Узнают: о значении собора в жизни людей, порядок устройства собора.
Научатся:
понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; моделировать или изображать конструкцию и украшение
древнерусского каменного собора; работать графическими материалами; воспринимать произведения архитектуры; оценивать работы товарищей
Предметные: расширяют свои представления об истории архитектуры России; получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; имеют возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваи- вают суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте древнерусской храмовой архитектуры
Изображение древнерусского храма или собора.
Материалы: аква- рель или цветные карандаши
13.11
11
Города Русской земли (урок постановки
и решения учебной задачи)
Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов. Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск. Крепость. Детинец. Кром. Кремль. Постройки внутри крепостных стен. Монастыри и их значение в жизни древних городов. Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде.
Учебник, с. 56-59.
Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусский город-крепость»
Узнают: основные структурные части города, названия памятников архитектуры.
Научатся: понимать красоту исторического образа города
и его значение для современной архитектуры; выражать свое отношение к памятникам архитектуры, произведениям искусства; изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города
Предметные: расширяют свои представления о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Создание коллективного панно - изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
«Город-крепость».
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка или гуашь, кисти
20.11
12
Древнерусские воины- защитники (урок постановки
и реше-
ния учебной задачи)
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника
В. М. Васнецова. Цвет в одежде и символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.
Рабочая тетрадь
Узнают произведения художников, изображавших русских воинов - защитников Отечества.
Научатся: воспринимать произ-
ведения искусства; приемам изображения фигуры человека; передавать художественными материалами образ
русского богатыря; адекватно оценивать работы товарищей
Предметные: расширяют свои представления об истории искусства России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «графика», «декор», «живопись»; знакомятся
с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа древнерусского воина
Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря.
Материалы: бумага,
гуашь, кисти
27.11
13
«Золотое кольцо России» (урок постановки
и решенияучебной задачи)
«Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль
и другие города. Знакомство
со своеобразием древних русских городов.
Учебник, с. 60-70.
Архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор. Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли»
Узнают: города, которые входят в «Золотое кольцо», общий
характер и архитектурное своеобразие старинных русских городов.
Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников
Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси
Изображение карты путешествия по «Золотому кольцу России».
Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага
04.12
14
Узорочье теремов (урок постановки
и решения учебной задачи)
Образы теремной архитектуры.
Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность
и цветовое богат-
ство украшений.
Учебник, с. 71-73.
Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов»
Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей.
Научатся: выражать в изображении праздничную
нарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания
в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей
Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее
место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Рисунок сказочного терема. Изображение расписного интерьера теремной палаты - подготовка фона для следующего задания.
Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь,
кисти
11.12
15
Праздничный пир в теремных палатах (урок постановки
и решения учебной задачи)
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древне русского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Учебник, с. 74-77-
Узнают об особенности украшения интерьера
княжеских палат Научатся: понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно; сотрудничать
в процессе создания общей композиции.
Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Выполнение коллективного панно «Пир в те- ремных палатах», изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей
18.12
Каждый народ - художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
16
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. (урок постановки
и решения учебной задачи)
Художественная культура Японии. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни - сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки.
Учебник, с. 80-91.
Мультимедийный ряд: презентация «Япония»
Узнают об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве
и архитектуре Японии.
Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони-мания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок
Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии
Изготовление модели цветущего дерева - сакуры.
Материалы: цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев»
25.12
17
Искусство оригами (урок постановки
и реше- ния учебной задачи
Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия - характерные особенности японского искусства. Изобразительное искусство, «оригами».
Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой»
Узнают новые эстетические представления
о поэтической красоте мира.
Научатся: при- обретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика
Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства древней Японии
Изготовление бумажного журавлика.
(Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.)
Материал: бумага
15.01
18
Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды
в японской культуре
(урок по-
становки и решения учебной задачи)
Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты
в древней Японии?
Учебник, с. 80-91.
Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.
Мультимедийный ряд: презентация «Художественная культура Японии»
Узнают: определения понятий «образ», «ком-позиция», произведения выдающихся японских художников.
