Разработка урока литературного чтения 3 кл У Лукоморья дуб зелёный

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 93»

г. Краснодар













Конспект урока по литературному чтению для учащихся 3 класса «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок) А.С.Пушкин




подготовила учитель начальных классов Выборнова Оксана Александровна








Краснодар 2015

Тема урока: «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок) А.С.Пушкин
Цель урока: Познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным жанром (поэма). Помочь учащимся стать читателями-исследователями, подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова,
Задачи: образовательный аспект: - проверить знание детей особенностей народных сказок;

- формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп, указывать паузы и выделять логическое ударение); - анализировать текст, ориентироваться в тексте; - расширять словарный запас детей;
развивающий аспект: - способствовать развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения; - развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции; - развивать творческие и артистические способности учащихся;
Воспитательный аспект: - прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина и русской поэзии; - воспитывать уважительное, толерантное отношение к народам разных национальностей; - воспитание положительных нравственных и коммуникативных качеств личности.

Оборудование к уроку: - учебник «Литературное чтение. 3 класс», Э.Кац, М., «Астрель», 2012; - портрет А.С.Пушкина; - баннер «У лукоморья»; - телевизор, DVD; - диск с м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке» (фрагмент); - реквизит для инсценировки сказок





Ход урока
I. Организационный момент - Ребята, проверьте вашу готовность к уроку. - Вы видите к нам пришли герои из разных сказок, и я хочу начать наш урок стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова. Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье Благополучного конца.
- Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
II. Проверка домашнего задания. - Какой раздел мы закончили изучать? / «Народные сказки»/
- Почему сказки называются «народные»? /Их сочинил, придумал народ и передавал следующим поколениям из уст в уста/
- Сказки каких народов мы прочитали? /русского, литовского, таджикского, китайского, казахского/
- Какие особенности присущи народным сказкам? /Необычные герои, сказочные животные, чудесные предметы, троекратное повторение, постоянные сочетания слов, зачин, концовка/ - Чему учат эти сказки?
- Давайте перелистаем вновь страницы полюбившихся сказок. Проверим, насколько хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из каких сказок они к нам пришли.
/Далее следует инсценировка сказок: 1. «Семь Симеонов»: Симеон-младшенький - Куслов Сергей; 2. «Жаба-королева»: королевич - Кулинич Ярослав; 3. «Птица Кахна»: птица Кахна - Фомина Маша, старик - Бикеев Слава; 4. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата - Костенко Петя, Иванищев Саша, Дудукин Саша, Старушка - Сухова Лада; 5. «Царевна-лягушка»: Василиса Премудрая - Галащук Арина/
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Молодцы, вы очень хорошо знаете народные сказки. Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше.
III. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. - Сейчас я прочту стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе.
Уж небо осенью дышало, Опрятней модного паркета Уж реже солнышко блистало, Блистает речка, льдом одета. Короче становился день, Мальчишек радостный народ Лесов таинственная сень Коньками звучно режет лёд... С печальным шумом обнажалась…
- Кто автор этих строк? /А.С.Пушкин/
- Да, это А.С.Пушкин. Родился он в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека, и мальчик рано пристрастился к чтению. На его воспитание большое влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А.С.Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
- С какими ещё произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?
- Назовите сказки, принадлежащие перу Пушкина?
- Какая особенность сказок Пушкина? (они написаны в стихах) - Итак, мы знаем, что Пушкин писал стихи и сказки, т. е. поэтические произведения. - А чем поэзия отличается от прозы?
IV. Усвоение новых знаний. - Сегодня будем изучать ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…». Наверняка вы его уже читали. - Что вы знаете об этом произведении?
а) - Как вы думаете, к какому литературному жанру можно отнести это произведение? (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение) - Это вступление к поэме «Руслан и Людмила».
- А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает? Где можно посмотреть лексическое значение слова? / В толковом словарике в конце учебника / - Давайте посмотрим. / Дети говорят, что в словарике нет объяснения этого слова / - Как быть? Где будем смотреть? / У нас есть толковый словарь С.И.Ожегова. Посмотрим в этом словаре / Учитель делит класс на 7 команд. - Какая группа быстрее найдет объяснение слова «ПОЭМА»? / Дети работают в группах. Ученик читает: поэма - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему./
- Будем читать про лукоморье. А что это такое? /работа со сноской/ - Подберите синонимы и антонимы к словам НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ. - Какие значения может иметь слово ЗАВОДИТЬ? /работа со словарём синонимов/ б)- Послушайте отрывок из поэмы. /читает учитель/
V. Первичная проверка восприятия. - Каким поэт изобразил лукоморье? /Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным/ - Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Закрепление знаний. /Чтение поэмы хорошо читающими учениками/ а) Словарная работа - Какие непонятные слова вам встретились ? - Объясним значение слов: ДОЛ МИМОХОДОМ ПЛЕНЯЕТ ЧАХНЕТ ПОВЕДАТЬ ЗЛАТАЯ (ЦЕПЬ) БРЕГ (ПЕСЧАНЫЙ) ЧРЕДОЙ (ВЫХОДЯТ) б) Выборочное чтение, работа с иллюстрацией /Поочередно учитель открывает фрагменты баннера «У лукоморья», а учащиеся находят в тексте отрывки к этим иллюстрациям/ в) Работа над структурой и эмоциональным строем текста - Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? /2 части/ - О чем говорится в первой части? /Описывается, где и когда происходят события сказочного мира/ - Прочитаем первую часть. - Что вы можете сказать о второй части? /Она большая, в ней перечисляются герои и чудеса, которые с ними происходят/ - Перечитаем вторую часть. г) Работа над расстановкой пауз; выделение логического ударения /Учитель обращает внимание детей на интонацию перечисления и расстановку пауз в последних пяти строчках отрывка/ д) Просмотр клипа - Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

VII.Итог. - Вступление к какому произведению мы с вами сегодня читали? / «Руслан и Людмила»/ - К какому литературному жанру относится это произведение? / Поэма / VIII.Рефлексия. - Понравилось ли вам это произведение? - Что особенно запомнилось на уроке? - Опишите свое настроение от прочитанного произведения. IX.Домашнее задание. - Выучить отрывок наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос


Список использованной литературы.
1. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь - справочник по литературному чтению. 1 - 4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2012. 2. Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс: учебник: Ч. 1 - М.: АСТ: Астрель, 2011. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Рус.яз., 1988. 4. Пушкин А.С. Сказки. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. 5. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. - М., 1982.







© 2010-2022