Особенности групповой и парной работы на уроке в условиях ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация групповой и парной работы

на уроке в условиях ФГОС НОО.

из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Верхнетойденской СОШ

Черниковой Анны Александровны


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться

и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци (слайд 1) Эти слова Песталоцци актуальны в современной школе. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности; творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета. Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы: (слайд 2)

  • искать
  • думать
  • приниматься за дело
  • сотрудничать
  • адаптироваться.

(слайд 3) Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. В процессе групповой работы обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. В то же время эффективность групповой работы проявила себя в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей. (слайд 4) Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Процесс познания организуется членами группы самостоятельно. Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Работа в паре - это первая ступенька в групповой работе. Сначала во время работы я помогаю парам и фиксируют удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение, говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее, при этом соблюдая правила работы в паре. (слайд 5)

Правила сотрудничества

  1. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.

  2. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.

  3. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.

  4. Мы помогаем друг другу в работе.

  5. Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.

На уроках литературного чтения мы с детьми выработали критерии оценивания, которые показаны в таблице: (слайд 6)

Критерии оценки

3 балла

2 балла

1 балл

1

Способ чтения

целыми словами

по слогам

по буквам

2

Правильность чтения

нет ошибок

1 - 2 ошибки

3 - 5 ошибок

3

Выразительность чтения

громко,

соблюдая паузы, интонировано

не выполнено 1 условие

не выполнено 2 условия


В первое время по этим критериям (они после выработки находятся у детей перед глазами) оцениваю сама, показываю, как это делается. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям, я предложила им выполнять эту работу в парах. Объяснила это тем, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в парах. Одного - двух учащихся, получивших наивысший балл, прошу прочитать текст для всего класса. Это стимулирует остальных учеников читать лучше, чтобы и их спросили, а также проверяется работа ученика, выступавшего в роли учителя. (слайд 7) На уроках русского языка применяю парную работу при проверке словарных слов. Один ученик выступает в роли учителя и диктует словарные слова, второй ученик записывает их. Затем они меняются ролями, проверяют и оценивают работы. На слайде вы также видите работу в парах на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Золотое кольцо России»: после самостоятельного изучения новой темы учащиеся заполняют маршрутные листы.
Когда учащиеся научились работать в паре, начинаю организацию групповой работы с формирования групп. Группы формирую первое время сама, а затем и самими учащиеся. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). (слайд 8) Как объединять детей в группы? Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные мною группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5 - 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, ставлю перед ними задачу - научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп - по принципу случайности.

Виды групп:

  • Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.

  • Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
  • Группа по желанию;
  • «Случайная» группа;
  • Группа по теме работы;
  • Группа по уровню сложности задания.
(слайд 9) Нельзя:
  • формировать группу из слабых учеников;
  • требовать полной тишины;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
  • заниматься работой в группе более 10 - 15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 - 4 классах;
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно. (слайд 10) Правилами групповой работы могут быть следующими:
  • Говори спокойно, ясно и только по делу.
  • Говори по очереди.
  • Слушай своих собеседников.
  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.
  • Обращайся к товарищу по имени.
  • Уважай мнение каждого участника группы
Мы разработали правила, которые в процессе групповой работы формируют культура общения учеников. (слайд 11) На уроках литературного чтения применяю групповую работу во время чтения по ролям отрывков из произведения. Класс делю на группы, распределяю роли между учащимися, они прочитывают - репетируют свои слова в группе, а затем группа показывает свою работу остальным ученикам. На уроках математики использую групповую работу при проведении «Математической эстафеты». Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делю на 2 команды (каждый ряд). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске или заготавливаю на каждую команду отдельно. В этом случае задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая. На слайде вы также видите применение групповой работы в 1 классе на уроке технологии по теме «Работа с пластилином. «Осенний урожай». Учащиеся вместе слепили корзинку из пластилина, а затем каждый вылепил овощ. Участвуя в акции «Белый цветок», учащиеся также разделились на группы. В каждой группе ученик выполнял одну операцию: один ученик обводил цветок по шаблону, второй - вырезал, третий - склеивал. Затем эти цветы были переданы старшеклассникам для продажи. Так же коллективно мы делали открытки - приглашения учителям - пенсионерам на их профессиональный праздник. (слайд 12) Благодаря использованию групповой работы:
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя, порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. (слайд 13) Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.


© 2010-2022