- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности на тему Безопасность дорожного движения
Программа по внеурочной деятельности на тему Безопасность дорожного движения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кислицына А.Б. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Сковородино
"Рассмотрено" на МО
Протокол
№ _____ от _____________
Руководитель МО _______
Ларина Л.С.
Согласовано : Зам.директора по воспитательной работе
"Утверждено"
Директор МБОУ СОШ №3 г.Сковородино
Приказ № ___ от _________
_______ Т.И.Голдынская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения"
ДЛЯ 2 КЛАССА
2015 - 2016 УЧЕБНОГО ГОДА
Составитель рабочей программы - Кислицына Альбина Борисовна
I. Пояснительная записка
а) Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Безопасность дорожного движения» разработана в соответствии с
п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации",
Уставом образовательного учреждения,
Приказом Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.;
Программа «Непрерывного образования юных участников дорожного движения» для 1-11 классов образовательных учреждений. Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2006-2012 годы» .
б) Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Данная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как соответствует возрастным особенностям обучающихся класса.
в) Цели изучения курса: Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма. Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач: - предупреждение опасного поведения юных участников движения; - совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах; - активизация познавательной деятельности обучающихся в данном направлении; - формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска; - передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях; - в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях.
г) Место курса в учебном плане:
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на 2015-2016 учебный год на изучение курса ( внеурочной деятельности) «Безопасность дорожного движения» во 2 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю .
д) Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы: Анализ существующих в стране практик работы в направлении повышения уровня детской безопасности и профилактики детского травматизма выявил такую важную проблему, как недостаточное количество комплексных программ, направленных на формирование у обучающихся навыков личной безопасности. Несмотря на присутствующий в школьной программе учебный курс окружающий мир, современные дети часто не видят для себя важности и актуальности изучения и соблюдения элементарных правил собственной безопасности, не в состоянии на практике оценить степень риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные в школе, знания. Практически отсутствуют программы, обучающие ребенка прогнозировать и предупреждать факт возникновения опасности. Данная программа представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.
е) Формы организации образовательного процесса:
-
индивидуальная
-
коллективная
-
работа в малых группах
ж) Технологии обучения:
-
Технология продуктивного чтения.
-
Технология критического мышления.
-
Технология проектной деятельности.
-
Проблемно - диалогическая технология.
-
Здоровьесберегающие технологии.
з) Виды и формы контроля:
тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа.
II. Содержание курса 1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту. 2. Как предвидеть опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута. 3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара - по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это небходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении? 4. У пешехода есть друзья - дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги. 5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь. 6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения - специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей. 7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».
8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд. 9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса». Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке. 10. Правила поведения в общественном транспорте. Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте. 11. Скейтборд, ролики, самокат - это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде. 12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка нужна велосипедисту? Велосипедист - водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку? 13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде. 14.Итоговый урок.
Планируемые результаты: Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это: - понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется; Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это: - навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности; - знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности; - умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё; - обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;
III. Учебно-тематический план
-
Тема занятия
Количество часов
Практические работы
Виды и причины ДТП.
2
1
Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.
4
2
Движение пешеходов, их права и обязанности
2
Пешеход и его друзья
2
2
Виды транспортных средств и дорожное движение
2
1
Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги
2
1
Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.
4
2
Правила перехода через железнодорожный переезд.
4
1
Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.
2
2
Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте.
2
1
Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.
2
1
Я - велосипедист.
4
3
Термины и Понятия .
2
ИТОГО:
34
17
IV. Литература
Планируемые результаты изучения курса
«Безопасность дорожного движения»:
Учащиеся должны знать:
1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.
-
Элементы дороги и их назначение - проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина.
-
Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)
-
Что такое остановочный путь и его составляющие.
-
Что такое тормозной путь, как он определяется.
-
Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный).
Обозначения переходов.
Правила пользования переходами.
-
Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.
-
Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками.
Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.
-
Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.
-
Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
-
Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.
-
Правила поведения пешеходов на тротуаре.
Правила поведения при движении в группе.
-
Правила пользования общественным транспортом и другими видами транспорта.
-
Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.
-
Правила перехода через железнодорожные пути.
-
Дорожные ситуации - ловушки.
Учащиеся должны уметь:
-
Определять места перехода через проезжую часть.
-
Переходить проезжую часть под наблюдением и в сопровождении взрослого. (это касается в основном дошкольников)!
-
Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.
-
Пользоваться общественным транспортом.
-
Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.
-
Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.
-
Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
-
Определять величину своего шага и скорость своего движения.
-
Определять признаки движения автомобиля.
-
Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.
V. Календарно-тематическое планирование
№/п
Дата
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Практическая часть
Вид контроля
План
Факт
1,2
Виды и причины ДТП.
Анализируют поступки людей, прогнозируют результат
Подготовка выступления
текущий
3,4
5,6
Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.
Характеризуют ситуации, моделируют безопасный маршрут
Проект маршрута
текущий
7,8
Движение пешеходов, их права и обязанности
Работа с текстом, обсуждение фильма.
Составление памятки
текущий
9,
10
Пешеход и его друзья
Работа с текстом, отбор информации, анализ ситуаций, самооценка выступлений
Модель светофора
тематический
11,12
Виды транспортных средств и дорожное движение
Знакомятся с транспортными средствами, заполняют таблицу, готовят сообщение на тему.
Творческое оформление работы, презентация.
текущий
13,14
Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги
Работа с текстом, отбор информации, распределение информации между выступающими в группе.
Подготовка презентации, сообщения
текущий
15
-
18
Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.
Знакомство с видами перекрестков, оформление путевого листа в паре.
Экскурсия, творческое оформление отчета, защита работы.
текущий
19
-
22
Правила перехода через железнодорожный переезд.
Анализ просмотренного фильма, составление алгоритма действий
Оформление листовки, составление вопросов викторины.
текущий
23,24
Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.
Обыгрывание ситуаций, анализ поведения, отработка правил поведения.
Составление памятки.
тематический
25,26
Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте.
Работа с текстом в малых группах, анализ работ
Составление памятки.
текущий
27,28
Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.
Работа с информацией, составление сообщения по теме
Презентация.
тематический
29
-
32
Я - велосипедист.
Изучение транспортного средства, составление правил эксплуатации, мер безопасности.
Езда на велосипеде по разметке, выпуск памятки.
текущий
33
34
Термины и Понятия .
Объясняют основные термины и понятия.
Подготовка кроссворда, синквейна.
итоговый
ИТОГО: 34часа