Конспект урока самопознания Мой коллектив

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Cамопознание

Тема: Мой коллектив


Цель урока: расширять знания учащихся о взаимо­отно­шениях в классном коллективе и обогатить опыт позитивного общения с одноклассниками. Задачи: - раскрытие значения взаимопонимания и доверия в классе; - развитие умения строить доброжелательные и доверитель­ные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор; - воспитание уважительного отношения к своим одноклас­сникам.
Позитивный настрой Учитель приглашает всех в круг, предлагает тепло попри­ветствовать друг друга и выразительно читает стихотворение М.Лисянского.

Марк Лисянский

* * * Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может, не слова - дела важны? Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.
В стихотворении высказана истина: «Ах, как нам добрые слова нужны!». Это - одна из ключевых идей урока.
Беседа Введение в тему урока осуществляется в ходе беседы по вопросам, представленным в учебнике.
Какое значение имеет сплоченность коллектива класса? От чего зависит доверие в классе? Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения в своем классе? Каким образом можно добиться взаимопонимания в классе? Первые два вопроса покажут уровень знаний учащихся о таких понятиях, как «коллектив», «сплочённость», «доверие». Анализируя ответы учащихся на два последних вопроса, учитель сможет составить представление об обстановке в классном коллективе с точки зрения детей. В целом рассуждения учащихся должны быть направлены на раскрытие значения класса как коллектива, атмосфера в котором зависит от каждого ученика. Анализируя уже сло­жившийся характер взаимоотношений в своем классе, учащиеся приходят к заключению о том, что от добро­желательного и дове­рительного отношения одноклассников зависит сплочен­ность класса.
Учебная информация Вниманию учащихся предлагается новая учебная информация, представленная в рубрике учебника «Узнаём новое». Рассуждения, выводы, заключения, сделанные учащимися в ходе беседы, позволяют им более осознанно принимать предлагаемую учебную информацию. Сплоченность одноклассников зависит от поведения и поступков каждого в классе. Искренность и доброжелательность во взаимо­отно­шениях между учащимися способствует созданию атмос­феры доверия и взаимопонимания. В дружном классе в любых ситуациях принимаются спра­ведливые решения, отсутствуют злословие и злорадство. Информация читается вслух учителем или учеником. При этом учитель обращает особое внимание на мысль о том, что обстановка в классном коллективе в равной мере зависит от каждого из его членов.
Чтение Учащиеся по очереди читают отрывки из повести Б.Сокпакбаева.


Меня зовут Кожа

(Отрывки из повести)

Бердибек Сокпакбаев

Из главы третьей Я пришёл в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щёлкнув по нему пальцами, Жантас спросил: - Кара Кожа, ты знаешь, что это такое? - Ну? - Путёвка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет. Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка. - А кто тебе дал путёвку? - Конечно, Майканова-апай. Она раздаёт эти путёвки по списку. Только тебя в этом списке нет. Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице. Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала. - Что с тобой, Кадыров? - удивилась учительница. - Апай! Дайте и мне путёвку! - Какую путёвку? - В лагерь… - Тебя не включили в список. - Почему? - Видишь ли, Кадыров, мы решили послать в лагерь самых лучших, самых дисциплинированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться. Я вскипел. - А Жантасу дали? - Конечно! - Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает… Учительница усмехнулась: - Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…
Задание После прочтения текста рекомендуется перейти к обсуждению вопросов, представленных в задании к тексту. Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему? Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже? Правильно ли Кожа вёл себя, отстаивая своё право на получение путёвки в лагерь? Почему? Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему? Как в этой ситуации повели бы себя вы?
Обсуждение этих вопросов позволит учащимся соотнести свой опыт общения с одноклассниками с описанной в рассказе ситуацией, проанализировать отношения Жантаса и Кожи, подойти к осмыслению такого явления, как соперничество. Учителю важно вовлечь учащихся в разговор о проявлении соперничества в их коллективе, показать, как это часто мешает добиваться цели, отвлекает от главного. Человек, измеряющий свой успех по достижениям своего соперника, теряет время и силы на решение второстепенных, а иногда и вовсе бесполезных задач.
Чтение Отрывок из главы тринадцатой может прочитать сам учитель.

