- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока открытия нового знания по окружающему миру для 2 класса Земля в космосе
План-конспект урока открытия нового знания по окружающему миру для 2 класса Земля в космосе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прокудина И.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока «открытия» нового знания
ФИО Прокудина Ирина Владимировна
Место работы МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды"
Должность учитель начальных классов
Предмет окружающий мир
Класс 2
Тема и номер урока в теме "Земля в космосе", 1 урок
Базовый учебник А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан "Окружающий мир. ("Наша планета Земля") 2 класс. Учебник в 2-х частях
Планируемые результаты:
-
Личностные
- Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения;
-
Познавательная активность, интерес к познанию, в том числе к изучению окружающего мира, к предметно - исследовательской деятельности;
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-
Способность к рефлексивной самооценке собственных действий
-
Готовность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
-
Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
-
Умение в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-
Предметные
-
-
Сформированность представления учащихся о Солнечной системе.
-
Знакомство с основными типами небесных тел: звёздами и планетами.
-
Знакомство с планетами Солнечной системы, умение различать планеты и звёзды
-
-
Метапредметные
-
- самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;
- в диалоге с учителем и товарищами обнаружение и формулирование учебной проблемы;
- определение наиболее эффективных способов решения проблемы и достижения результата;
- совместно с учителем планирование своих действий по решению проблемы;
- следование составленному плану и осуществление пошагового контроля своих действий по достижению результата;
- при необходимости с помощью учителя внесение корректив в план действий по достижению цели;
- освоение основ рефлексивной деятельности;
- в диалоге с учителем умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- умение донести свою позицию до других:
-
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- высказывание своей точки зрения и попытки её обосновать, приводя аргументы.
- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, готовность изменить свою точку зрения.
- чтение вслух и про себя текстов учебника и при этом: ведение «диалога с автором» (прогнозирование будущего чтения; постановка вопросов к тексту и поиск ответов; проверка себя); отделение нового от известного; выделение главного; составление плана.
- умение договариваться с людьми: выполнение различных ролей в группе, сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).
- уважительное отношение к позиции другого, стремление договариваться.
Познавательные универсальные учебные действия
- формирование умения определять границы собственного знания и «незнания»
- отбор необходимых для решения учебной задачи источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразование информации из одной формы в другую: представление информации в виде текста, таблицы, схемы.
Тип урока урок "открытия" нового знания
Формы работы учащихся
групповая, индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование ПК учителя (с выходом в Интернет), проекционная система, нетбуки (с выходом в Интернет) у обучающихся.
Дидактические материалы и вспомогательное оборудование:
- Презентация PowerPoint
- Бланки для самоконтроля.
- Листы для оценивания эффективности групповой работы для каждой группы.
- Плакат «Земля в космосе»
- Глобус (или несколько для работы в группе)
- Лампа (или несколько для работы в группе)
- Мяч большой и маленький
- Бумага разных цветов, пластилин, фломастеры
- Выставка дополнительной литературы по этой теме
Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
0
До начала урока (на перемене)
Проверяет работу сети, проверяет у всех ли открыты ЭУ
Включают нетбуки или планшеты, открывают электронный учебник
на перемене
1
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
"Девиз" (1)
Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на "открытие" нового знания. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
Выделяет содержательную область («могу»).
Читают на слайде девиз: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» и настраиваются на "открытие" новых знаний.
1
2
Этап актуализации и фиксации затруднения в деятельности
"Соедини пары" (2)
Объявляет учащимся об отправке ссылки на интерактивное задание "Соотнеси пары". Объясняет порядок выполнения задания по ссылке и предлагает соединить вопрос с правильным ответом. Отправляет учащимся ссылку на оценочный лист
Проверяет выполнение задания на экранах устройств учащихся.
Демонстрирует экраны обучающихся с выполненным заданием и организует взаимопроверку.
Выставляет оценки за выполнение задания в оценочный лист.
Выполняют интерактивное задание "Соотнеси пары", знакомятся с оценочным листом, выявляют ошибки и работают над их устранением,
сравнивают варианты выполненных заданий, участвуют во взаимооценивании.
