Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к курсу «Технология»
Рабочая программа разработана на основе: примерной программы начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения» (2008 г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; авторской программы Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Технология», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, Корпорация «Федоров», 2009). Предмет из образовательной области «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности ( интеллектуального, эмоционально- эстетического, духовно- нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Предмет «Технология» обеспечивает учащихся сведениями о «технико - технологической картине мира». Данный предмет формирует систему универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В курсе «Технология» все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать, ставить задачи, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей. Практико - ориентированная направленность содержания предмета «Технология» интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов и это создаёт условия для развития инициативности, изобретательности и гибкости мышления. Специфика программы состоит в том, что она строится на уникальной психологической и дидактической базе - предметно - практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Основные содержательные линии курса (разделы, структура) определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными разделами:

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции.
  • Основы культуры и быта.
  • Технология ручной обработки материалов.
  • Элементы графической грамотности.
  • Конструирование и моделирование.
Цель программы: формирование у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Задачи программы:
  • формировать первоначальные конструкторско - технологические знания и умения;
  • формировать целостную картину мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение ( на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческое мышление ( на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развивать регулятивные структуры деятельности, включая целеполагание, планирование ( умение составлять план действий и применять его решения практических задач), прогнозирование ( предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формировать мотивацию успеха и достижения, творческую самореализацию на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • развивать эстетические представления критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
  • познакомить с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

Общая характеристика курса Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникачьные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира - в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Описание места курса «Технология» в учебном плане. На изучение технологии в начальной школе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса «Технология» За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
  • ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
  • ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Универсальные действия Специальные предметные умения Личностные универсальные учебные действия. • принимает положительное отношение к школе, ориентируется на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентируется на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • оценивает свою деятельность на основе критериев успешности учебной деятельности; • осознаёт себя (личность « Я») гражданином России, гордится за свою Родину, народ и историю, несёт ответственность за общее благополучие, толерантен; • ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знает и принимает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение; • осознаёт этические чувства (стыд, вина, совесть) как регулятор морального поведения; • воспринимает прекрасное на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные универсальные учебные действия • принимает учебную задачу; • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; •воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различает способ и результат действия; • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке; • сотрудничает с учителем; • преобразовывает практическую задачу в познавательную; • проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • ориентируется в новом учебном материале; • осуществляет контроль по результату и по способу действия; • самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы. Познавательные универсальные учебные действия • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • выбирает и фиксирует информацию об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения орфографических задач; • строит сообщения в устной и письменной форме; • ориентируется в разнообразии способов решения орфографических задач; • воспринимает художественные и познавательные тексты, извлекает информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществляет синтез как составление целого из частей; • проводит сравнение и классификацию по сданным критериям;

Коммуникативные универсальные учебные действия • использует коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание; владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулирует собственное мнение и позицию; • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задает вопросы; • контролирует действия партнёра; • использует речь для регуляции своего действия; собственную позицию; • аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта». Имеет представление об особенностях культуры и быта разных народов. Знает традиции русского народа, игры, обряды. Применяет правила этикета, безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.



Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности».





Применяет правила этикета, безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Имеет представление об истории возникновения различных ремёсел, материалов и инструментов. Понимает и читает рисунки, схемы, эскизы. Называет и выполняет основные технологические операции ручной обработки материалов. Изготавливает изделия по рисунку, схеме, эскизу. Экономно расходует материал. Раздел «Конструирование и моделирование»

Выполняет приемы конструирования и моделирования из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям. Комбинирует различные виды конструкций и способы их сборки. Выполняет изделие в соответствие с основными требованиями к изделию. Подбирает нужный материал для поделки, рассчитывает размеры и количество. Раздел «Практика работы на компьютере» Работает с информационными объектами. Включает и выключает компьютер. Имеет представление о правилах клавиатурного письма, пользуется мышью. Использует простейшие приёмы поиска информации.



