- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по системе Л. В. Занкова
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по системе Л. В. Занкова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Завалишина Е.П. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому языку Н. В. Нечаевой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1.Нечаева,Н.В.Русскийязык:учебникдля1класса/ Н. В. Нечаева. - Самара : Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2012. 2. Нечаева, Н. В. Русский язык. Методические рекомендации к курсу. 1 класс / Н. В. Нечаева. - Самара : Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2012. 3.Нечаева, Н. В. Русский язык / Н. В. Нечаева // Программыначального общего образования. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара : Издательский дом «Федоров», 2012.
Цели и задачи курса В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: • познавательная: предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; • социокультурная:изучениерусскогоязыкавключаетформирование коммуникативнойкомпетенцииучащихся:развитиеустной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальныйэтапсистемылингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение». Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно базисному образовательному плану образовательных учреждений РФ, всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них на обучение грамоте и русский язык в 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Программа по русскому языку для первого класса рассчитана на 55 ч
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
1
Речь устная и письменная
7
2
Звуки и буквы
17
3
Слово
21
4
Предложение и текст
3
5
Итоговое обобщение
7
Итого
55
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета «русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования. I. Система языка. Раздел «Фонетика и графика». Выпускник научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия». Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). Раздел «Состав слова (морфемика)». Выпускник научится: • различать изменяемые и неизменяемые слова; • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика». Выпускник научится: • выявлять слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • оценивать уместность использования слов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология». Выпускник научится: • определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж, склонение; • определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; • определятьграмматическиепризнакиглаголов:число,время,род (в прошедшемвремени),лицо(внастоящемибудущемвремени),спряжение. Выпускник получит возможность научиться: • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис». Выпускник научится: • различать предложение, словосочетание, слово; • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; • выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: • различать второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; • различать простые и сложные предложения. II. Орфография и пунктуация. Выпускник научится: • применять правила правописания (в объёме содержания курса); • определять(уточнять)написаниесловапоорфографическомусловарю; • безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов; • писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определённой орфограммой; • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. III. Развитие речи. Выпускник научится: • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; • самостоятельно озаглавливать текст; • составлять план текста; • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;оцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи:соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Учебно-методическое обеспечение 1. Дополнительная литература. 1. Бетенькова,Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. - М. : АСТ : Астрель, 2006. 2. Волина, В. В. Русский язык: занимательное азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях у слова / В. В. Волина. - Екатеринбург : АРГО, 1996. 3. Волина,В.В.1000игрсбуквамиисловаминаурокахидома / В. В. Волина. - М. : Аст-Пресс, 2006. 4. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. - М. : Росмэн-Пресс, 2008. 5. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением : формирование орфографической грамотности : 1-4 классы : пособие для учителя / О. Е.Жиренко,Л.И.Гайдина,А.В.Кочергина.-М.:ООО«5 за знания», 2010. 6. Игнатьева, Т. В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. - М. : Дрофа, 1999. 7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2009. 8. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учебное пособие / Е. Г. Мережко. - Саратов : КИЦ «Добродея», 2009. 9. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. 10. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - М. : АСТ, 2009. 11. Полякова, А. В. Русский язык в начальных классах. 1-2 классы : методические рекомендации / А. В. Полякова. - М. : Просвещение, 2006. 12. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. - М. : ТЦ Сфера, 2005. 13. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. - Волгоград : Учитель, 2008. 14. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. - М. : Цитадель-Трейд, 2010. 15. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы (1-4), 1-3 классы (1-3) / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. 16. Узорова, О. В. Правила и упражнения по русскому языку. 1-2 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : Астрель : АСТ, 2007. 17. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ Премьера, 2004. 18. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. - М. : АСТ, 2009. 19. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. 20. Шукейло, В. А. Русский язык : сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 классы / В. А. Шукейло. - М. : Вентана-Граф, 2010. 21. Шукейло,В.А.Справочникшкольникапорусскомуязыку.1-4 классы / В. А. Шукейло. - М. : Литера, 2009. 2. Интернет-ресурсы. 1. Газета «1 сентября». - Режим доступа : festival.1september.ru. 2. Детские электронные презентации и клипы. - Режим доступа : viki.rdf.ru/item/958/download. 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru. 4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : http//uroki.ru. 5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193. 6. СообществовзаимопомощиучителейPedsovet.su. - Режим доступа : pedsovet.su. 7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа : gramota.ru. 8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ed. 9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok. 3. Наглядные пособия. 1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 1 класс». 2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 1 класс». 4. Информационно-коммуникативные средства. 1. Начальная школа.Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс.-М. : Кирилл и Мефодий, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Русский язык. 1-4 классы / Л. В. Зубарева, Е. П. Плешакова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка (Нечаева Н.В.)
