Конспект урока по русскому языку Правописание парных звонких и глухих согласных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Класс: второй, общеобразовательный

Автор:

Лоскутова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10».

Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Способы проверки парных согласных.

Цели урока:

  • Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
  • Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь, развивать фонематический слух; работать над культурой речи, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
  • Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи.

Оборудование: таблица «Парные звонкие и глухие согласные», сигнальные веера с парными согласными ; опорные слова для составления схем для работы в группах ; карточки с заданиями для работы в парах.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

- Ребята, для того, чтобы вы поверили в свои силы, и вам легко работалось на уроке, давайте повторим за мной следующие слова:

  • Я на уроке русского языка;

  • Я все знаю;

  • Я все умею.

- Повернитесь лицом к соседу, скажите ему:

  • Я желаю тебе добра;

  • Если тебе будет трудно, я помогу.

2. Актуализация знаний.

На доске буквы на магнитах:

б г д а т ж ш п з к с ф в

- Чем мы обозначаем звуки на письме?

- Что перед вами - звуки или буквы?

- Найдите лишнюю. Почему вы исключили именно эту букву?

- Что можете сказать об оставшихся буквах?

- Найдите пары, запишите в тетради.

Проверка. На доске тоже выставляются пары.

Б В Д Г З Ж

П Ф Т К С Ш

- Догадались, какая у нас тема урока?

- Для чего надо изучать эту тему?

- На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.

3. Постановка учебных проблем и поиск их решения.

На доске записаны слова:

Шкаф, указка, шубка, разведка, флаг, мороз.

- Разделите слова на две группы.

- По какому признаку разделили слова?

(парный согласный в конце слова и парный согласный в середине слова)

- Запишите в столбик слова с парным согласным на конце слова.

Шкаф

Флаг

Мороз

- выполните транскрипцию этих слов.

- Что заметили? (слышится один звук, а пишется другой)

- Что надо сделать, чтобы доказать правильность написания парного согласного на конце слова? (подобрать проверочное слово)

- Подберите проверочные слова.

Шкафы, флаги, морозы

- Что заметили? (парные согласные слышатся отчётливо)

Вывод: Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стала гласная, чтобы чётко услышать согласную.

Вводится схема:

Конспект урока по русскому языку Правописание парных звонких и глухих согласных

- Из ранее данных слов, запишите в столбик слова с парным согласным в середине слова.

Указка

Разведка

Шубка

- Сделайте транскрипцию слов.

- Что заметили?

(слышится один звук, а пишется другой)

- Что надо сделать, чтобы доказать правильность написания парного согласного в середине слова? (подобрать проверочное слово)

- Назовите данные предметы ласково или представьте их маленькими.

- Запишите полученные слова.

Указочка, разведочка, шубочка.

- Измените слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

- Запишите полученные слова.

Указок, разведок, шубок.

- Что заметили? (парные согласные слышатся отчётливо)

- Как проверить парную согласную на конце слова?

( Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить слово, так чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный. (ед. ч - мн. ч) )

- А в середине слова?

( Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный. (назвать предмет ласково, как маленький; изменить слово по команде вопроса: (много) кого? чего?) )

- А сейчас в группах составьте опорную схему.

Конспект урока по русскому языку Правописание парных звонких и глухих согласных

Проверка. (Учитель схемы вывешивает на доску с комментированием учащихся)

4. Физминутка

5. Закрепление изучаемого материала.

а) Используя «вееры» с буквами, покажите какую парную согласную букву вы будете писать в словах.

След, трубка, улыбка, лошадка, травка, лев, хлебцы, площадка.

б) Самостоятельная работа

Узнай буквы, подбирая проверочные слова; пиши их перед теми, которые проверяешь; объясняй выбор букв.

Конспект урока по русскому языку Правописание парных звонких и глухих согласных

Д

Т

… - Буке…

… - лё…

… - го…

Самопроверка

- Поднимите руки те, кто не допустил ошибок.

- Какие способы проверки написания парных согласных использовали ?

- Как проверить написание парных согласных на конце слова? А в середине слова?

в) Работа в парах

Исправьте ошибки, объясняя написания парных согласных.

В трафке, вышли на холот, пушистый снек, допустил ошипку, чайная крушка, сосновая ведка, скольский лёт, сочный плот.

Коллективная проверка

6. Тест (индивидуальные карточки)

Выбери способ проверки парного согласного на конце и в середине слова. Нужный ответ соедини линией.

Сказочка - сказка

Сторожа - сторож

Трубок - трубка

Изменение подбор однокоренного

формы слова слова

глаза - глаз

тетрадочка - тетрадка

рыбочка - рыбка

7. Подведение итогов урока.

- какую цель ставили?

- как вы думаете, научились мы проверять парную согласную?

- как проверить парную согласную на конце слова? А в середине слова?

Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

Самооценка собственной деятельности.

- Как вы сегодня поработали?

- Что интересного было на уроке? - Что можете рассказать своим родителям? - Кто доволен результатом своей работы? Молодцы. - Я тоже довольна сегодня вашим результатом работы.


© 2010-2022