Из главы тринадцатой
В классе никого не было. Значит, можно успеть занять место за одной из последних парт. Что может быть удобнее такого места? Здесь всегда можно незаметно вытянуть книжку и поглядеть в неё. Правда, я говорю не хвастаясь: нет у меня такой привычки. Раз уж не знаешь урока, самое глупое пытаться «выплыть», собирая крохи подсказок, поглядывать в учебник и ляпать что-то наобум. Но кто его знает, вдруг когда-нибудь и понадобится. А что касается других дел, начиная от «посторонней книги», как говорит учительница, и кончая чудесной игрой в «морской бой», то уж лучше задней парты места не сыщешь. Только я выбрал парту и начал располагаться, как в класс влетел мой старый «друг» Жантас. На нём тоже была новая форма. - Привет героям труда! - закричал он. - С кем сидишь? - Не с тобой! - буркнул я. Жантас подошёл и заглянул в ящик парты: - Тут же никого нет? - А я говорю, что занято… По-казахски не понимаешь? - А… Для Жанар приготовил. Называя меня в насмешку «героем», Жантас, справедливо ли, несправедливо ли, оскорблял только меня, и я волен был наказывать его или прощать это издевательство. Упоминая имя Жанар, этот человек наносил оскорбление девочке, которой не было здесь. Даже если бы она и присутствовала в классе, она не смогла бы достойно расправиться с Жантасом. Ибо так уж устроен мир, что здоровая, крепкая девочка всё же слабее чем мальчишка - мозгляк Жантас. Обижен был не я. И прощать я не имел права. Я выскочил из-за парты и дал Жантасу «пенальти», то есть футбольный штрафной удар, прямо пониже спины.
Задание Учащиеся выполняют задание, которое предполагает анализ ситуации, изложенной в представленном тексте. Цель задания - помочь учащимся в раскрытии сути понятий «обида», «шутка», неправильное понимание которых зачастую является причиной конфликтов в детском коллективе. Для этого учащиеся Вов­лекаются в новую беседу по вопросам, изложенным в задании:

  1. Как вы думаете, стоило ли Кожа обижаться на шутку Жантаса?
  2. Действительно ли Жантас оскорбил Жанар? Обоснуйте ответ.
  3. Мог ли Кожа поступить по-другому? Как?

Вопросы составлены по тексту, но ситуация, описанная в отрывке, является очень распространенной в классных коллек­тивах. Предложенные вопросы ориентированы на размышления учащихся и предполагают изложение ими собственной позиции. Заслушав ответы учащихся, учитель обращает их внимание на то, что защита чести и достоинства другого человека - благородное дело, но выяснение отношений с помощью кулаков - запрещённый приём. Всегда можно найти убедительные слова и аргументы, чтобы показать собеседнику, что он не прав. Учащиеся также должны осознать, что умение отвечать на шутку шуткой имеет большое значение во взаимоотношениях между людьми, а также хорошим способом предотвращения конфликтов.
Задание Выполнение задания позволит учащимся задуматься о своём опыте выхода из конфликта и проанализировать существующие способы его решения. В действительности не может быть единого рецепта выхода из ситуации. Учащиеся должны понять, что нужно конструктивно подходить к решению вопроса. Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию. Какой из предложенных выбрали бы вы? Обоснуйте ваш выбор. 1.Разорвали бы отношения. 2.Выставили бы ультиматум. 3.Провели бы совместный анализ ситуации. 4.Привлекли бы в помощь представителя третьей стороны. 5.Попытались бы найти компромисс. 6.Признали бы достоинства собеседника. 7.Попытались бы отнестись к произошедшему с юмором. Цитата урока Изречение В.Сухомлинского является истиной, которую важно помнить каждому человеку, чтобы не допустить конфликта или, если этого не удалось избежать, достойно выйти из сложной ситуации. Обсуждая примеры из жизни или литературных произведений, учащиеся убеждаются в необходимости внимательного отношения к окружающим, осознания ответственности за свои поступки. Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

Василий Сухомлинский

  • Подтвердите высказывание известного педагога примерами из жизни или литературных произведений.


Резюме Одному из учащихся предлагается прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание». Каждый ученик своим доброжелательным отношением к окружающим способствует созданию дружелюбной атмосферы в классном коллективе. Данное резюме позволяет каждому ученику не только осознать свою ответственность перед классом, но и понять смысл доброжелательности в отношениях с людьми. Учитель поясняет, что именно дружелюбная обстановка в классе помогает избежать конфликтов, непримиримых ссор, потому что располагает к доброму приятельскому общению.
Домашнее задание Выполнить задание 1 в тетради.
Задание 1 Прочитайте рассказ «Братья милосердия» и найдите ошибки, совершённые героями рассказа. Ответьте на вопросы: Что такое этическое поведение? Какие правила этического поведения вы знаете?

