Технологическая карта урока Свойства воздуха

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Тема урока «Свойства воздуха»
Цели для ученика
1. Уточнить понятие «воздух» 2. Узнать о свойствах воздуха из опытов 3. Узнать о том, где и как человек применяет свойства воздуха 4. Узнать о том, как сберечь воздух чистым 5. Учиться наблюдать и делать выводы Цели для учителя
Образовательные формирование представлений о свойствах воздуха. Развивающие Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание, логическое мышление, речь, познавательную активность Воспитательные Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, своему здоровью.
Тип урока изучение нового материала


Форма урока урок-исследование


Опорные понятия, термины воздух свойства веществ
Новые понятия Сжимаемость, упругость воздуха, способность воздуха расширяться при нагревании



Формы контроля тестирование

Домашнее задание Учебник с.28-30, читать, отвечать на вопросы


Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Свойства воздуха» Программа: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» Тип урока Урок «открытия нового знания» (технология деятельностного метода) Дидактическая цель урока Деятельностная цель: формирование способности учащихся узнавать о свойствах воздуха из опытов, наблюдая и делая выводы. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов - сжимаемость, упругость воздуха, способность воздуха расширяться при нагревании. Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к природным богатствам, своему здоровью.

Планируемые результаты Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей (Регулятивные УУД); уметь высказывать свои предположения; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, наблюдения, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Предметные: уточнить понятие воздух; уметь использовать в речи названия свойств воздуха; иметь понятия об использовании свойств воздуха человеком; знать о способах сохранения воздуха чистым. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия Воздух, свойства веществ, сжимаемость, упругость воздуха, способность воздуха расширяться при нагревании.
Материально-техническое обеспечение урока -Окружающий мир. Учебник для 2 класса. Часть 2. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков -презентация, проектор, компьютер -карточки с названиями свойств воздуха -полезные ископаемые: каменный уголь, бирюза, мел; апельсин, свеча, спираль из бумаги, шприцы без иглы, соломинки, стаканы с водой. -тест, индивидуальные карточки. Формы работы учащихся Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества) Организационный





Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку диалог Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Актуализация знаний


Организует диалог с обучающимися, в ходе которого актуализируются знания, полученные на предыдущих уроках. -Богата наша Земля сокровищами. У меня в банке есть некоторые сокровища. Давайте посмотрим. -Кто знает, что это? Как используют? -Осталось ли у меня в банке какое-нибудь сокровище? Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим, Просто мы его вдыхаем Ведь он нам необходим. -О чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Что такое воздух? -Из чего состоит воздух?
-Какого газа больше? -Какой газ необходим для дыхания? -Что может содержаться в примесях? Итак, мы сказали, что воздух- это смесь газов. А как располагаются частицы газообразных веществ? -Назовите примеры твёрдых веществ, жидких, газообразных.























-Воздух.
-О воздухе.
-Смесь газов. -Газы: азот, кислород, углекислый газ, другие газы и примеси) -Азот.
-Кислород. -прочие газы, микроорганизмы, пыль,…
Дети работают с карточкой №1 (см. приложение)

Дети приводят свои примеры. Диалог, загадка, работа с карточкой, с наглядным материалом






















Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: анализ, сравнение, обобщение; использование знаково-символических средств;
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

Актуализация имеющихся знаний.
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.







-Я составила загадки о веществах. Отгадайте и подумайте, какие знания я использовала для составления загадок. -Что за вещество? Текучее, бесцветное, безвкусное, прозрачное? -Белое, хрупкое, сыпучее, непрозрачное, твёрдое, сладкое. -Что перечислено в загадках? -И сегодня мы будем изучать какого вещества? -Что вы знаете по этой теме? -Что хотели узнать?








-Вода.



-Сахар.
-Свойства. -Свойства воздуха.
Дети рассказывают о своих познаниях по теме. Составление и разгадывание загадок, беседа Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Познавательные: Постановка и решение проблемы. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Изучение нового материала



-Посмотрите на ладони. Мы смотрим через воздух. Какой вывод мы можем сделать? (учитель вывешивает табличку с первым свойством воздуха «прозрачен») -Имеет ли цвет? (табличка «бесцветен») -Завяжем глаза.(учитель вызывает одного ученика) Понюхаем воздух. Чем пахнет? А сейчас? (учитель разрезает лимон) Таблички « без запаха», «растворяет пахучие вещества» -Это свойство человек использует. Как?






-Каков на вкус? (Учитель вывешивает табличку «Без вкуса») -Помашем ладошками. Что почувствовали? (Учитель вывешивает табличку «может двигаться») -Как называется движение воздуха? -Как человек использует ветер?
-Посмотрите, какую форму имеет воздух в красном шарике, в синем шарике?
-А какую форму он имеет в классе? -Так какой формы воздух? А есть свободные пространства, не заполняемые им? Учитель вешает на доску «занимает весь объём». -Для чего человек использует вакуумную упаковку продуктов?



