- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление по обмену опытом на тему Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Выступление по обмену опытом на тему Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антипина О.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
гимназии № 3 г. Зеленодольска РТ
Антипина О.В. На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; вводятся стандарты 2 поколения. Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся. В связи с этим в начальной школе возникла проблема выхода из создавшегося положения. Такой выход увидели в развивающем обучении. Особое значение для развивающего обучения имеют результаты психолого-педагогических исследований, проводимые под руководством Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. Основная задача начального обучения данных исследований - общее развитие учащихся и его тесная связь с обучением. Д.Б.Эльконин писал: «Чтобы обучение в начальной школе было развивающим, необходимо позаботиться прежде всего о научности». Исследования показали, что введение младших школьников в основы наук, освоение системы теоретических понятий открывают возможность перестройки всего характера развития ребенка, формируют способность к теоретическому обобщению. Наша гимназия на протяжении 20 лет работает по развивающим системам Занкова и Эльконина - Давыдова. Мы считаем, что качественно новое содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Ведь обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Мы считаем, что самым важным в учебно-воспитательном процессе являются коллективизм и самостоятельность. Поэтому центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности. Умение сотрудничать - основа коллективно-распределительной деятельности. Уже с 1 класса я приучаю ребят оказывать помощь друг другу, использую ситуации, в которых проявляется их помощь одноклассникам. Знакомлю детей с правилами совместной работы. Дети приобретают некоторый опыт работы в парах, группах, знакомятся с правилами и знаками. Дети уже в 1 классе умеют обращаться друг к другу, высказывать своё мнение и отношение к мнению товарища.(Маша хочет узнать, согласны ли вы с ней? Вы согласны? Какие ещё есть мысли? Кто думает так же?) На уроке ребёнок ведёт диалог не только с учителем, но и с одноклассниками. Часто на уроках звучат слова: «Обратись, пожалуйста, к Никите», « Ты не согласен с моим мнением, а как считаешь ты?» «Чья мысль вам показалась интересной?» и т.д. Часто приходится помогать ребёнку в оформлении своей мысли. Я перефразирую его высказывание и обращаюсь к ребёнку с просьбой оценить его точность, например: «Правильно ли я тебя поняла, что…?» «Ты хотел сказать, что…» При этом считаю важным привлекать и класс «Что имел в виду Игорь? «Кто понял Янину мысль?» и обращаюсь к автору: «Мы правильно тебя поняли?» Успешное освоение детьми правил и способов учебного взаимодействия невозможно без систематической организации парной и групповой работы. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
На нашей грядке было пусто -
Вдруг за ночь выросла капуста!
Когда капустный дождь прошёл,
Растёт капуста хорошо.
Шёл дождь на сотнях мягких лап,
Стучали капельки: «Кап - кап!»
Как только «кап - кап - кап» звучало -
Капуста сразу подрастала.
Капустный капал дождь всю ночь,
А утром он умчался прочь.
Дети делают обобщение и вывод, что капуста пишется с гласной а. Аналогичную работу мы проводим со всеми словарными словами, затем дети оформляют свои работы в папку. В 3 классе, работая над темой «Окончание имён существительных» дети в группах доказывают, что окончания в слабых позициях у имён существительных подчиняются основному закону письма. Для проверки окончаний они подбирают группы слов с сильной позицией в окончании. После обсуждения, они доказывают свою точку зрения и приходят к выводу, что для проверки существительных 1 скл. подходят слова звезда, змея, рука, стена, сосна; для слов 2 скл. - стекло, окно, стол, конь; для слов 3 скл. - цепь, рожь, степь. Затем дети составляют стихи, рисунки и оформляют их в папку. 1) Это наша земля, Это наша река. Засверкала степь, словно золотая цепь. И художник разрисовал окно, Где находится наше село.
2) Приснился как - то сон мне: Иду я по земле. Со мною рядом конь идёт. Вокруг нас только степь.. Шли долго мы и вот река Широка и глубока. И лодка есть на берегу, Привязана на цепь. А за рекой жильё моё, А в нём окно и стол. Проснулся я, чтоб записать Такой чудесный сон. Одной из форм групповой работы провожу игру «Ручеек». В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда, где работают 10 учащихся. Для этой работы заготавливаю к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Итак, у меня 3 комплекта карточек, по 10 штук в каждом. Дети выполняют своё задание, затем меняются карточками по рядам и обсуждают выполнение работы своих одноклассников. На уроке русского языка работу в динамических парах провожу с диктантами. Сначала заготавливаю разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:
- один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет;
- затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;
- потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант;
- открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе);
- допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок;
- каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
- снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».
- ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
- дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- сплоченность класса резко возрастает;
- каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».
- ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» - учить всему тому, что он знает или изучает сам.
- деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.
- основной принцип работы-все по очереди учат каждого и каждый всех.
- каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.
- полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
- формулировать свою точку зрения;
- выяснять точки зрения своих партнеров;
- обнаруживать разницу точек зрения;
- пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
- обсуждаются разные варианты решений;
- отвергаются ошибочные варианты;
- ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- уменьшаются дисциплинарные трудности;
- растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»;
- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.