Братья милосердия

по мотивам рассказа

Л.И. и И.А. Белоусовых


Ученик 6-го класса Гриша Смирнов был почти отличник и считал себя добрым, отзывчивым и воспитанным человеком. Гриша занимался спортом и любил цитировать фразу Ювенала «В здоровом теле - здоровый дух». Смирнов любил во всем порядок. Он критиковал одноклассников, при всех делал замечания, если они выполняли какую-нибудь работу по-своему, по его мнению, не так. Многие обижались на него и, в ответ на прямолинейные Гришины высказывания, обзывали его грубыми словами или даже распускали руки. Активный и деятельный Смирнов постоянно что-то придумывал и организовывал, с ним не было скучно. Как-то раз Грише пришла в голову идея собрать группу ребят для посещения дома больного одноклассника Дамира. Этому благотворительному мероприятию Гриша дал громкое название - «Братья милосердия». Гриша решил не включать в состав «Братьев милосердия» двух закадычных друзей Дамира из-за наличия у них плохих оценок. По мнению Гриши, слабые ученики - «нездоровые духом» - могли отрицательно повлиять на самочувствие Дамира. В день, когда планировалось посещение больного, Гриша позвонил Дамиру перед уходом в школу. Он сообщил однокласснику, что товарищи придут к нему сразу после окончания уроков. По мнению Гриши, было бы неприлично застать больного врасплох. Весь день «братья милосердия» перекидывались запи­сочками, чтобы не забыть сообщить Дамиру что-нибудь важное. По дороге к больному Гриша напомнил ребятам, чтобы они выбросили изо рта жевательные резинки. Урны рядом не было. Каждый решил по-своему избавиться от жвачки: кто-то выплю­нул ее в сторону, кто-то в носовой платок, кто-то прикрепил к подоконнику или перилам лестницы, по которой поднимались. Дамир ждал товарищей и к их приходу накрыл стол. В чашках уже лежали пакетики чая, присыпанные сахарным песком. На середине слова возвышались банка абрикосового варенья, с воткнутой в него ложкой, и стопка фарфоровых розеток. Рядом стояло блюдо с бутербродами и двумя открытыми пачками печенья. «Братья милосердия» очень обрадовались предстоящему чаепитию, но, когда стали рассаживаться, стульев всем не хватило. Гриша быстро сориентировался, сел на постель больного. Это было самое неудобное место, затекала нога, на которой он сидел, но Гриша не стал привлекать всеобщего внимания к этому досадному факту. Мальчики наперебой стали рассказывать Дамиру эпизоды из школьной жизни, но засвистел на кухне чайник и прервал интересную беседу. Пока Дамир ходил за чайником, Гриша разделил печенье и бутерброды всем поровну, у каждой чашки образовалась съедобная кучка. Хозяин разлил кипяток по чашкам. Кирилл, Санжар и Рустем размешали сахар, не стуча ложками, и положили их на блюдца. Витя, Арман и Гриша оставили чайные ложки в чашках. Беседа возобновилась. Кирилл комментировал высказывания каждого собеседника и строил из печенья башню с бойницами. Арман налил чай в блюдце и молча прихлебывал его. Санжар, откусив печенье, положил его на общее блюдо. Рустем размачивал печенье в чае, Витя пил чай с ложечки. С разговорами незаметно пролетели три часа. Пришла с работы мама Дамира и предложила всем присутствующим поужинать. Мальчики поблагодарили ее, но отказались от еды, ссылаясь на то, что уже пора уходить домой. Остался только Гриша, он решил, что маме Дамира необходимо рассказать обо всех школьных делах. Домой возвращался Гриша, когда стемнело, анализируя все события прошедшего дня. У него было замечательное настроение, потому что он ощущал себя добрым, отзывчивым и воспитанным человеком.
Круг «От сердца к сердцу» Учитель приглашает всех в круг и предлагает спеть песню Б. Окуджавы «Пожелание друзьям». Эта песня может стать эмоциональным завершениям урока, так как в ней звучит призыв доброжелательно относиться друг к другу, любить ближнего.

Пожелание друзьям

Слова и музыка Б. Окуджавы Давайте восклицать, Друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это всё любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно То вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью - Поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова. Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всём друг другу потакая, - Тем более, что жизнь короткая такая.


© 2010-2022