Научатся использовать
художественные
материалы
и инструменты для выполнения творческой работы
Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве древней Японии
Изображение женского образа - японки. Рисование образа японки
в национальной одежде
(кимоно)
с передачей
характерных
черт лица, прически, движения, фигуры.
22.01
19
Народы гор и степей (урок постановки
и решения учебной задачи)
Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека
в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.
Учебник, с. 92-
101.
Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Горы»,
презентация «Народы гор и степей»
Узнают художественные традиции в культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; самостоятельно создавать творческую
работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах
Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи
Изображение горного или северного пейзажа
и народного жилища
(аула, чума, иглу).
Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь)
29.01
20
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры
(урок постановки
и решения учебной задачи)
Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты.
Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж».
Учебник, с. 92-
101
Узнают художественные традиции в культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую
работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах
Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи
Изображение степного пейзажа
и народного восточного жилища - юрты.
Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь).
Составление
композиции из работ обучающихся
05.02
21
Города
в пустыне
(урок постановки
и решения учебной задачи)
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина - основной строительный материал. Мечети Мавзолеи. Торговая площадь - самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент.
Учебник, с. 103-
109.
Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии.
Научатся: характеризовать особенности
художественной культуры Средней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы
и природных материалов; создавать образ древнего среднеазиатского города
Предметные: расширяют свои представления о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с архитектурой Востока, ее декором.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии
Создание образа древнего среднеазиатского
города.
Аппликация из цветной бумаги.
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей
12.02
22
Древняя Эллада (урок постановки
и решения учебной задачи)
Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь - главный памятник греческой культуры. Ордерные системы Древней Греции. Театр. Греческая вазопись. Скульптура.
Учебник, с. 110-
125
Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира.
Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое
отношение к ним;
характеризовать
отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; самостоятельно выделять этапы работы; опреде- лять художественные задачи и художественные средства
Предметные: расширяют свои представления об архитектуре Древней Греции, роли пропорций в образе построек, соотношении основных пропорций фигуры человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции
Выполнение задания
на с. 123-
124. Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа.
Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти
19.02
23
Олимпийские игры
(урок постановки
и решения учебной задачи)
В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения.
Учебник, с. 110-
125.
Изобразительное искусство, скульптура, пропорции, рельеф, роспись, цвет, тон, композиция.
Мультимедийный ряд: презентация «Древняя Греция»
Узнают историю возникновения Олимпийских игр.
Научатся: отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских
игр
Предметные: расширяют свои представления об архитектуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте скульптуры и вазописи Греции
Выполнение коллектив-
ной работы -
панно «Олимпийские игры». Составление плана работы над панно «Олимпийские игры».
Рисование красками, выполнение коллажа
из рисунков.
Материалы: гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей
26.02
24
Средневековый город
(урок постановки
и решения учебной задачи)
Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения.
Учебник, с. 126-
135.
«Готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция.
Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»
Узнают образ готических городов средневековой Европы.
Научатся: видеть и объяснять
единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма)
Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья
Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации.
Материалы: цветная
и тонированная бумага, гуашь (или пастель), кисти ножницы, клей
04.03
25
Образ готического храма
в средневековом городе (урок постановки и решения учебной задачи)
Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора.
Учебник, с. 126-
135.
Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»
Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы.
Научатся понимать значимость
исторического прошлого Запад ной Европы для современного человека -
Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья
Изображение готического собора.
Материалы: графические материалы, акварель, бумага, кисти
11.03
26
Многообразие художественных культур
в мире. Обобщение (урок поста-
новки
и решения учебной задачи)
Итог - не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров.
Художественные культуры мира - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Понимание разности творческой работы в разных культурах.
Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире»
Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать различия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять, почему постройки, одежды, украшения такие разные;
самостоятельно
составлять рекламный буклет; рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира; анализировать свою работу и работу одноклассников
Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ - художник». Составление туристического рекламного буклета
в одну
из стран.