№
уро-
ка
Дата
Тема урока
Тип урока
Виды
деятельности
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
личностные
1
2
3
4
5
6
7
8
Ознакомление с учебником. Речь устная
и письменная.
Урок - игра
Коллективная, работа в парах Уметь находить границы предложения, отличать предложения от слова
Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Речь устная
и письменная. Средства устной речи. Оформление письменной речи
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная Уметь различать звуки речи; понимать роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения
Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Речь устная
и письменная
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в
группах
Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию
Интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Речь устная
и письменная
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Уметь различать звуки
речи, давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах.
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Речь устная
и письменная
Урок - игра
Коллективная, индивидуальная работа в парах
Уметь находить словосочетания с прямым и переносным значением; различать звуки речи; давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать
Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Речь устная
и письменная.
Словарные слова. Культура устной речи
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Речь устная
и письменная
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах Уметь различать звуки речи, давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Обозначение буквами гласных
и согласных звуков. Слог
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах Знать гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия. Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и, ь
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Обозначение буквами гласных
и согласных звуков. Слог
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах
Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Обозначение буквами гласных
и согласных звуков. Слог
Комбини-
рованный
Работа в
группах Уметь отличать согласные звуки от гласных и обозначать их буквами на письме
Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре Принятие ценности природного мира.
Обозначение буквами гласных
и согласных звуков. Слог.
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах Уметь дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; при анализе речевых ситуаций устанавливать аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами; применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его применения.
Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию
Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Ударение
и перенос слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная Уметь использовать правила переноса слов с буквами й и ь
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Способность радоваться успехам одноклассников.
Ударение
и перенос слов
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в
группах
Уметь определять место ударения в словах. Уметь выделять случаи, когда знак ударения не ставится
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Ударение
и перенос слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Уметь определять место ударения в словах. Уметь выделять случаи, когда знак ударения не ставится
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Обозначение на письме мягких
и твердых согласных звуков.
Перенос слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах
Осознавать роль гласных в обозначении твердости / мягкости согласных; дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; гласные звуки; согласные звуки парные / непарные, мягкие /твердые; различать функции йотированных гласных;
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Обозначение на письме мягких
и твердых согласных звуков.
Перенос слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Обозначение на письме мягких
и твердых согласных звуков.
Перенос слов
Комбини-
рованный Коллективная, индивидуальная работа в парах Знать правила переноса слов, определять случаи невозможности его применения; различать варианты обозначения звука [й']
Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре
Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Обозначение на письме мягких
и твердых согласных звуков.
Перенос слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах
Осознавать роль гласных в обозначении твердости / мягкости согласных; дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; гласные звуки; согласные звуки парные / непарные, мягкие /твердые; различать функции йотированных гласных;
Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию
Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Обозначение на письме звука [й,]
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах Отличать понятия «звук» и «буква»; различать функции йотированных гласных; дифференцировать звуки языка: согласные звуки парные / непарные, мягкие /твердые.
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Обозначение на письме звука [й,]
Комбини-
рованный
Работа в
группах
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ
с другими
согласными
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах
Осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове; выделять в слове непарные твердые согласные (ж, ш), писать и после ж и ш; называть ударные /безударные гласные.
Уметь обозначать буквой и гласный звук после шипящих
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ
с другими
согласными
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная, работа в парах
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ
с другими
согласными
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Выделять в слове непарные твердые согласные (ж, ш), непарные мягкие согласные (ч, щ), писать и после ж и ш; а, у после ч и щ; не писать ь в сочетаниях ч, щ с другими согласными кроме л; дифференцировать звуки языка: согласные звуки парные / непарные, мягкие / твердые.
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ
с другими
согласными. Диктант.