3
3
Этап постановки учебной задачи
Объявляет об отправке ссылки на on-line доску, организует коммуникативную деятельность учеников (обсуждение диалога героев) по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы и активизирует на поиск противоречий и формулировку возникающих вопросов.
Предлагает сформулировать тему урока и сравнить с формулировкой в учебнике.
Организует мозговой штурм "Знаю - Интересно"
Проходят по ссылке, обсуждают диалог героев, соотносят их действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), делают предположение об ошибочности мнения одного из героев, выявляют причину затруднения, формулируют вопросы и фиксируют их во внешней речи (стикерами на on-line доске).
Формулируют тему урока «Земля в космосе».
5
4
Этап построения проекта выхода из затруднения
Организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.).
Организует составление плана урока.
Отправляет ссылку на информационный ЭОР (статьи учебника на
с. 36-39)
Предлагает обсудить содержание ЭОР
Фиксирует в речи и знаково новые понятия и способы действия (Вводит понятия звезда, созвездия, планеты, Солнечная система.)
Озвучивает, что учебная задача разрешена.
Выбирают метод разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвигают и проверяют гипотезы.
Участвуют в составлении плана урока
План (примерный).
1.Солнце, Луна и звёзды.
2.Размер звёзд.
3.Планеты.
4.Космос.
Участвуют в построении и обосновании нового способа действий.
Приходят к выводу, что учебная задача решена.
4
5
Физкультминутка
Организует выполнение комплекса упражнений под музыку
Выполняют упражнения.
1
6
Этап первичного закрепления во внешней речи
"Звёзды и планеты" (3)
Использует приём «Концептуальная таблица», предлагает отразить различия в ИРЛ (таблице для совместного редактирования) "Звёзды и планеты", на которую даёт ссылку.
Организует проверку групповой работы.
Открывают и просматривают информационный ЭОР
Обсуждают содержание ЭОР
Участвуют в групповой работе (по 4 человека 6 групп).
Представляют результаты работы групп.
(В форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.)
7
7
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
"Земля в космосе" (5)
Объявляет об отправке ссылки на кроссворд и организует индивидуальную работу, создавая ситуацию успеха, способствующую включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Отправляет ссылку с правильным выполнением задания и ссылку на оценочный лист обучающимся, выполнившим задание.
Самостоятельно выполняют задание на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.
5
8
Этап включения в систему знаний и повторения
"Строение Солнечной системы" (6)
Организует онлайн-игру, включая новое знание в систему знаний (также выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках)
Принимают участие в игре (в парах сменного состава)
7
9
Этап рефлексии деятельности
"Удалённость от Солнца" (4)
Организует самооценку учениками деятельности на уроке (заполнение третьего столбика "Узнал" в таблице "З-И-У")
Организует беседу по вопросам:
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Организует рефлексивную деятельность по вопросам:
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты?
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Чему учились?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
Оценивает работу учащихся с учётом критериев.
Объявляет об отправлении ссылки на задание для выполнения дома, инструктирует о его выполнении, намечает цели последующей деятельности.
Заполняют третий столбик "Узнал" в таблице "З-И-У", участвуют в обсуждении.
Участвуют в самооценивании и взаимооценивании.
6
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
(текст, иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 "Девиз" информационный рисунок docs.google.com/drawings/d/1qipwo7uqlZ0Thh5Re8C8K3nV9XxVToUg0mRAoLyKi98/edit 2 "Соедини пары" практический рисунок docs.google.com/drawings/d/1oD2XVdsn8O0IqGkyXCh898fsSKKpfCVwvYjrUn2eErY/edit 3 "Звёзды и планеты" ИРЛ классификация LearningApps.org/watch?v=p2rabvk6j01 4 "Удалённость от Солнца" ИРЛ последовательность LearningApps.org/watch?v=pbqceacec01 5 "Земля в космосе" практический кроссворд LearningApps.org/watch?v=ph40b4vea01 6 "Строение Солнечной системы" практический on-line игра LearningApps.org/watch?v=pk5s6d7r301 7 "Планеты Солнечной системы" практический рисунок docs.google.com/drawings/d/1102s1aRFzle6Eghw3XDkJDJFjmdUD71nPJIF30Sf1J8/edit