- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Правописание парных звонких и глухих согласных
Конспект урока по русскому языку Правописание парных звонких и глухих согласных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лоскутова Т.В. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Предмет: русский язык
Класс: второй, общеобразовательный
Автор:
Лоскутова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10».
Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Способы проверки парных согласных.
Цели урока:
- Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
- Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь, развивать фонематический слух; работать над культурой речи, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
- Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи.
Оборудование: таблица «Парные звонкие и глухие согласные», сигнальные веера с парными согласными ; опорные слова для составления схем для работы в группах ; карточки с заданиями для работы в парах.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
- Ребята, для того, чтобы вы поверили в свои силы, и вам легко работалось на уроке, давайте повторим за мной следующие слова:
-
Я на уроке русского языка;
-
Я все знаю;
-
Я все умею.
- Повернитесь лицом к соседу, скажите ему:
-
Я желаю тебе добра;
-
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Актуализация знаний.
На доске буквы на магнитах:
б г д а т ж ш п з к с ф в
- Чем мы обозначаем звуки на письме?
- Что перед вами - звуки или буквы?
- Найдите лишнюю. Почему вы исключили именно эту букву?
- Что можете сказать об оставшихся буквах?
- Найдите пары, запишите в тетради.
Проверка. На доске тоже выставляются пары.
Б В Д Г З Ж
П Ф Т К С Ш
- Догадались, какая у нас тема урока?
- Для чего надо изучать эту тему?
- На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
3. Постановка учебных проблем и поиск их решения.
На доске записаны слова:
Шкаф, указка, шубка, разведка, флаг, мороз.
- Разделите слова на две группы.
- По какому признаку разделили слова?
(парный согласный в конце слова и парный согласный в середине слова)
- Запишите в столбик слова с парным согласным на конце слова.
Шкаф
Флаг
Мороз
- выполните транскрипцию этих слов.
- Что заметили? (слышится один звук, а пишется другой)
- Что надо сделать, чтобы доказать правильность написания парного согласного на конце слова? (подобрать проверочное слово)
- Подберите проверочные слова.
Шкафы, флаги, морозы
- Что заметили? (парные согласные слышатся отчётливо)
Вывод: Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стала гласная, чтобы чётко услышать согласную.
Вводится схема:
- Из ранее данных слов, запишите в столбик слова с парным согласным в середине слова.
Указка
Разведка
Шубка
- Сделайте транскрипцию слов.
- Что заметили?
(слышится один звук, а пишется другой)
- Что надо сделать, чтобы доказать правильность написания парного согласного в середине слова? (подобрать проверочное слово)
- Назовите данные предметы ласково или представьте их маленькими.
- Запишите полученные слова.
Указочка, разведочка, шубочка.
- Измените слова по команде вопроса: (много) кого? чего?
- Запишите полученные слова.
Указок, разведок, шубок.
- Что заметили? (парные согласные слышатся отчётливо)
- Как проверить парную согласную на конце слова?
( Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить слово, так чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный. (ед. ч - мн. ч) )
- А в середине слова?
( Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный. (назвать предмет ласково, как маленький; изменить слово по команде вопроса: (много) кого? чего?) )
- А сейчас в группах составьте опорную схему.
Проверка. (Учитель схемы вывешивает на доску с комментированием учащихся)
4. Физминутка
5. Закрепление изучаемого материала.
а) Используя «вееры» с буквами, покажите какую парную согласную букву вы будете писать в словах.
След, трубка, улыбка, лошадка, травка, лев, хлебцы, площадка.
б) Самостоятельная работа
Узнай буквы, подбирая проверочные слова; пиши их перед теми, которые проверяешь; объясняй выбор букв.
Д
Т
… - Буке…
… - лё…
… - го…
Самопроверка
- Поднимите руки те, кто не допустил ошибок.
- Какие способы проверки написания парных согласных использовали ?
- Как проверить написание парных согласных на конце слова? А в середине слова?
в) Работа в парах
Исправьте ошибки, объясняя написания парных согласных.
В трафке, вышли на холот, пушистый снек, допустил ошипку, чайная крушка, сосновая ведка, скольский лёт, сочный плот.
Коллективная проверка
6. Тест (индивидуальные карточки)
Выбери способ проверки парного согласного на конце и в середине слова. Нужный ответ соедини линией.
Сказочка - сказка
Сторожа - сторож
Трубок - трубка
Изменение подбор однокоренного
формы слова слова
глаза - глаз
тетрадочка - тетрадка
рыбочка - рыбка
7. Подведение итогов урока.
- какую цель ставили?
- как вы думаете, научились мы проверять парную согласную?
- как проверить парную согласную на конце слова? А в середине слова?
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Самооценка собственной деятельности.
- Как вы сегодня поработали?
- Что интересного было на уроке? - Что можете рассказать своим родителям? - Кто доволен результатом своей работы? Молодцы. - Я тоже довольна сегодня вашим результатом работы.