- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка Глагол. Повторение (4 класс)
Конспект урока русского языка Глагол. Повторение (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуваева С.Н. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык. 4 класс.
Тема: Глагол. Повторение.
Цели. 1.Повторить знание о глаголе как о части речи 2.Повторить знание детей о неопределенной форме глагола, умение определять спряжение глаголов 3.Развивать устную и письменную речь 4.Воспитывать усидчивость, самостоятельность, содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, радости достижения цели; Воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1. Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что сегодня мы все вместе.
Глубоко вздохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство.
Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.(приложение)
Перед вами 3 полоски: красная, зеленая, желтая. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению сейчас.
Зеленый - отличное, желтый - хорошее, красный-не очень хорошее.
2.Актуализация опорных знаний.
1)Прочитайте предложение (слайд №1)
-Где труд, там и радость.
-Что вы прочитали? (пословицу)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Я, надеюсь, что наша совместная работа принесет нам радость.
2) Запишите число в тетради.
Начнем работу в тетради с записи слов:
-Гладить, готовить, клеить, лаять, понимать, сверкать, сочинить, стеречь, строить, чуять.
-Взаимопроверка, выставление оценок.
(определены критерии оценок)
3.Постановка проблемы. Открытие нового.
-Что объединяет данные слова, кроме того, что в них непроверяемая орфограмма?
-Это все глаголы.
-Почему сегодня в словарном диктанте только глаголы?
-Это тема, над которой мы работаем.
-Да, тема урока: Глагол.
-Языковедами глагол выделяется как самая сложная самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место, после существительного, по частоте употребления в речи.
-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?
4.А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов:
-Кто что делает?
-Повар, врач, учитель, ученик, баянист, художник, портниха, продавец, пекарь, ветер, гром, молния, трава, дождь, солнце.
-Какие части речи мы употребили?
5.Работа в группах. (Приложение)
Что одному не под силу, то легко коллективу.
(Слайд№2)
1).
-У каждой группы есть свои карточки.
-Поработайте над своими заданиями. В каждой карточке есть 2 задания:
1- устное, надо ответить на теоретический вопрос
2- выполнить работу в тетради.
-В этой работе нам помогут пословицы и поговорки.
№ 1- изменение по лицам и числам
№ 2- по временам
№ 3- спряжение
№ 4- как определить какую гласную надо писать в окончании.
2).Выступление от групп.
- Давайте вспомним правила поведения :
-внимательно слушать
-не перебивать друг друга
-дополнять после выступления
- ответы должны быть полными и четкими
6.Работа классом у доски.
-Запишите глаголы, докажите букву в личном окончании глагола
Мечта . т
Наблюда . м
Рыбач . шь
Дыш . шь
Мечта . т
-От чего зависит буква в безударном окончании глагола?
7.Игра «Собери пословицу»
-На доске отдельные слова
Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.
-Соберите и запишите пословицу.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Поработай с этим предложением:
-выдели грамматическую основу, какой часть речи выражены сказуемые
-определи части речи
8. Обобщение.(приложение)
1).
-У вас у каждого есть информационный лист, посмотрите внимательно..
Обратите внимание на маркировку текста (специальные значки).
-Обозначьте ими все высказывания у каждой цифры.
2).
-Что было вам знакомо?
-Что оказалось новым?
-С чем вы не согласны?
-Что вызвало сомнение? Почему?
3)
-При помощи, каких глаголов можно выразить то, что мы сегодня делали на уроке?
4).
-На протяжении всего урока нашими помощниками были пословицы?
-Что такое пословица?
-Чем помогают пословицы?
9. Рефлексия.
-Покажите свою цветовую оценку за урок.
-Совпали цвета?
-Мы сегодня говорили о словах, хочу вам пожелать только добрых слов.
Приложение
1.Задания в группах.
Группа № 1
Задание 1. - Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? (устно)
Я веселю. Мы веселим.
Ты веселишь. Вы веселите.
Он веселит. Они веселят.
Задание 2. - Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
Шила в мешке не утаишь.
Двое одного не ждут.
Группа № 3.
- Сколько типов спряжения в русском языке? (устно)
Задание 1. - Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем - глаголы 2 спряжения.
Потушить, дышать, тянуть, встречать.
Задание 2. - Расскажите, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие - ко 2 спряжению? (устно)
Группа № 4.
Задание 1. - Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
На час отстан…шь - за день не догон…шь.
И сам тон…т, и других топ…т.
Задание 2. - Расскажите, как определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола? (устно)
Группа № 2.
Задание 1. - Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? (устно)
Школьник учится.
Школьник учился.
Школьник выучится.
Задание 2. - Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы прошедшего времени.
Терпенье и труд, всё перетрут.
Раз солгал - на век лгуном стал.
Труд кормит, лень портит.
2.Рефлексия.
Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался. Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. зелёный жёлтый красный
3.Информационный лист. " ! " - Я это знал. " + " - Новое для меня. " - " - Вызывает у меня сомнение. "?" - Вопрос. III. Информационный текст 1. Название "Глагол" происходит от старославянского слова "глаголить", что значит "говорить". 2. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие. 4. Глаголы имеют общее грамматическое значение "действие". 5. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки: в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются с помощью суффикса -СЯ-СЬ; г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на - ать (слышать, дышать, держать, гнать). 2) Непостоянные признаки а) время (настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал?), будущее (что будет делать? что сделает (ют)?; в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа) 6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего ("Учиться - всегда пригодится"), входит в грамматическую основу предложения. 7) Частица -НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без "не" не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать. 8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….