Произведение Г. Скребицкого из книги «Четыре художника»-«Осень»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе.

УМК «Начальная школа ХХI века».

Тема урока: Г. Скребицкий «Осень».

Цель урока: познакомить учащихся с произведением Г. Скребицкого из книги «Четыре художника»-«Осень»; учить находить в тексте образные средства языка: сравнения.

Задачи:

  1. Учить детей выразительно читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его.

  2. Расширять читательский кругозор детей.

  3. Развивать речь, внимание, память, воображение, эмоциональный и духовный мир детей.

  4. Воспитывать любовь к природе.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД Познавательные УУД: формировать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы.

Оборудование урока: портрет Г. Скребицкого, выставка книг, осенние пейзажи, мультимедийный проектор, картина Левитана «Золотая осень»; таблицы- карточки для учащихся (словарная работа); школьный толковый словарь русского языка; музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Осень».

Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: Учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011; Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Тип урока: урок - изучение нового материала

Ход урока:

  1. Целеполагание и мотивация

Прозвенел уже звонок-

Наконец у нас урок!

Будем знанья получать,

И, конечно, отвечать.

Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок.

-Дети, у нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы. И хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!» (плакат со словами И. Левитана)

- Давайте отправимся в лес на прогулку. Посмотрите как красиво в лесу!

Полюбуйтесь пёстрыми нарядами деревьев!

Что ни шаг, то новые краски! Послушайте, как шуршит под ногами опавшая листва. Вдохните полной грудью свежий лесной воздух!

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока.

-На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о родной природе осенью, будем учиться определять жанры, работать с текстом.

- Скажите, какие признаки осени вам известны?

-Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». Какому времени года посвящена музыка? Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её?

Осенняя пора вдохновляла не только писателей, но и художников, композиторов.

Для великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана осень была любимейшим временем года, ей он посвятил более ста картин. Рассмотрите его картину «Золотая осень» - это обобщённый образ русской осенней природы.

- Какие краски использовал художник, чтобы изобразить именно этот период осени?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Художник передал и яркие краски природы, и приглушённые краски осени, посмотрите, как красивы молодые берёзки в жёлтом осеннем уборе, холодная вода, мерцающая отражением. Задушевно рисует художник уходящие вдаль лужайки и перелески, спокойные изгибы речки, отражающей голубое небо и прибрежные кусты в багрянце осени. Во всей природе - ощущение красоты и грусти наступившей осени.

«Надо не только иметь глаза, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать её музыку, проникаться её тишиной,- говорил Левитан своим ученикам.


  1. Открытие нового знания детьми. Жужжащее чтение по карточкам - листочкам.

-Послушайте стихотворение:

Кроет уж лист золой влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят

Любо в лесу мне гулять

Слушать, как сучья трещат

Листья ногой загребать.

- Я прочитала моё любимое стихотворение об осени поэта Апполона Майкова.

- А с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Кто расскажет это стихотворение?

-В нашем классе тоже листопад. У каждого из вас на парте лежит листочек. Прочитайте произведение на листике. Определите тему, жанр вашего произведения, назовите автора.

Одновременно с ответами уч-ся к стволу дерева на доске прикрепляются осенние листики, на которых указаны фамилии авторов, жанры произведений о родной природе.

- В какое время года деревья имеют такой наряд?

  1. Первичное закрепление

-«Осень»- так называется произведение, с которым нам предстоит познакомиться.

Знакомство с биографией Г.Скребицкого (рассказ подготовленного ученика:

Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель - натуралист. Он писал

рассказы и сказки о природе. Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником,

охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное. Он написал сборник рассказов «Простофили и хитрецы», «Рассказы

охотника», «На пороге весны», «С ружьём и без ружья», «Лесной прадедушка» и другие.

В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту).

Словарная работа (кованая броня, золотая парча, косяки перелётных птиц, копны сена, стога, осинник).

Первичное восприятие текста (читает учитель).

Проверка первичного восприятия:

- Понравилось вам произведения? Чем?

- О каком периоде осени говорит Скребицкий?

- Реалистическая или сказочная картина изображена писателем? Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время года - осень представлена в образе живого существа)

- Какой приём использует писатель, чтобы придать реальным событиям сказочность?

( В литературе такой приём называется «олицетворение»)

- Какой вы представляете Художника - Осень? Опишите её.

  1. Физкультминутка

Ветер дул, дул, дул

И деревья все нагнул

Деревья все качаются,

Качаются, качаются.

И волшебные листочки

Закружились как платочки.

  1. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Как писатель называет Осень? Почему?

-Какие краски взяла для своей работы Художник-Осень и почему?

- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

- Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

-Что изменила Осень на полях и лугах?

- Как вы думаете, могут ли быть Художник - Зима, Художник - Весна, Художник - Лето?

Вывод: Очень ярко, красочно Г. Скребицкий описал в своём рассказе золотую осень.

-Теперь я предлагаю вам выразительно прочитать отрывок о том, как работала Художник-Осень.

Выразительное чтение учащихся.


  1. Творческая работа:

а) Художественное оформление произведения.

б) Выборочное чтение.

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить рисунки, используя краски Художника-Осени, затем найти описание фрагмента вашего рисунка в тексте.

в) Работа по группам под музыку А.Вивальди «Осень»:

1 группа: работая в паре, раскрашивают иллюстрации на отдельных листах ватмана.

2 группа: каждый ученик индивидуально работает в тетради на стр. 45 № 1.

- Проверка работ учащихся 1 группы: один ученик выходит к доске с рисунком, другой читает описание соответствующего фрагмента.

  1. Итог урока, рефлексия.
Соединив отдельные фрагменты рисунков на ватманах (результаты работ учащихся первой группы), получилась полная иллюстрация рассказа Г. Скребицкого «Осень». - Для чего же чего Скребицкий написал этот рассказ? -Что вам особенно понравилось, запомнилось на уроке?

-Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…, но….

  1. Домашнее задание

- выразительное чтение рассказа с. 107-109,

- в рабочей тетради с. 45 №2,

- иллюстрацию на тему: «Я рисую осень».


© 2010-2022