Создаёт небольшие тексты по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

Содержание учебного предмета «Технология» Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word. Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта. Распределение часов:

3 класс

Общее количество часов по программе

68

Количество рабочих недель

34

Количество часов в неделю

2

Основные разделы программы:


1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта.

в течение года на каждом уроке

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности.

30 ч

3. Конструирование и моделирование

24 ч

4. Практика работы на компьютере

14 ч

7. Тематическое планирование курса «Технология» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Из предложенных авторами учебников четырёх вариантов тематического планирования, нами выбран к реализации первый вариант «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» (с преимущественным акцентом на связи с учебным предметом «Окружающий мир»). Тематическое планирование курса «Технология» обеспечено учебниками «Технология» для 1-4 классов (автор Цирулик Н.А.). (1час в неделю, всего 135 часов)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).

Основы культуры труда, самообслуживания 3 класс Традиционные народные промыслы и ремёсла своего края, уважительное отношение к ним. Мир профессий. Общие правила создания предметов рукотворного мира. Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы. Отбор и анализ информации. Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях. Исследовательская работа. Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов, использовать информационно-компьютерные технологии). Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.

2. Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты (22 ч) 3 класс (22 часа) Многообразие материалов, их свойства. Технологические приёмы обработки материалов: разметка, сборка и соединение деталей, отделка, подбор материалов для изделий. Виды художественной техники. Лепка сложной формы, лепка низким и высоким рельефом. Выпуклая контурная аппликация, прорезная аппликация. Мозаика. Коллаж. Художественное вырезание. Художественное складывание, оригами. Плетение объёмное, на картоне с помощью. Иголки и нитки. Шитьё и вышивание, швы «строчка», «через край», «петельный», пришивание пуговиц «на ножке». Приёмы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-стилистической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и освоено на уроке.

3. Конструирование и моделирование (12 ч) 3 класс (12 часов) Конструирование изделия. Детали, их форма, виды соединения деталей. Плоскостное конструирование и моделирование. Объёмное конструирование и моделирование из бумаги. Конструирование и моделирование из ткани.
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

4. Практика работы на компьютере 3 класс Значение компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера. Операции над файлами и папками. Интернет. Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приёмов работы на компьютере.
Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): - материальные и информационные объекты; - инструменты материальных и информационных технологий; - элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; - технологические свойства - способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов. Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Календарно - тематический план уроков технология в 3 классе по системе Л.В.Занкова



п/п



Наименование

разделов и тем



Кол-во

часов



Дата



Тип

урока



Вид учебной деятельности



Наглядные

пособия.

Интернет

ресурсы



Домашнее

задание

1

2

3

4

6

7

8

10


Бумага и картон.7 ч.

1

Знакомство с книгой. Из истории возникновения бумаги, современные виды бумаги. И её свойства. Твоя коллекция современных видов бумаги.

1


обьяснение нового

Знакомство с условными обозначениями. Создание игровой ситуации. Анализ образца. Практическая часть. Выставка работ.

икт

С. 10

2

Конструируем из модуля. Складывание плоского модуля и «звезды» из модуля. Гигиена труда.

1


обьяснение нового

Изготовление плоскостных изделий

Чертежи разверток рамок; учебник-тетрадь

С. 11

3

Модульное оригами. Бумажный конструктор ( цветок, рак). Работа на компьютере.

1


комб.

Изготовление рельефных изделий

икт

С. 12

4

Оригами из прямоугольника. Изготовление закладок. Техника безопасности с режущими предметами. Гигиена труда. Работа на компьютере.

1


обобщ

Изготовление плоскостных

изделий из бумаги, резание ножницами по контуру.

Чертежи разверток рамок; учебник-тетрадь

С. 14, 13

5

Объёмный модуль. Складывание объёмного модуля и звезды из объёмных модулей. Оригами с вырезанием «Золотая рыбка».Работа на компьютере.

1


комб.

Изготовление объемных изделий из бумаги, резание ножницами по контуру.

икт

С. 16, 17

6

Модули для украшения поверхности. Плоские модули. Рамка из модулей. Базовая форма «катамаран». Гигиена труда.