-Попробуйте сжать воздух. Возможно это? Я вам покажу как это сделать. У вас на парте лежит шприц без иглы. Он устроен так, чтобы поршень не пропускал воздух через себя. Набираем воздух через отверстие. Теперь отверстие затыкаем пальцем. Двигаем поршень- что происходит с воздухом внутри шприца? Вывешивается на доску табличка «сжимается». -А теперь открываем отверстие- слышен щелчок- это с силой выходит воздух. -Повторяем опыт, но палец не отпускаем. Поршень жмём до упора и отпускаем поршень. Что происходит?
Появляется табличка «упругий». Это свойство используется в мячах, шинах автомобиля, в устройстве стопкрана, заклёпочных молотков, пескоструйных машин. -Имеет ли воздух вес? Учёный Галилео Галилей взвесил воздух более 300 лет назад. Он взял медный шар с отверстием и взвесил его. Потом откачал воздух из него и тоже взвесил. Шар стал легче! Вывешивается табличка «имеет вес». Иногда от ваших бабушек вы слышите: «Голова болит- наверное сегодня давление!» Они имеют в виду давление воздуха. Учитель демонстрирует детям барометр. -Этим прибором измеряют атмосферное давление, к которому так чувствительны бывают некоторые люди. -Что легче воздух или вода? У вас стаканчик с водой. Как доказать?



Появляется табличка «легче воды». -Почему кусок железа, брошенный в воду тонет, а железный корабль плавает? -Мы говорили о том, что воздух может двигаться. А по каким законам? Почему он приходит в движение? Учитель демонстрирует опыт с горелкой и бумажной спиралью, приходящей в движение над источником тепла.
-Как человек использует это свойство? -Почему батареи в домах всегда внизу, а форточки всегда вверху?







-Что происходит с воздухом при нагревании? Учитель демонстрирует опыт с шариком на бутылке, который надувается воздухом при опускании бутылки в горячую воду. Появляется табличка «при нагревании расширяется». -Тепловой двигатель основан на этом свойстве. -Зачем в морозные дни мы надеваем кофты? Почему в них тепло? -Нас согревает тепло нашего же тела. Воздух, который находится между волокнами ткани задерживает наше тепло, не даёт ему уйти из-под кофты. Появляется табличка «плохо проводит тепло». -Как вы думаете, обо всех свойствах мы сказали? -Это основные свойства, но есть ещё.




-Воздух прозрачен.


-Цвета не имеет.





-Воздух не пахнет. -Чувствуется запах лимона.


-Использование парфюмерии, отпугивание комаров, определяют, свежая или несвежая пища, запах газа и т.д. -Воздух не имеет вкуса.
-Ветерок, холодок.




-Ветер.
-Мельницы, парусные суда. -В красном шарике воздух имеет форму шара, в синем- овальную форму. -Форму класса.
-Не имеет формы, занимает всё свободное пространство.



-Вакуумная упаковка не даёт продуктам быстро испортиться, потому что в воздухе есть микроорганизмы.












Дети выполняют опыт в парах.

-Он сжимается.


Дети выполняют опыт в парах.




-Поршень сам двигается обратно.









Дети делают предположения.




























Делают опыт. Наблюдают за движением воздуха в воде. -Воздух легче воды.
-Он заполнен большим количеством воздуха.


Предположения детей.




Делают вывод -Тёплый воздух поднимается вверх.



-Воздухоплавание.


Тёплый воздух поднимается и таким образом обогревает всё помещение, а холодный воздух опускается вниз, проветривая помещение полностью.





Делают вывод о том, что воздух увеличился в объёме.




-Предположения детей.














Предположения детей. Диалог, выполнение опытов, работа с наглядным материалом Познавательные: построение логической цепи рассуждений; понимание текстов, извлечение необходимой информации; Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Открывают новые знания о свойствах воздуха и использовании человеком этих свойств. Контроль Проверьте свои знания. Ответьте на вопросы теста. Отвечают на вопросы теста. Взаимопроверка. Индивидуальная работа. Работа в парах.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция и оценка; Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Проверяют усвоение знаний. Рефлексия -Почему я в начале урока назвала воздух сокровищем? -Закройте нос и рот. Попробуйте не дышать. Что происходит? -Всё живое задохнулось бы, если бы не существа, которые вырабатывают кислород. Что это за существа? Кто знает, какое дерево выделяет больше всего кислорода? Это тополь, он даёт столько кислорода, сколько 3 липы, 4 осины, 7 елей. -Посмотрите на слайд. Скажите, в каком городе вы хотели бы жить, почему?

-Почему экологи считают автомобиль злейшим врагом человека? Почему нельзя играть вблизи дорог? -Он выделяет в воздух около 200 вредных веществ, и в год их более 200 млн. тонн! Какой выход можно предложить из этой ситуации. -Очень опасно курение. Заражается даже тот, кто находится рядом с курящим человеком! -Как же сохранить воздух чистым? Один ребёнок сказал: «Надо запретить заводы!» Согласны ли вы с ним?
Ответы детей.


-Человек не может не дышать долгое время.















-Заводы и фабрики выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль.

-Автомобильные выхлопы загрязняют воздух.




Предложения детей. Беседа, работа с наглядным материалом, проведение опыта Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей), в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные: Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Делают выводы о бережном отношении к природе и собственному здоровью Подведение итогов Закончите фразы: Я узнал… Я удивился… Я хочу ещё узнать… Было трудно…
беседа Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самооценка на основе критерия успешности; Личностные:
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества. Получают позитивный настрой от урока, делятся впечатлениями

© 2010-2022