Тематическое планирование к программе Я исследователь 2-4 классы

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

2 класс

Подпрограмма

Тема занятия

Цель занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

план

факт

Тренинг развития исследовательских способностей. «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тренинг развития исследовательских способностей. «Методы исследования»

Совершенствовать умение владения методами исследования

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания- тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тренинг развития исследовательских способностей. «Наблюдение и наблюдательность» .

Познакомить с приборами для наблюдения

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.) Практические задания на развитие наблюдательности.

Тренинг развития исследовательских способностей. «Эксперимент - познание в действии» с. 64- 65

Планировать собственную деятельность

Прогнозировать конечный практический результат Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Эксперименты с доступными объектами ( вода, бумага) « Измерение объёма капли», Эксперимент с лучом света»

Тренинг развития исследовательских способностей. «Гипотезы и провокационные идеи»

Учитывать мнение других в совместной работе ,Осуществлять поиск необходимой информации

Наблюдать, сравнивать делать выводы

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тренинг развития исследовательских способностей. «Анализ и синтез»

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тренинг развития исследовательских способностей. «Как давать определения понятиям»

Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы уточняющего характера.

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий.

Составление кроссвордов.

Тренинг развития исследовательских способностей «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Устанавливать технологическую последовательность при планировании и проведении эксперимента.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».


Самостоятельная исследовательская практика


«Как выбрать тему собственного исследования»

Ставить собственные цели и задачи при выборе темы исследования.

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

Индивидуальная работа с учащимися.


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Выбирать приёмы и способы действия, ставить собственные цели и задачи . Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я -исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Индивидуальная работа


Самостоятельная исследовательская практика


«Коллективная игра-исследование»

С. 127

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь. Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра при выработке решений

Коллективная игра - исследование « Как работает завод».

Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства.


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.


Самостоятельная исследовательская практика


«Семинар»

Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи. Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.


Тренинг развития исследовательских способностей. «Наблюдение и экспериментирование»

С.62-

Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра.

«Мысленный эксперимент» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тренинг развития исследовательских способностей «Основные логические операции» С 34 -, 46, 49

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Приёмы, сходные определением понятий,

Дихотомическое деление.

Тренинг развития исследовательских способностей «Гипотезы и способы их конструирования» С.21- , 25

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.


Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Задание « Найдите возможную причину события»


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему мнению. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тренинг развития исследовательских способностей «Искусство задавать вопросы»

С.27- 33

Задавать вопросы уточняющего характера. Задавать вопросы на понимание технических приёмов, вопросы, необходимые для организации работы. Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью

вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тренинг развития исследовательских способностей «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» С. 80- 88,89

Свободно ориентироваться в книге, наблюдать , сравнивать , делать выводы и обощения.

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тренинг развития исследовательских способностей «Ассоциации и аналогии»

С. 76. , 59, 68, 75

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Осуществлять поиск необходимой информации.

Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.).

Задание « Как люди смотрят на мир».

Акварельная монотопия.

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Практическое задание на создание аналогий


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему мнению. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тренинг развития исследовательских способностей «Суждения, умозаключения, выводы» С.72- 74

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Индуктивное умозаключение, дедуктивные умозаключения

Тренинг развития исследовательских способностей «Искусство делать сообщения» С 156.

Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тренинг развития исследовательских способностей «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» С. 27,112113,116-117,168-170

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.

Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.


Мониторинг исследовательской деятельности


1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе. Вносить необходимые коррективы в собственные действия. Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.


Мониторинг исследовательской деятельности


«Подготовка собственных работ к защите»

Вносить необходимые коррективы в собственные действия.

Самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.


Мониторинг исследовательской деятельности


«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» .


Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе. Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.







3класс

Подпрограмма

Тема занятия

Цель занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

план

факт

Исследовательская практика «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» С. 147, 145

Выбирать приёмы и способы действия, ставить собственные цели и задачи Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования « Правила выбора темы исследования»

Индивидуальная работа с учащимися


Индивидуальная работа с учащимися.
«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» С 144

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь. Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра при выработке решений Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.


Последовательность исследовательской работы. Этапы работы.

. Индивидуальная работа с учащимися «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» С.145

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь. Аргументировать собственную позицию и координировать её

Темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Темы , тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. .

Исследовательская практика «Коллективная игра-исследование» С. 123

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему мнению.


Ознакомление с игровым сюжетом.. организация мини - групп.

Игра - исследование «Историческое моделирование»


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Выбирать приёмы и способы действия, ставить собственные цели и задачи

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь.

Индивидуальная работа по теме исследования.

Тетрадь « Я исследователь»

Исследовательская практика «Коллективная игра-исследование» ( продолжение игры- исследование) с. 124

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа по очереди должна дать необходимые пояснения: описать созданную ими часть мира, дать все необходимые названия, подчеркнуть характерные особенности.


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Выбирать приёмы и способы действия, ставить собственные цели и задачи .

Индивидуальная работа .Выполнение работы в тетради « Я - исследователь»


Самостоятельная исследовательская практика

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных работ

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь. Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра при выработке решений

Индивидуальная консультационная работа


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему мнению. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.


Самостоятельная исследовательская практика


«Семинар»

Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи. Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.


Тренинг развития исследовательских способностей. «Наблюдение и экспериментирование»

С.66-

Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра.

Беседа о том , что такое наблюдение и экспериментирование. Эксперименты с отражением.


Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тренинг развития исследовательских способностей «Методы исследования» .

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент

Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тренинг развития исследовательских способностей «Наблюдение и наблюдательность» .

.

Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы

Практические задания по развитию наблюдательности

Тренинг развития исследовательских способностей «Совершенствование техники экспериментирования» С.64

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры.

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных группе, классе.

( определяем плавучесть предметов, , как вода исчезает, эксперимент с магнитами. и тд) Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тренинг развития исследовательских способностей «Интуиция и создание гипотез» С. 23-25 .

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Задание « Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле». Практические задания по теме «Конструирование гипотез». Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Задание « Давайте вместе подумаем»,

Тренинг развития исследовательских способностей «Правильное мышление и логика» С.50

Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи.


Коллективная беседа Категорическое объединение, функциональное объединение, пространственное объединение, аналитическое объединение.



Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тренинг развития исследовательских способностей «Искусство делать сообщения»

С.156

Задавать вопросы уточняющего характера. Задавать вопросы на понимание технических приёмов, вопросы, необходимые для организации работы.


Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тренинг развития исследовательских способностей «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» С.27. 32

Задавать вопросы уточняющего характера. Задавать вопросы на понимание технических приёмов, вопросы, необходимые для организации работы.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы»

Оценочный вопрос, воображаемый вопрос, субъективный вопрос, каузальный вопрос, описательный вопрос.


Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тренинг развития исследовательских способностей «Семинар «Как подготовиться к защите»

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


. Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей

Исследовательская практика Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» С. 27,112113,116-117,168-170

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.

Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.


Мониторинг исследовательской деятельности


1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе. Вносить необходимые коррективы в собственные действия. Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.


Мониторинг исследовательской деятельности


«Подготовка собственных работ к защите»

Вносить необходимые коррективы в собственные действия.

Самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.


Мониторинг исследовательской деятельности


«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» .


Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе. Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.





4 класс

Подпрограмма

Тема занятия

Цель занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

план

факт

Исследовательская практика «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» С. 147, 145

Выбирать приёмы и способы действия, ставить собственные цели и задачи Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования « Правила выбора темы исследования»

Индивидуальная работа с учащимися


Индивидуальная работа с учащимися.
«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» С 144

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь. Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра при выработке решений Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.


Последовательность исследовательской работы. Этапы работы.

. Индивидуальная работа с учащимися «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» С.145

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь. Аргументировать собственную позицию и координировать её

Темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Темы , тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. .

Исследовательская практика «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных работ»

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему мнению.


Организация мини - групп.

Индивидуальная работа.


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Выбирать приёмы и способы действия, ставить собственные цели и задачи

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь.

Индивидуальная работа по теме исследования.

Тетрадь « Я исследователь»


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Работа микрогрупп. .


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Выбирать приёмы и способы действия, ставить собственные цели и задачи .

Индивидуальная работа .Выполнение работы в тетради « Я - исследователь»


Самостоятельная исследовательская практика

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных работ

Оказывать сотрудничество необходимую взаимопомощь. Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра при выработке решений

Индивидуальная консультационная работа


Самостоятельная исследовательская практика


«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему мнению. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.


Самостоятельная исследовательская практика


«Семинар»

Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи. Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.


Тренинг развития исследовательских способностей. «Культура мышления» .

С 34 - 53

Аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёра.

. Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов

Тренинг развития исследовательских способностей «Методы исследования» .

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент

Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тренинг развития исследовательских способностей «Наблюдение и наблюдательность» .

.

Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы

Практические задания по развитию наблюдательности

Тренинг развития исследовательских способностей «Научная теория»

С.98 -101

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры.

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Методика « Продолжи исследование» с. 127

Тренинг развития исследовательских способностей «Научное прогнозирование» С.128-140.

Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждения, приводить примеры. Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).



Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тренинг развития исследовательских способностей «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»


Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи. Задавать вопросы уточняющего характера


Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

Тренинг развития исследовательских способностей «Правильное мышление и логика» С.50

Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи.


Коллективная беседа Категорическое объединение, функциональное объединение, пространственное объединение, аналитическое объединение.



Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тренинг развития исследовательских способностей «Искусство делать сообщения»

С.156

Задавать вопросы уточняющего характера. Задавать вопросы на понимание технических приёмов, вопросы, необходимые для организации работы.


Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тренинг развития исследовательских способностей «Ассоциации и аналогии»

Высказывать собственное мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Владеть монологической формой речи. Задавать вопросы уточняющего характера


Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Тренинг развития исследовательских способностей «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» С.27. 32

Задавать вопросы уточняющего характера. Задавать вопросы на понимание технических приёмов, вопросы, необходимые для организации работы.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы»

Оценочный вопрос, воображаемый вопрос, субъективный вопрос, каузальный вопрос, описательный вопрос.


Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Тренинг развития исследовательских способностей «Семинар «Как подготовиться к защите»

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


. Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей

Тренинг развития исследовательских способностей «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» С.70 -77

Задавать вопросы уточняющего характера. Задавать вопросы на понимание технических приёмов, вопросы, необходимые для организации работы.


Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тренинг развития исследовательских способностей «Умение выявлять проблемы» С. 12- 21

Задавать вопросы на понимание технических приёмов, вопросы, необходимые для организации работы Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.

Исследовательская практика Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» С. 27,112113,116-117,168-170

Высказывать собственное мнение. Задавать вопросы уточняющего характера. Договариваться и приходить к общему решению .Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.

Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.


Мониторинг исследовательской деятельности


1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе. Вносить необходимые коррективы в собственные действия. Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.


Мониторинг исследовательской деятельности


«Подготовка собственных работ к защите»

Вносить необходимые коррективы в собственные действия.

Самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.


Мониторинг исследовательской деятельности


«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» .


Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе. Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.





© 2010-2022