- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему: В гости к млекопитающим
Конспект урока на тему: В гости к млекопитающим
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мирошникова Е.Н. |
Дата | 04.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Б-ГСОШ № 12,Егорлыкский район, Ростовской области.
Открытый урок
1 класс
Окружающий мир
Автор: Поглазова О.Т.
УМК «Гармония»
Учитель:
Мирошникова Е.Н.
ТЕМА УРОКА: « В гости к млекопитающим»
Цели урока:
-Познакомить с представителями млекопитающих (зверей)
-Выделить общие для млекопитающих признаки.
- Познакомить с млекопитающими, обитающими в родном крае.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать представление о млекопитающих, как о высокоорганизованной группе животных, выделить их существенные признаки.
Продолжить формирование интеллектуальных (сравнивать, обобщать, делать выводы), и практических умений (работать с кроссвордом и иллюстрированным материалом), создать эмоциональные условия для активизации познавательного интереса к окружающему миру.
Развивающие:
- Развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
-Развивать фантазию, воображение, эмоции.
Воспитательные:
-Воспитывать потребность в общении с животными.
-Воспитывать потребность быть здоровым.
-Способствовать формировании нравственных категорий( сопереживание, совесть, сочувствие, воля)
-Воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных.
Планируемый результат
Предметные умения:
- иметь представление о млекопитающих, их существенных признаках;
- исследовать признаки ЖИВОТНЫХ;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Методы обучения:
Практический, словесный, игровой, контроль, дифференцированный подход.
Формы работы учащихся:
Индивидуальная, фронтальная, совместная с учителями, работа в парах, групповая.
Технология:
Личностно-ориентированная (использование элементов технологий: здоровье сберегающих).
Оборудование:
Учебники, тетради, таблицы животных, живой уголок.
Разработочный материал:
Карточки для проверки.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
-Друзья, давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Желаю вам успешных ответов, содержательных высказываний своих мыслей.
-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
-Ребята, сейчас у нас урок окружающего мира. Я предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется « Искатель», а кто такой искатель? Где можно узнать точное толкование этого слова?
-Искать мы будем животных, которые отличаются своей организованностью, узнаем название этой группы животных. Заодно найдем ответы на разные вопросы. Кстати в игре есть бонус - черный ящик, право открыть его представится самому активному игроку.
-Друзья, мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода, следовательно, будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях есть ценные животные, значит, будем охранять их местообитание. А человеку нужна Родина, а охранять природу, значит охранять Родину.
2.Актуализация опорных знаний.
-На доске утверждение с потерянными словами. Назови верные слова, подходящие по смыслу.
Животные - это часть (живой) природы.
Животные дышат, (питаются, растут, развиваются, дают потомство).
Животные обитают на (суше), в (воздухе), в (почве), в (воде).
-Прочитайте полученные утверждения.
-Да, совершенно верно, животный мир разнообразен. Но одних животных мы встречаем каждый день, других видим редко.
-Как назвать животных, которых мы видим часто? Назовите.
-А тех, которых мы видим редко? Назовите.
-Чем отличаются дикие животные от домашних?
3.Изучение нового материала.
-Животные разных групп отличаются тем, каково строение их тела и чем оно покрыто. Чем питаются и как размножаются. По одинаковым существенным признакам разных животных объединяют в одну группу.
Посмотрите на таблицу и сравните, чем они похожи. Назовите одинаковые существенные признаки для этих животных (Ответ: четыре лапы, тело покрыто шерстью, выкармливают детенышей молоком).
Совершенно верно!
Существует примерно 4500 видов млекопитающих. Млекопитающие единственные живые существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом.
Млекопитающие - теплокровные, то есть их тело сохраняет одинаковую температуру в любую погоду - и в жару, и в холод. Это единственные животные, которые кормят новорожденных детенышей молоком.
Все животные дышат воздухом. Даже кит, который проводит всю жизнь в воде, поднимается подышать на поверхность.
У наземных млекопитающих четыре ноги. У морских млекопитающих, таких, как морские львы и дельфины, вместо ног - плавники. Некоторые млекопитающие, как например, кенгуру, скачут на очень сильных задних лапах, а хвосты помогают им держать равновесие. Единственные млекопитающие, которые умеют летать, это летучие мыши.
Большинство млекопитающих строят себе жилища, чтобы было тепло, сухо и безопасно. Некоторые всю зиму проводят в спячке, как, например, белый медведь, вырывший себе берлогу в снегу.
Бобры строят на реках и ручьях из палок и грязи жилища, называемые хатками. Ход в них прокладывается под водой, а внутри есть отдельные места для спальни и жилья.