1


обьяснение нового

Поэтапное выполнение по самостоятельно составленной инструкции.

Рисунки, фотографиирепродукц.

С. 18

7

Сундучок «Санбо», базовая форма «блин». Техника безопасности с режущими предметами.

1


закр.

Изготовление объемных изделий из бумаги, резание ножницами по контуру.

Чертежи разверток рамок; учебник-тетрадь

С. 19


Вырезание и аппликация 6 ч.

8

Беседа « Как появились ножницы» Инструктаж по технике безоп-ти при работе с ножницами. Работа на компьютере.

1


комб.

икт

С. 20

9

Выпуклая аппликация из бумажных полосок. Торцевая аппликация «Петух». Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги. Гигиена труда.

1


обьяснение нового

Инструкция. Планирование своих действий. Анализ образцов. Самоконтроль и самооценка. Рефлексия.

Чертежи разверток рамок; учебник-тетрадь

С. 22

10

Симметричное вырезывание. Ажурная аппликация - насекомое. НРК- насекомые родного края.

1


закр.

икт

С. 23

11

Аппликация с использованием симметричного и контурного вырезывания. Тематическая аппликация «У реки». НРК- реки г. Ялуторовска.

1


комб.

Работа в творческой группе по выбору, соблюдая инструкции. Сравнение с образцом.

Рисунки, фотографиирепродукц.

С. 25, 27

12

Выпуклая прорезная аппликация. Вырезание канцелярским ножом цветка и клоуна.Техника безопасности с режущими предметами. Работа на компьютере.

1


комб.

Вводная беседа. Знакомство с условными обозначениями. Практическая работа. Самоанализ. Рефлексия

учебник

образцы поделок

С. 28

13

Самостоятельная работа с использованием разных техник аппликаций (панно «Панда»).

Техника безопасности с режущими предметами.

1


Иметь представление об оригами. Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу.

учебник

образцы поделок


Художественное конструирование с использованием разных видов соединений 6 ч.

14

Из истории традиции вырезания из бумаги: чёрно-белые силуэты, народные «вырезанки». Соединение в цепочку без клея «Гирлянда ёлочка». Гигиена труда.

1


обьяснение нового

Вводная беседа. Просмотр видео.

Знакомство с новым разделом.

Практическая работа.

Анализ работ. Выставка работ.

икт

С. 29

15

Праздничный наряд салфеток.

1


комб.

Уметь вырезать бумажные узоры на глаз, без предварительного нанесения контура.

Чертежи разверток рамок; учебник-тетрадь

С. 30

16

Украшение для салфеток «Д. Мороз и Снегурочка».

1


Комб.


17

Подарочные упаковки, развёртки коробок. Работа на компьютере.

1


комб.

Выполнять швы по прямой линии, соблюдая технику безопасности. Быть аккуратным и терпеливым.

Чертежи разверток рамок; учебник-тетрадь

С. 32-33

18

Изготовление коробочки-упаковки для подарка.

1


Комб.

Выполнять швы по прямой линии, соблюдая технику безопасности. Быть аккуратным и терпеливым.

Чертежи разверток рамок; учебник-тетрадь

С. 32-33

19

Соединяем с помощью проволоки. Человечек на проволочных шарнирах. Техника безопасности с режущими предметами.

1


комб.

Уметь соединять детали с помощью клея, ниток.


С. 34


Текстильные материалы 11 ч.


20

Беседа «Происхождение различных видов ткани, виды нитей». Аппликация из цельных нитей

1



икт

21

Аппликация из распущенного трикотажа «Бабочка». Техника безопасности с режущими предметами. Гигиена труда.

1


комб.

Уметь ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу.

Образцы аппликаций из ткани и засушенных растений; учебник-тетрадь

С. 37

22

Аппликация из распущенного трикотажа «Бабочка». Проработка элементов аппликации.

1


Комб.

23

Аппликация из резаных нитей «Одуванчик», «Фантазия».

1


комб.

