Конспект урока русского языка Глагол. Повторение (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. 4 класс.

Тема: Глагол. Повторение.


Цели. 1.Повторить знание о глаголе как о части речи 2.Повторить знание детей о неопределенной форме глагола, умение определять спряжение глаголов 3.Развивать устную и письменную речь 4.Воспитывать усидчивость, самостоятельность, содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, радости достижения цели; Воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок.


Ход урока.

1.Организационный момент.

1. Прозвенел звонок, урок начинается.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что сегодня мы все вместе.

Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство.

Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.(приложение)

Перед вами 3 полоски: красная, зеленая, желтая. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Зеленый - отличное, желтый - хорошее, красный-не очень хорошее.

2.Актуализация опорных знаний.

1)Прочитайте предложение (слайд №1)

-Где труд, там и радость.

-Что вы прочитали? (пословицу)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Я, надеюсь, что наша совместная работа принесет нам радость.

2) Запишите число в тетради.

Начнем работу в тетради с записи слов:

-Гладить, готовить, клеить, лаять, понимать, сверкать, сочинить, стеречь, строить, чуять.

-Взаимопроверка, выставление оценок.

(определены критерии оценок)

3.Постановка проблемы. Открытие нового.

-Что объединяет данные слова, кроме того, что в них непроверяемая орфограмма?

-Это все глаголы.

-Почему сегодня в словарном диктанте только глаголы?

-Это тема, над которой мы работаем.

-Да, тема урока: Глагол.

-Языковедами глагол выделяется как самая сложная самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место, после существительного, по частоте употребления в речи.

-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

4.А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов:

-Кто что делает?

-Повар, врач, учитель, ученик, баянист, художник, портниха, продавец, пекарь, ветер, гром, молния, трава, дождь, солнце.

-Какие части речи мы употребили?

5.Работа в группах. (Приложение)

Что одному не под силу, то легко коллективу.

(Слайд№2)

1).

-У каждой группы есть свои карточки.

-Поработайте над своими заданиями. В каждой карточке есть 2 задания:

1- устное, надо ответить на теоретический вопрос

2- выполнить работу в тетради.

-В этой работе нам помогут пословицы и поговорки.

№ 1- изменение по лицам и числам

№ 2- по временам

№ 3- спряжение

№ 4- как определить какую гласную надо писать в окончании.

2).Выступление от групп.

- Давайте вспомним правила поведения :

-внимательно слушать

-не перебивать друг друга

-дополнять после выступления

- ответы должны быть полными и четкими

6.Работа классом у доски.

-Запишите глаголы, докажите букву в личном окончании глагола

Мечта . т

Наблюда . м

Рыбач . шь

Дыш . шь

Мечта . т

-От чего зависит буква в безударном окончании глагола?

7.Игра «Собери пословицу»

-На доске отдельные слова

Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.

-Соберите и запишите пословицу.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Поработай с этим предложением:

-выдели грамматическую основу, какой часть речи выражены сказуемые

-определи части речи

8. Обобщение.(приложение)

1).

-У вас у каждого есть информационный лист, посмотрите внимательно..

Обратите внимание на маркировку текста (специальные значки).

-Обозначьте ими все высказывания у каждой цифры.

2).

-Что было вам знакомо?

-Что оказалось новым?

-С чем вы не согласны?

-Что вызвало сомнение? Почему?

3)

-При помощи, каких глаголов можно выразить то, что мы сегодня делали на уроке?

4).

-На протяжении всего урока нашими помощниками были пословицы?

-Что такое пословица?

-Чем помогают пословицы?

9. Рефлексия.

-Покажите свою цветовую оценку за урок.

-Совпали цвета?

-Мы сегодня говорили о словах, хочу вам пожелать только добрых слов.


Приложение

1.Задания в группах.


Группа № 1

Задание 1. - Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? (устно)

Я веселю. Мы веселим.

Ты веселишь. Вы веселите.

Он веселит. Они веселят.

Задание 2. - Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.

Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

Шила в мешке не утаишь.

Двое одного не ждут.

Группа № 3.

- Сколько типов спряжения в русском языке? (устно)

Задание 1. - Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем - глаголы 2 спряжения.

Потушить, дышать, тянуть, встречать.

Задание 2. - Расскажите, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие - ко 2 спряжению? (устно)

Группа № 4.

Задание 1. - Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

На час отстан…шь - за день не догон…шь.

И сам тон…т, и других топ…т.

Задание 2. - Расскажите, как определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола? (устно)

Группа № 2.

Задание 1. - Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? (устно)

Школьник учится.

Школьник учился.

Школьник выучится.

Задание 2. - Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы прошедшего времени.

Терпенье и труд, всё перетрут.

Раз солгал - на век лгуном стал.

Труд кормит, лень портит.

2.Рефлексия.


Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался. Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. зелёный жёлтый красный

3.Информационный лист. " ! " - Я это знал. " + " - Новое для меня. " - " - Вызывает у меня сомнение. "?" - Вопрос. III. Информационный текст 1. Название "Глагол" происходит от старославянского слова "глаголить", что значит "говорить". 2. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие. 4. Глаголы имеют общее грамматическое значение "действие". 5. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки: в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются с помощью суффикса -СЯ-СЬ; г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на - ать (слышать, дышать, держать, гнать). 2) Непостоянные признаки а) время (настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал?), будущее (что будет делать? что сделает (ют)?; в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа) 6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего ("Учиться - всегда пригодится"), входит в грамматическую основу предложения. 7) Частица -НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без "не" не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать. 8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….



© 2010-2022