Млекопитающие защищаются от опасностей по-разному, одни спасаются бегством, другие защищены колючками. Скунс выделяет отвратительный запах.
У многих млекопитающих, живущих в джунглях и лесах, окраска шкуры такая, что позволяет им спрятаться от врагов и от добычи. Эти отметины сливаются с цветом и формой деревьев.
Некоторые млекопитающие, такие как шимпанзе, очень общительны и живут группами. Самки смотрят за детенышами, а самцы защищают их от врагов.
Живущая вместе группа львов называется прайд. В основном охотится львицы, они же кормят львом и смотрят за ними. Лев самец следит за территорией своего прайда.
Родившиеся детеныши сосут молоко матери. В нем есть все, что нужно для их развития.
Некоторые матери остаются с детьми дольше, чем другие, до тех пор, пока детеныши не научатся сами заботиться о себе.
Маленькие кенгуру появляются на свет, еще не сформировавшись полностью. Свое развитие они заканчивают в теплой сумке на животе у матери.
Утконос и ехидна - два необычных млекопитающих, которые откладывают яйца в мягкой скорлупе.
Утконос - совершенно своеобразное животное. Величиной с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву, отсюда и название. Утконос откладывает яйца и насиживает их. Детеныши после вылупления питаются молоком. Молоко выделятся на шерсть, а детеныш слизывает его.
Ехидна - напоминает ежа. Откладывает яйца, но не насиживает их, а вынашивает в сумке на брюшке. Детеныши слизывают молоко на поверхности живота.
Но не все так просто в этом мире млекопитающих называют по-другому. Узнаем как? Для этого разгадаем кроссворд.
Загадки.
Небольшая я лошадка
Вся в линейку, как тетрадка. ( Зебра)
Лакомлюсь малиной
И медком пчелиным. ( Медведь)
Живу и в тундре, и в лесу
На голове ношу красу. ( Олень)
На льдину влезаю
Клыками устрашаю. ( Морж)
Я заглядываю без труда
В окна третьего этажа. ( Жираф)
Назовите признаки млекопитающих. Предположите, какой признак будет у этой группы животных главным?
4.Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
(Ученики делают зарядку)
Хомка сильным хочет стать!
5.Закрепление.
а) Постановка проблемы:
- А хомяк, к какой группе относится, докажите.
-Чтобы доказать, найдем отличительные признаки млекопитающих.
-Рассмотрите нашего хомяка, сделайте вывод.
б) Работ с учебником.
-Откройте учебники. Сравните животных, которые изображены на картинках.
-Чем они похожи?
-А чем они отличаются?
-По каким признакам их можно объединить в группу?
-Какой признак будет у этой группы животных главным? Для того чтобы его определить откроем тайну! Мы просто не замечаем чудес. Ищем чуда, а оно вот рядом. И звездное небо-чудо, и восход, и закат солнца, эти огромные сверкающие сугробы, это снежинки и красавцы цветы, это и котенок, встречающих нас, это и человек.
в) Пришло время узнать, что за чудо в « Черном ящике». В нем то, что превращает беспомощного детеныша в сильного, могучего, здорового, отчасти умного зверя. Что за чудо вещь? ( Из ящика достают молоко).
Да, это обычное, но вместе с тем чудесное молоко. На первый взгляд, это белая жидкость, но, если посмотреть в микроскоп, в молоке обнаружишь много питательных веществ. Вот почему молоко обладает такой силой.
Наша тайна раскрыта. Но много тайн животного мира еще остается впереди, и мы их постепенно откроем.
г) Ребята, а вы знаете, о чем говорят между собой животные? Давайте тихонечко послушаем, о чем шепчется, например, лиса и заяц.
Лиса. Почему это, заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
Заяц. А все потому лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие, да уж очень острые зубки!
-А эти животные относятся к млекопитающим?
-Обитают ли они в нашей области?
-Каких млекопитающих можно встретить в Ростовской области?
д) Выставка книг о животных.
е) Игра « Мозаика» (Собери животное)
-Что вы можете рассказать о нем?
ё) Тест.
1. Кто рождает живых детенышей и выкармливает их молоком?
-звери;
-рыбы;
-птицы
2. Сколько ног у млекопитающих?
-2
-6
-4
6.Итог урока.
Вы замечательные игроки-искатели. А еще вы хорошие помощники и друзья.
-Что нового мы сегодня узнали?
-Как узнать млекопитающего?
И на прощание я вам хочу дать небольшой наказ:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
(Е.Евтушенко)