Материалы: худо- жественные материалы
по выбору учащихся
18.03
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
27
Тема материнства в ис-
кусстве (урок поста- новки
и решения учебной задачи
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в лите-
ратуре и в музыке.
Учебник, с. 139-
143.
Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция
Узнают о том, что тема материнства - общая
в искусстве для всех времен
и народов. Научатся: приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения
Предметные: расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов; изображают образ мамы.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве
Рисование портрета
на тему «Улыбка мамы». Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
25.03
28
Образ Богоматери в русском
и западно-европейском искусстве (урок постановки
и решения учебной задачи)
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.
Учебник, с. 139-
143
Узнают символику каждого цвета в иконописи.
Научатся: приводить примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения
Предметные: расширяют свои представления о жанрах в изобразительном искусстве; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее
место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к отображению женского образа в искусстве
Рисование портрета
на тему «Мать и дитя» (стремление выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу).
Материалы: гуашь, бумага, кисти
08.04
29
Мудрость старости (урок постановки
и решения учебной задачи)
День пожилого человека. Есть красота внешняя
и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости, старости
в произведениях искусства (портреты Рембранда, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т. д.).
Учебник, с. 144-
147
Узнают произведения искусства величайших художников.
Научатся:
развивать навыки восприятия произведений искусства; наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей; создавать
в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека и художественными материалами передать свое отношение к дорогому человеку
Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи
Задание
(с. 146.):
изображение портрета своих бабушки или дедушки.
Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага
15.04
30
Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки
и решения учебной задачи)
Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали и сострадания
в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед
и трудностей.
Учебник, с. 148-
151
Узнают произведения известных художников-анималистов.
Научатся: рассматривать и рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание; эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия; выражать художественными средствами при изображении свое отношение к печальному событию
Предметные: расширяют свои представления об анималистическом жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, смогут использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде, отраженной в произведениях искусства
Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима.
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага
22.04
31
Герои-защитники (урок постановки
и решения учебной задачи)
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов.
Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция.
Учебник, с. 152-
153
Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.
Научатся:
рассматривать произведения известных художников - картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное
Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи
Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима.
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага
29.04
32
Героическая тема в ис-
кусстве разных народов (урок постановки
и реше- ния учебной задачи)
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты,
имеют своих героев-защитников
и воспевают их
в своем искусстве. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Учебник, с. 152-
153
Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.
Научатся:
рассматривать произведения известных художников - картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям; изображать задуманное; приобретать творческий композиционный опыт в создании героического
образа
Предметные: расширяют свои представления о скульптуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с творчеством выдающихся художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи
Создание этюда
«Памятник народному герою».
Материалы: пластилин, стеки, дощечка
06.05
33
Юность и надежда (урок постановки
и решения учебной задачи)
Тема детства, юности в искусстве, детская тема
в творчестве художников разных исторических
периодов (В. Тропинин, А. Шилов,
З. Серебрякова).
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим
детям. Учебник, с. 154-
155
Узнают произведения изобразительного искусства, посвященные
теме детства, юности в искус-
стве всех народов.
Научатся:
рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, изображающую радость детства; передавать художественными средствами радость темы детства
Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи
Изображение радости детства, мечты
о счастье,
о подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или по представлению).
Материалы: гуашь или акварель, бумага, кисти
13.05
34
Искусство народов мира (обобщение темы) (обобщающий. Урок постановки
и решения учебной задачи)
Роль искусства
в жизни человека. Вечные темы в искусстве.
Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей
в произведениях искусства разных народов мира. Итоговая выставка творческих работ.
Мультимедийный ряд: презентация «Викторина»
(каждый вопрос иллюстрируется слайдом).
Музыкальный ряд: Д. Кабалевский. Пьеса «Веселый марш»
Научатся:
объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искус-
ства разных народов; рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания красоты; обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач; работать
в команде
Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран
Рисование образа средневекового города
командами
(на листе ватмана, закрепленного
на доске).
Материалы: фломастеры, гуашь, бумага, кисти
20.05