Программа по внеурочной деятельности на тему Безопасность дорожного движения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Сковородино





"Рассмотрено" на МО

Протокол

№ _____ от _____________



Руководитель МО _______

Ларина Л.С.

Согласовано : Зам.директора по воспитательной работе

"Утверждено"

Директор МБОУ СОШ №3 г.Сковородино

Приказ № ___ от _________

_______ Т.И.Голдынская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения"

ДЛЯ 2 КЛАССА

2015 - 2016 УЧЕБНОГО ГОДА

Составитель рабочей программы - Кислицына Альбина Борисовна

I. Пояснительная записка

а) Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Безопасность дорожного движения» разработана в соответствии с

п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации",

Уставом образовательного учреждения,

Приказом Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.;

Программа «Непрерывного образования юных участников дорожного движения» для 1-11 классов образовательных учреждений. Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2006-2012 годы» .

б) Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Данная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как соответствует возрастным особенностям обучающихся класса.

в) Цели изучения курса: Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма. Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач: - предупреждение опасного поведения юных участников движения; - совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах; - активизация познавательной деятельности обучающихся в данном направлении; - формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска; - передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях; - в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях.

г) Место курса в учебном плане:

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на 2015-2016 учебный год на изучение курса ( внеурочной деятельности) «Безопасность дорожного движения» во 2 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю .

д) Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы: Анализ существующих в стране практик работы в направлении повышения уровня детской безопасности и профилактики детского травматизма выявил такую важную проблему, как недостаточное количество комплексных программ, направленных на формирование у обучающихся навыков личной безопасности. Несмотря на присутствующий в школьной программе учебный курс окружающий мир, современные дети часто не видят для себя важности и актуальности изучения и соблюдения элементарных правил собственной безопасности, не в состоянии на практике оценить степень риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные в школе, знания. Практически отсутствуют программы, обучающие ребенка прогнозировать и предупреждать факт возникновения опасности. Данная программа представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.

е) Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная

  • коллективная

  • работа в малых группах

ж) Технологии обучения:

  • Технология продуктивного чтения.

  • Технология критического мышления.

  • Технология проектной деятельности.

  • Проблемно - диалогическая технология.

  • Здоровьесберегающие технологии.

з) Виды и формы контроля:

тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа.

II. Содержание курса 1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту. 2. Как предвидеть опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута. 3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара - по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это небходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении? 4. У пешехода есть друзья - дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги. 5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь. 6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения - специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей. 7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».

8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд. 9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса». Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке. 10. Правила поведения в общественном транспорте. Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте. 11. Скейтборд, ролики, самокат - это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде. 12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка нужна велосипедисту? Велосипедист - водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку? 13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде. 14.Итоговый урок.

Планируемые результаты: Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это: - понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется; Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это: - навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности; - знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности; - умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё; - обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;





III. Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Практические работы

Виды и причины ДТП.

2

1

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

4

2

Движение пешеходов, их права и обязанности

2


Пешеход и его друзья

2

2

Виды транспортных средств и дорожное движение

2

1

Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги

2

1

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

4

2

Правила перехода через железнодорожный переезд.

4

1

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.

2

2

Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте.

2

1

Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.

2

1

Я - велосипедист.

4

3

Термины и Понятия .

2


ИТОГО:

34

17



IV. Литература




Планируемые результаты изучения курса

«Безопасность дорожного движения»:

Учащиеся должны знать:

1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.

  1. Элементы дороги и их назначение - проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина.

  2. Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)

  3. Что такое остановочный путь и его составляющие.

  4. Что такое тормозной путь, как он определяется.

  5. Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный).

Обозначения переходов.

Правила пользования переходами.

  1. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.

  2. Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками.

Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.

  1. Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.

  2. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

  3. Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.

  4. Правила поведения пешеходов на тротуаре.

Правила поведения при движении в группе.

  1. Правила пользования общественным транспортом и другими видами транспорта.

  2. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.

  3. Правила перехода через железнодорожные пути.

  4. Дорожные ситуации - ловушки.

Учащиеся должны уметь:

  1. Определять места перехода через проезжую часть.

  2. Переходить проезжую часть под наблюдением и в сопровождении взрослого. (это касается в основном дошкольников)!

  3. Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.

  4. Пользоваться общественным транспортом.

  5. Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.

  6. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.

  7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

  8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.

  9. Определять признаки движения автомобиля.

  10. Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.



















V. Календарно-тематическое планирование

№/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Практическая часть

Вид контроля

План

Факт

1,2

Виды и причины ДТП.

Анализируют поступки людей, прогнозируют результат

Подготовка выступления

текущий

3,4

5,6

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

Характеризуют ситуации, моделируют безопасный маршрут

Проект маршрута

текущий

7,8

Движение пешеходов, их права и обязанности

Работа с текстом, обсуждение фильма.

Составление памятки

текущий

9,

10

Пешеход и его друзья

Работа с текстом, отбор информации, анализ ситуаций, самооценка выступлений

Модель светофора

тематический

11,12

Виды транспортных средств и дорожное движение

Знакомятся с транспортными средствами, заполняют таблицу, готовят сообщение на тему.

Творческое оформление работы, презентация.

текущий

13,14

Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги

Работа с текстом, отбор информации, распределение информации между выступающими в группе.

Подготовка презентации, сообщения

текущий

15

-

18

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

Знакомство с видами перекрестков, оформление путевого листа в паре.

Экскурсия, творческое оформление отчета, защита работы.

текущий

19

-

22

Правила перехода через железнодорожный переезд.

Анализ просмотренного фильма, составление алгоритма действий

Оформление листовки, составление вопросов викторины.

текущий

23,24

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.

Обыгрывание ситуаций, анализ поведения, отработка правил поведения.

Составление памятки.

тематический

25,26

Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте.

Работа с текстом в малых группах, анализ работ

Составление памятки.

текущий

27,28

Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.

Работа с информацией, составление сообщения по теме

Презентация.

тематический

29

-

32

Я - велосипедист.

Изучение транспортного средства, составление правил эксплуатации, мер безопасности.

Езда на велосипеде по разметке, выпуск памятки.

текущий

33

34

Термины и Понятия .

Объясняют основные термины и понятия.

Подготовка кроссворда, синквейна.

итоговый

ИТОГО: 34часа



© 2010-2022