Уметь создавать образы по собственному замыслу с использованием любой известной техники.

С.38-39

24

Аппликация из резаных нитей Радуга цвета, «Астра», «Африканская хижина».

1


комб.

Уметь комбинировать в одном изделии различные материалы.

С. 40-41

25

Аппликация из скрученных ниток «Улитка». Гигиена труда.

1


комб.

Уметь планировать последовательность выполнения действий при повторении образца.

Образцы аппликаций из ткани и засушенных растений; учебник-тетрадь

С. 42

26

Аппликация из жатой ткани «Грибы», (коллективная работа).

1


комб.

Уметь контролировать свою работу на всех этапах выполнения.


С. 43

27

Композиционное расположение аппликации «Грибок»

1


Комб.

28

Нитяная графика.

( натяжение нити на пенопласте с помощью кнопок). Гигиена труда.

1


комб.

Уметь выполнять инструкции при решении учебных задач.


29

Нитяная графика.

Натяжение нитей через сквозные отверстия ( заполнение окружности через отверстие угла).

1


Комб.

30

Композиция «Петушок». Гигиена труда.

1




Макраме и другие виды плетения 7ч.


31

Беседа «Исторические сведения об искусстве плетения, из истории узлов». НРК - мастера плетения узлов моего города.

1


комб.

Плетение на картоне при помощи иголки и ниток.

Образцы видов пряжи, спиц, схемы вязания

С. 48-51

32

Вязание узлов (геркулесов узел) . Работа на компьютере.

1


Комб.

33

Макраме. Брелок из сутажа, Гигиена труда.

1


обьяс

нового

Вводная беседа. Анализ работ, творческая страничка.

Рефлексия.

икт

С. 52-53

34

Наряд для карандаша. Гигиена труда.

1


Закр.

Анализ работ, творческая страничка.

икт

С. 52-53

35

Спиральное плетение. Вьюнок (проволока, пряжа, лиана).

1


закр.

Коллективная работа (проект). Создание дружеской атмосферы. Работа со сверстниками. Анализ групповой работы.

Образцы видов пряжи, спиц, схемы вязания

С. 54-55

36

Цветы из ленточек и тесьмы. Работа на компьютере.

1


комб.

Объёмное плетение.


С. 56

37

Плоское полотняное плетение. Футляр для ножниц.

Гигиена труда.

1


обьясн нового

Вводная беседа. Анализ работ. Поиск путей выполнения по самостоятельно составленному плану. Практическая работа. Анализ работ.

Образцы видов пряжи, спиц, схемы вязания

С. 57


Обработка ткани 10ч.


38

Виды тканей, подготовка тканей к работе. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой. Складывание салфеток. Виды швов. Петельный шов и его варианты.

1


комб.

Вводная беседа. Анализ работ. Поиск путей выполнения по самостоятельно составленному плану. Практическая работа.

икт

С. 58-59

39

Виды швов. Техника безопасности с режущими предметами.

Работа на компьютере.

1


комб.

Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».

учебник

С. 60-61

40

Петельный шов и его варианты. Техника безопасности с режущими предметами.

1


Комб.

41

Отделочные швы. Вышивание и отделка. Композиция «цветы»,

1


комб.

Работать, соблюдая инструкцию. Сочетание формы и цвета различных материалов.

образцы поделок

42

Отделочные швы. Композиция «рыцарский замок»

1


Комб.

43

Пришивание пуговиц с ушком. Декоративный отделочный рюш-змейка».

1


комб.

Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами.

учебник

44

Композиция змейка, бабочка над цветком.

1


Комб.

45

Шов ручная строчка. Шитьё и украшение сумочки и кошелька. Гигиена труда.

1


комб.

Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности , используя рисунки, схемы, эскизы.

образцы поделок

46

Шьём по выкройке. Кактус-игольница. Гигиена труда. НРК- рукоделие г. Ялуторовска.

1


Комб.

47

Покажи, чему ты научился

1


закреп.

Свободная тема

Материалы по выбору уч-ся





Пластилин 6ч.


