• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на педагогических чтениях по поликультурному воспитанию Сохранение национальных традиций как фактор взаимопонимания и культурного обогащения

Выступление на педагогических чтениях по поликультурному воспитанию Сохранение национальных традиций как фактор взаимопонимания и культурного обогащения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сохранение национальных традиций как фактор взаимопонимания и культурного обогащения

(выступление на педагогических чтениях по поликультурному воспитанию)

Сосновских И.Г. методист по кружковой работе Внешкольное образование сегодня является неотъемлемой частью образовательной системы. Вопрос о внешкольном образовании - это вопрос о полноте образования, о дополнительных образовательных ресурсах, обеспечивающих полноценное развитие базовых способностей растущего человека. Именно такая задача стоит перед современным образованием в Украине. Ее актуальность возрастает в связи с усилением стихийного влияния со стороны так называемого параллельного образования (СМИ, Интернет и т.д.). Наша школа-комплекс № 2 создана 18 лет назад как комплекс общеобразовательной школы и городского детского дома творчества. Особенность воспитания детей в этой школе состоит в том, что после уроков всем учащимся предлагаются кружки по выбору, то есть внеурочное время школьником сориентировано на творчество, причем на такое, которое является его любимым делом. Именно на кружках, в неформальной обстановке, мы можем хотя бы частично компенсировать утрачиваемую нами полноту человеческой общности, обратиться к ценностям, которые не зависят от курсов валют и биржевых акций, сберечь исконные культурные традиции и сделать их достоянием подрастающего поколения. Перед педагогами - руководителями кружков стоит задача через кружковую работу приобщить детей к традициям и культурам различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. На всех этапах работы с кружковым коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям было легче преодолеть в себе кому-то национальную замкнутость, кому-то эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям. Как это происходит на кружковых занятиях? Все основано на интересах детей, на их неиссякаемом любопытстве, на жажде узнать новое. Изостудия декоративного рисования. Цикл занятий - создание национального костюма, рисунок национального костюма. Русского, украинского, татарского, армянского и т.д., т.е. детей тех национальностей, которые занимаются в данном кружке. Микрогруппы исследовательские ищут материалы по этим темам, руководитель рассказывает и показывает рисунки традиционных национальных костюмов, затем начинается творчество. Интересно всем, культурное обогащение налицо и удовлетворение от совместной работы, от того, что тебя понимают, оценивают на выставке полное. Педагог умело создает специальные творческие ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других. Танцевальные кружки. Очень любят все занятия - танцы народов Крыма. Преподаватель рассказывает и показывает элементы танцев разных национальностей, дети разучивают движения, затем создают танцевальные этюды на соответствующие мелодии. Это все демонстрируется дома и творческий процесс продолжается. Тоже самое на занятиях вокальных кружков. Уже несколько лет наши коллективы сотрудничают с русской, польской и немецкой общинами Крыма. Представители этих культур приходят к детям, рассказывают о национальных праздниках, традициях, обычаях, костюмах, соответственно в кружковых коллективах разучиваются танцы и песни этих народов. Важно искать истоки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого возможности воспитательной работы, опираясь на общечеловеческие ценности морали, искусства, религии разных народов. В этих целях необходимо, чтобы любое воспитательное мероприятие было обращено к личности ученика, чтобы учащиеся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес к личностным качествам, духовным запросам друг друга. Национальные праздники. Рождество, Пасха - эти православные праздники нам хорошо известны, к ним ведется большая подготовительная работа и проводятся мероприятия, а вот Курбан-Байрам или Навруз не так популярны. Именно на кружковом занятии в неформальной обстановке дети могут рассказать, что это за праздники, угостить всех национальными блюдами (преимущественно сладкими), можно провести параллель с православными праздниками - у нас гадают на крещения, а у татар на Навруз - день весеннего равноденствия. (Девушки в эту ночь гадали: бросали в кувшин с водой кольца, серьги и ставили его под куст розы. На следующую ночь самой младшей завязывали глаза. Вынимая по одному спрятанные украшения, она в шутливой форме предсказывала судьбу их владелицам.) Все это ведет к взаимопониманию, к уважению традиций другой культуры. Кружок исторического краеведения. Преподаватель у нас молодой, но подбирает темы исследовательских работ так, что охвачены исторические этапы разных народов Крыма. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования межнациональных отношений в любом возрасте. История курдов - презентация работы с костюмами, с национальными блюдами, с танцами. Православные праздники на примере города Джанкоя. Ежегодное участие в конкурсе «Украина вышивана». Большая поисковая, исследовательская работа, уже знакомы с вышивками различных областей Украины, перефотографировано столько рушников и все находятся новые и интересные экспонаты. Нужно заметить, что различие национально-этнических особенностей, которым воспитанники кружков зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций, накладывает определенный отпечаток на поведение и взаимоотношение детей с окружающими. Мы считаем, что семья в этом может помочь школе. У нас проводятся конкурсные программы - коллективные творческие дела, в которых принимают участие и дети, и их родители, и руководители кружков. Одним из таких дел была конкурсная программа «Слово о моем роде». Программа рассчитана на определенный подготовительный период времени и заключительные конкурсы являются своеобразным подведением итогов с семьями. Как правило, для проведения таких конкурсов выбираются семьи разных национальностей, с разными традициями и обычаями, число участников программы 5-6 семей. Конкурсная программа включает в себя творческую работу «География моего рода», в котором отражается географические перемещения рода. Это позволяет уточнить некоторые моменты генеалогической ситуации рода, конкурс «Эхо старины» - бабушки и дедушки, как главы рода, вспоминают те истории, которые передаются из поколения в поколение в каждой семье (история жизни, отдельные события предков, история фамилии и т.д.); Конкурс «Семейная реликвия». Подготовка - определение учащимися совместно с родителями тех предметов, хранящихся в семье, которые могли бы являться семейными реликвиями. «Игровая копилка семьи». Подготовка - в семьях выбирается игра, в которую в детстве любили играть родители, бабушки и дедушки. Об этих играх предстоит рассказать и научить в них играть остальных. Педагог заранее должен сориентировать семьи на то, что игры должны иметь положительный социальный характер. «Вкусный» конкурс - любимое блюдо семьи. Желательно приготовить сладкие блюда и завершить конкурсную программу чаепитием. Вывод. Учитывая, что мы живем в многонациональном Крыму, нужно помнить, что ребенок способен к принятию национальных традиций других народов, если осознает собственную культурную идентичность, знает историю своего народа. Тогда он с удовольствием будет и культурно обогащаться (имея свой запас знания, про свой народ) и уметь понимать других.

5

© 2010-2022