- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира «Солнце и его значение для всего живого»
Конспект урока окружающего мира «Солнце и его значение для всего живого»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пиксайкина Н.Н. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
окружающего мира
Тема: «Солнце и его значение для всего живого»
Образовательная модель «Гармония»
Цели для ученика:
1.Исследовать небесные тела и природные явления
2. Исследовать Солнце (звезда или планета)
3. Исследовать значимость Солнца для нашей планеты
Цели учителя:
-
Помочь определить проблему исследования и пути ее решения
-
Направить деятельность детей на индивидуальный выбор для самостоятельного решения задач урока
-
Оказать помощь в поиске информации и построения монолога
Опорные понятия: необычные природные явления. Небесные тела
Новые понятия: солнце - это звезда
Формы контроля: самоконтроль
Новые понятия: солнце - это звезда
Тип урока: комбинированный, с элементами исследования
Форма урока: исследовательско - проектная
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Стадия вызова
-У нас сегодня гости. Я хочу, чтобы вы показали свое настоящее лицо исследователя
- Послушайте стихотворение и постарайтесь уточнить тему урока
- О какой звезде будем говорить?
(Если создаться спорная ситуация о том, что солнце не звезда, а планета, то ставим перед собой задачу выяснить, что же такое солнце).
Дети читают стихотворение , выученное накануне:
1уч. Для чего нам солнце?
Чтоб светило ярко.
Чтобы ребятишкам было летом жарко.
2 уч. Для чего нам облака?
Чтобы дождик лил,
Чтоб цветы и речки влагой напоил.
3 уч. Для чего нам небо?
Чтоб мечтать о нем
Чтобы чайки вились в небе голубом.
Определение темы урока, постановка учебных задач
-Как же называется наша большая тема, материал которой мы исследуем?
-Что мы уже исследовали в разделе «Природа»?
- Какой теоритический материал вам послужил как дополнительный из ваших исследований к данной теме?
- Что мы исследуем, изучая природу?
- О какой звезде будем говорить?
(Если создаться спорная ситуация о том, что солнце не звезда, а планета, то ставим перед собой задачу выяснить, что же такое солнце).
Дети поясняют и обосновывают название раздела: «Природа».
Учащиеся вспоминают: «Живая и неживая природа»;
«Природные явления»;
«Небесные тела»
Дети обмениваются информацией из тетрадей «Я-исследователь» А.И. Савенкова
Дети, определяя названия выше сказанных тем, уточняют задачи: продолжить исследование природы, ее явлений и тел.
Тренинг.
Слайды:
1слайд: Природные тела и явления
- Откройте стр. 52 учебника. Рассмотрите рисунки, перечислите названия природных явлений. (Смерч, радуга, листопад, изморозь).
- Кто может рассказать о каком-либо природном явлении, используя дополнительный материал из тетрадей «Я-исследователь» А.И. Савенкова, рефераты? Я помогаю вопросами: -Кто хочет рассказать о таком природном явлении как смерч?
- Кто о радуге зачитает материал реферата, изученный на занятиях «Я -исследователь»?
- Что собой представляет радуга как природное явление?
- Что вы можете рассказать об инее?
- Кто хочет подробнее исследовать, почему листья падают на землю?
(Каждый ответ я обобщаю)
-Посмотрите в качестве дополнения видеосюжет: Необычные явления в природе
Определяют названия природных явлений
Дети обмениваются информацией из тетрадей «Я-исследователь» А.И. Савенкова к данным рисункам: смерч, радуга, листопад, изморозь
Дети смотрят видеосюжет: «Необычные явления в природе»: гейзеры, молния, наводнение, северное сияние, смерч, снежный буран, снежная лавина
Самопроверка
- Какие природные явления вы запомнили?
- Проверим себя, как я могу различать природные тела и явления. Слева пишите тела, а справа природные явления
2 слайд: радуга, планеты, деревья, ледоход, гроза, камни, заря, листопад, солнце. Дети распределяют слова на две группы, работая парой или советуясь со «Спикером» группы. Затем проверка.
Физминутка
Создание коллизии
-Что нам еще надо выяснить, доказать и исследовать вам поможет отрывок из стихотворения?
(Читаю отрывок из произведения К.И. Чуковского «Краденое солнце»)
- Что нам поможет убедиться в том, что солнце - это звезда?
(Определяем правильность суждений информацией из толкового словаря).
- Что вы можете сами дополнить о солнце из исследовательских работ?
Дети отгадывают название стихотворения, автора; определяют, какое небесное тело, будем исследовать
Тренинг
- Предположим, что солнце исчезло, чтобы тогда случилось?
Читаю слова: «Можно небо забыть
Обрести его впредь не удастся, друзья»
- Проведем научную конференцию, которая поможет уточнить смысл сказанного. План работы дан на слайде:
3 слайд:
1. Почему все живое радуется солнцу?
2. Почему солнце излучает свет и тепло?
3. Какие тела являются источниками тепла?
4.Велико ли солнце?
5. Как далеко от нас солнце?
6. Что такое солнце? Дети обмениваются гипотезами Ребята, опираясь на слайд, выбирают для себя вопрос и находят ответ с помощью учебника с65-67 Работают парой, группой по выбору деятельности
Самопроверка
- Проверим себя, слушая своих одноклассников
Вам помогу аппликации и опорные данные построить монолог
Дети отвечают, пользуясь опорной схемой, составленной из аппликаций
Самооценка
-Кто считает, что справился с задачей урока, поместит «лучик» на наше солнышко
На доске «диск» солнца, дети помещают лучики
Рефлексия
-Достаточно ли того, что мы узнали о солнце и других природных телах и явлениях?
Убеждают, что надо продолжить материал изучать, используя время на занятиях «Я - исследователь»