48

Беседа «Традиции народной глиняной игрушки» (наиболее известные промыслы, особенности изготовления и росписи.) Барельеф, как один из древнейших видов искусства. Гигиена труда. Работа на компьютере.

1


комб.

Репродукцирельефных скульптур, предметно-технологическое изготовле

многопланового рельефа

С. 68

49

Узор из пластилина полученный раскатыванием. Гигиена труда.

1


комб.

Лепка сложной формы с использованием разных приёмов, в том числе и приёмов. Используемых в народных художественных промыслах.

С.69-70

50

Расписной пластилин, полученный способом резания. (курочка из пластилина)

1


комб.

икт

С. 72-73

51

Расписной пластилин полученный по способом смешивания. Картина из пластилина «Осенний ветер».

1


комб.

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия

учебник

образцы поделок

С. 74

52

Фактурная поверхность, обрубка пластилина при помощи готовых форм. Дуб. Барельеф льва из пластилина.

1


комб.

Лепка низким и высоким рельефом. Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия

учебник

образцы поделок

С. 75-76

53

Интегральная техника работы с пластилином. Картина «Сакура»

1


комб.

картина

сакура

С. 77

54

Продолжение работы в интегральной технике. Проработка деталей картины «Сакура»

1


Комб.

картина

сакура

С.77

55

Природные узоры из пластилина. Каменный цветок. Узоры живой природы пластилина. Черепаха.

1


комб.

учебник

образцы поделок

С. 78-79

56

Покажи, чему ты научился

1


закреп

Лепка с использованием всех известных видов техники на свободную тему

Материалы по выбору уч-ся


Комбинированные работы из различных материалов 8ч.

57

Русская игрушка (матрёшка)Коллажи. Техника безопасности с режущими предметами. Работа на компьютере.

1


комб.

Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезывание, с предварительным нанесением контура.

икт

С. 82-83

58

Русская игрушка (богатырь). НРК - игрушки в моей семье.

1



59

Деревянное зодчество. Коллаж-дом из гофрированного картона и других материалов. Работа на компьютере.

1


комб.

Сравнение работ из глины народных мастеров Твери, Дымково.

учебник

образцы поделок

С. 84-85

60

Коллаж - слоёный пирог. ( вата и копировальная бумага). Торт.

1


комб.

Соединение в одной работе разных материалов и предметов.


С. 86-87

61

Аппликация из ваты на бархатной основе. ( верба и собачка) Техника безопасности с режущими предметами.

1


комб.

Вырезание фигур и узоров без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезывание.

Образцы аппликаций из ткани и засушенных растений; учебник-тетрадь

С. 87

62

Вышитые салфетки. Салфетки из пластилина или клеёнки.

1


комб.

учебник

образцы поделок

С. 91

63

Театральные гримёры и костюмеры. Коллаж-персонаж по выбору. Работа на компьютер

1


комб.

Коллективная работа

учебник

образцы поделок

С. 88-89

64

Настольный театр. Изготовление костюмированного театра из бумаги. Гигиена труда.

1


комб.

учебник

образцы поделок

С. 92-95

65

Изготовление костюмов для настольного театра. Работа на компьютере. НРК - театральные представления в моём городе.

1


Комб.

учебник

образцы поделок

С. 92-95

66

Праздник «Очумелые ручки».

1


комб.

Обобщение знаний. Изготовление поделок по выбору учащихся и на свободную тему

Мат-лы по выбору

учся

С. 96-99

67

Мастер на все руки

1


игра

Обобщение знаний. Изготовление поделок по выбору учащихся и на свободную тему

68

Советы и рекомендации на лето

1


комб.






Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:


Учебно-методический комплект: - Проснякова Т.Н. Уроки мастерства, 3 класс - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. - Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь для 3 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» Печатные пособия: - Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения - Альбомы демонстрационного и раздаточного материала Технические средства обучения (средства ИКТ): - Телевизор - Экран для мультимедийного проектора

24


© 2010-2022