Урок контроля
Коллективная, работа в
группах Уметь различать твёрдые и мягкие шипящие звуки Уметь обозначать буквами а и у гласные звуки после шипящих
Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Лексическое и грамматическое значение слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Уметь называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок; осознавать назывную функцию слова, его отличия от предложения и текста; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте.
Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре
Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Лексическое и грамматическое значение слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах
Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию
Способность радоваться успехам одноклассников.
Грамматические группы слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Различать грамматические группы слов: слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; осваивать средства устного общения; безошибочно списывать текст с учебника и с доски; различать слова, обозначающие названия предметов, по вопросам «кто?», «что?».
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Грамматические группы слов
Комбини-
рованный
индивидуальная Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Самостоятельно применять правило в контрольной работе.
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Грамматические группы слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах Различать грамматические группы слов; осваивать средства устного общения; безошибочно списывать текст с учебника и с доски; различать слова, обозначающие названия предметов, по вопросам «кто?», «что?»
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Грамматические группы слов
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Грамматические группы слов
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах Различать грамматические группы слов; осваивать средства устного общения; безошибочно списывать текст с учебника и с доски; находить границы предложения; набирать опыт соотнесения имени существительного и слова-указателя на этот предмет.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Грамматические группы слов
Комбини-
рованный
Работа в
группах
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке..
Грамматические группы слов
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах Иметь представление о грамматических группах слов
Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями
Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Имена собственные
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная Опознавать имена существительные собственные; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; различать грамматические группы слов; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте; адекватно использовать средства устного общения; ориентироваться на знак в конце предложения при его чтении; находить границы предложения.
Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре
Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Имена собственные
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в
группах
Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Имена собственные
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Имена собственные
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах Уметь различать слова и словосочетания, составлять словосочетания из слов
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Алфавит
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Уметь называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; осваивать средства устного общения;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Алфавит
Комбини-
рованный Коллективная, индивидуальная работа в парах
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему Принятие ценности природного мира.
Алфавит
Комбини-
рованный Коллективная, индивидуальная работа в парах Уметь употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; осваивать средства устного общения; решать орфографические задачи, соответствующие этапу обучения; применять изученные правила правописания, правильно писать словарные слова, изученные к данному времени.
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Лексическое значение
слова
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах Уметь выполнять звуко-буквенный разбор слов по данному в учебнике образцу; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте;
Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями
Способность радоваться успехам одноклассников.
Итоговая контрольная работа (диктант)
Урок контроля
индивидуальная Уметь оформлять предложения на письме. Правильно писать сочетания шипящих с гласными под диктовку
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Лексическое значение
слова
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах Ориентироваться на знак в конце предложения при его чтении; находить границы предложения; писать предложения под диктовку, составлять их схемы, по схеме составлять предложение.
Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию
Способность радоваться успехам одноклассников.
Лексическое значение
слова
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная, работа в парах
Ориентироваться
на знак в конце предложения при его чтении; находить границы предложения; писать предложения под диктовку.
Выполнять звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Лексическое значение
слова
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Лексическое значение
слова
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в
группах
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Предложение и текст
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная Иметь представление о признаках текста и его оформлении: заголовок, абзац, красная строка, монолог, диалог, план речи
Правильно оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки
(. , ?, !), слова пишутся раздельно); составлять текст из набора предложений.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
Проблему
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Предложение и текст
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему
Интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Предложение и текст
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах Повторение знаний по программе 1 класса
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Итоговый тест
Урок контроля
индивидуальная Самостоятельно использовать знания правил при выборе правильного ответа.
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.
Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс
Комбини-
рованный
Коллективная, индивидуальная работа в парах Иметь представление о междометиях, фразеологизмах
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему
Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс
Комбини-
рованный
Коллективная, работа в парах Повторение знаний по программе 1 класса
55
Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс
Комбини-
рованный
Работа в
группах
Коллективная, работа в парах
Коллективная, индивидуальная
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Календарно - тематическое планирование
уроков русского языка в 1 классе
(5 часов в неделю - 55 часов)
Методическое обеспечение:
- Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011
-
Нечаева, Н. В. Русский язык : учебник для 1 класса / Н. В. Нечаева. - Самара : Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2012.
Медиаресурсы:
-
Развивающие задания и упражнения. 1 - 4 классы. Русский язык. /Издательство «Учитель».
-
Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка. Фонетика, графика, орфография.