• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление по русскому языку на тему: Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках русского языка через словарно-орфографическую работу

Выступление по русскому языку на тему: Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках русского языка через словарно-орфографическую работу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Тема моего выступления

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

на уроках русского языка через словарно-орфографическую работу (Слайд 1)

Важнейшей целью современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам прежде всего умение учиться. Успешному решению этой цели способствует оригинальная методика обучения русскому языку средствами субъективизации, автором которой является Г.А. Бакулина, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Вятского государственного университета. (Слайд 2)

Важнейший смысл понятия «субъективизация» - активное начало в человеке. (Слайд 3).

Эта методика создаёт условия для осознанного и активного участия детей в планировании и проведении основных этапов урока. Этапы урока

по данной методике практически те же, что и в других методиках: минутка чистописания, словарно-орфографическая работа, изучения нового, закрепления изученного материала, физкультминутки и т. д.). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока и вводится новый этап - мобилизующий. (Слайд 4)

Мобилизующий этап проводится сразу после оргминутки, длится 3-4 минуты, а главное:

- обеспечивает высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность;

- в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;

Согласно этой методике учащиеся сами:

  • формулируют тему и цель всего урока;

  • составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям;

  • принимают активное участие в овладении новым учебным материалом;

  • самостоятельно формулируют выводы, орфографические правила.

Таким образом, следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке.

Я остановлюсь на методике проведения словарно-орфографической работы.

Структура словарно-орфографической работы имеет особую чёткость.

В ней выделяется 5 частей: (Слайд 5)

1) представление учащимся нового словарного слова;

2) выявление его лексического значения;

3) этимологическая справка (где это возможно);

4) освоение написания слова;

5) введение нового словарного слова в активный словарь детей.

Представление нового словарного слова ( на 1 этапе) осуществляется с помощью комплексно-логических упражнений, которые формируют такие УУД. ( прочитать) (Слайд 6.)

Все упражнения объединены в группы. Таких групп 9. У каждой есть свои отличительные черты.

С помощью специальных заданий учителя учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально знакомиться.

1 группа (Слайд 7) -это упражнения на выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами

Учитель даёт задание:

Найдите прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв нового слова. Ученик объясняет: начинаем читать слово от самого маленького прямоугольника к самому высокому и соединяем буквы. Получается слово учитель.

К этой таблице (Слайд 8) такое задание: Расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек и соедините имеющиеся в них буквы.

Получается слово мальчик.

2 группа (Слайд 9) - это упражнения с символами, шифрами, кодами.

Учитель даёт задание: Разгадайте шифр к словам, и вы узнаете два слова,

с которыми мы познакомимся на уроке.

Ученик отечает: Каждому числу соответствует определённая буква. Новые слова - КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ.

Или другое задание к этой группе упражнений (Слайд 10) Посмотрите на эти числа и подумайте, какое слово здесь зашифровано. Цвет буквы тоже имеет значение. Ученики говорят, что 31 - это 31-я буква алфавита - Э, она гласная, значит, красная и т.д. Получается слово Экскурсия. 3 группа (Слайд 11) - это упражнения, в которых новое словарное слово связано с лингвистическим материалом

Задание: Внимательно посмотрите на данную запись и определите словарное слово. Как вы его определили?

Ученик: Для определения нового словарного слова на этой таблице были использованы последние слоги первых трёх слов. Получается слово граждане.

4 группа (Слайд 12) - это упражнения на установление смысловой связи между словами в парах.

Дети смотрят на запись и объясняют:

В магазине работает продавец, в больнице - врач, а театре - актёр. Так определяется новое словарное слово.

5 группа (Слайд 13) - это упражнения на применение знаний других учебных дисциплин

Здесь дети мысленно располагают квадраты по цветам радуги, соединяют соответствующие буквы и называют новое словарное слово. (Картина)

6 группа (Слайд 14) - это упражнения на установление принципа расположения слов. Дети рассматривают слова и замечают, что планер, вертолёт, самолёт - это всё летательные аппараты, и ,судя по расположению, каждый последующий летает быстрее предыдущего.

Значит, новое словарное слово- самолёт.

7 группа (Слайд 15) - это упражнения на нетрадиционный морфемный
разбор исходных слов.

Учитель даёт задание: Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению и выполните его.

Ученик: В словах таблицы надо выделить указанные части слова. Из них

нужно составить новое слово. Это слово Девочка.

8 группа (Слайд 17) - упражнения на исключение или добавление букв
к словам и составление нового словарного слова. Приставка слова и рога образует слово Дорога. (Слайд 16)

9 группа - упражнения на выявление закономерности составления нового словарного слова. Соединяя вторые слоги данных слов, получается слово Вагон. (Слайд 18)

На II этапе словарно - орфографической работы происходит ознакомление с лексическим значением изучаемого слова. (Слайд 19).

Учащиеся знакомятся с необходимыми для этого этапа терминами:

видовое понятие, родовое понятие, существенные признаки предмета. Опорная таблица в помощь к этому этапу работы висит в классе в учебном уголке.

Например, на 1 этапе работы выполнив задание учителя исключить буквы, обозначающие глухие согласные звуки , дети определяют новое словарное слово- берёза. В ходе беседы-рассуждения дети определяют родовое понятие этого слова и его существенные признаки. Родовое понятие: береза - это лиственное дерево. Существенные признаки предмета: белая кора и листья в виде сердечка. Собирая воедино родовое понятие и существенные признаки дети учатся строить речевое высказывание в устной форме. Береза - это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. Этимологическая справка к новому слову расширит знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию его орфографического написания. Её может представить учитель, ребёнок, подготовленный заранее или можно зачитать этимологическую справку из словаря. (Береза на Руси - самое любимое дерево, символ России. От цвета коры получила она свое имя, которое означает «белый», «светлый». В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Главной богиней лесов в те времена считалась Берегиня, такая же белолицая и стройная, как белоствольная берёзка.) (Слайд 20)

Заключение.

В процессе словарно - орфографической работы на каждом её этапе развиваются конкретные УУД.

Например, на I этапе представления учащимся нового словарного слова развиваются знаково-символические действия (умения считывать информацию в символах, шифрах, кодах), универсальные логические действия ( анализ, синтез, классификация объектов, построение логической цепочки рассуждений и т.д.)

На II этапе словарно-орфографической работы, где идёт выявление лексического значения слова, развиваются такие УУД:

умение строить речевое высказывание в устной форме, умение задавать вопросы для получения недостающей информации, подведение под понятие, анализ и синтез.

На V этапе, где идёт введение нового словарного слова в активный словарь детей, развиваются такие УУД: смысловое чтение, развитие мотивации к учению, установление причинно-следственных связей, умение делать обобщения.

Таким образом, словарно-орфографическая работа, как один из этапов урока, действительно формирует УУД, а также (Слайд 21)

- существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся,

- улучшает качество освоения русского языка,

- совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь учащихся;

- способствует расширению кругозора учащихся, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей,

- вырабатывает устойчивый интерес к изучаемому предмету.

Поэтому словарно- орфографической работе следует уделять серьёзное внимание, а более интересной помогает её сделать методика Г.А.Бакулиной.

Приложение:

  • Презентация выступления.

  • Виды комплексно - логических упражнений на выявление нового словарного слова (папка с дидактическим материалом).

  • Таблица с терминами «видовое понятие», «родовое понятие», «существенные признаки».

  • Таблица с терминами для ознакомления с лексическим значением слова

  • (II этап словарно-орфографической работы)

  • Методические пособия Г.А. Бакулиной.


© 2010-2022