- Преподавателю
- Начальные классы
- Анализ реализации ФГОС в 1 классе
Анализ реализации ФГОС в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старкова Е.М. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Анализ реализации ФГОС в 1 классе
С 1 сентября 2011 года наша школа внедряет изучение новых образовательных стандартов в первом классе. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этот результат достигается в большой степени благодаря современному УМК «Школа России», который выбрали для реализации ФГОС второго поколения. Главными особенностями традиционной системы «Школа России» являются приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения. Данный комплект «Школа России» построен на таких принципах обучения, как учёт возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей, доступен для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку литературному чтению дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания.
Рабочие программы по учебным предметам разработаны на основе проекта Фундаментального ядра содержания общего образования, проектов Концепций образовательных областей и Базисного учебного плана, с учетом планируемых результатов обучения и Концепции развития универсальных учебных действий.
а) Математика (по учебно-методическому комплекту « Математика» М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой );
б) Литературное чтение (по учебно-методическому комплекту авторы: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова , обучению грамоте: к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др.);
в) Русский язык (по учебно-методическому комплекту «Обучение письму» Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого, к учебнику «Русский язык»: Канакина В.П., Горецкий ;
г) Окружающий мир (по учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» Плешаков А.А.);
д) Технология (по учебно-методическому комплекту «Технология», авторы Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова);
е) Изобразительное искусство (по учебно-методическому комплекту «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.);
ё) Физическая культура (по учебно-методическому комплекту «Физическая культура) Лях В.И);
Внеурочные занятия оказались востребованными и родителями, и детьми. Первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды, с удовольствием посещают ГПД, кружки.
В первую очередь поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Организовано двухразовое питание: дети своевременно завтракают, обедают в ГПД. Каждая минута, проведѐнная в школе, дает обучающимся положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширят представления об окружающем мире. Дети активно ступают в диалог с педагогами и друг с другом - в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе образовательного учреждения также организовывалась деятельность спортивных секций, творческих и интеллектуальных клубов, кружков и т.д. Тем не менее, в документах, материалах сопровождения ФГОС неоднократно подчеркивается, что воспитание в школе - это не специальные мероприятия или комплекс мероприятий. «...подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребѐнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодѐжи. Это приводит к ещѐ большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни» (Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование)).
Одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности - это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства -приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.
Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся). Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет.
В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения.
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио -портфеле достижений». Учителями 1-х классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.
К концу года собран соответствующий накопительный материал.
Работа первого года показала как свои положительные стороны, так и выявила ряд проблем:
1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.
2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем.
Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:
1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.
3. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ.
4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;
5. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.
Выводы:
1. Педагоги начальной школы применяют на практике современные педагогические технологии.
2. Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития образовательного учреждения. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность.