- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературная игра-викторина по произведениям Н. Носова к 105-летию писателя «Веселые фантазии»
Литературная игра-викторина по произведениям Н. Носова к 105-летию писателя «Веселые фантазии»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жирнова Е.А. |
Дата | 19.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова
к 105- летию писателя
« Веселые фантазии»
Цель:
-
Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.
ЗАДАЧИ:
-
Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;
-
Формировать умение определять отношение автора к героям, находить слова и выражения присущие только данному герою;
-
Совершенствовать навык чтения;
-
Развивать творческие способности детей.
Предварительная подготовка:
На уроках чтения дети читают и изучают произведения Н.Н.Носова:
Рассказ "Огурцы";
Рассказ "Автомобиль";
Рассказ "Телефон";
Рассказ "Затейники".
Рассказ "Мишкина каша".
Рассказ "Живая шляпа".
Рассказ "Бенгальские огни";
Рассказ "Фантазёры".
Рассказ "Бобик в гостях у Барбоса";
Рассказ "Леденец";
Рассказ "Автомобиль";
Рассказ "Заплатка";
Класс заранее разделить на 2 команды. Участники придумывают название своей команде и выбирают командира. (Например, название команд «Затейники» и «Фантазёры»)
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска; презентация «Жизнь и творчество писателя Николая Николаевича Носова»; Выставка книг и рисунков по произведениям писателя; волчок со стрелкой; ребус; таблички с заданиями.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Команды занимают свое место.
2.Создание эмоционального настроя .Вступительное слово ведущего.
Ведущий: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое - вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь вчетверо умней. (Книга.)
- Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.
Книга нам про все расскажет,
Книга нам все ,все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаем.
- Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?
- Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы?(Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.)
-А что общего во всех рассказах Носова? Чем они отличаются от рассказов других авторов?
Дети: В рассказах основными героями являются мальчишки.
Ребята веселые, смешные, задорные.
Ведущий: А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?
Дети: Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение…
Ведущий. У писателя Н.Носова все рассказы и сказки задорные, смешные, но еще и поучительные: они учат честно и с пользой жить на свете.
3. Рассказ о жизни и творчестве Н.Носова
Ведущий: Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису .Учиться Николай стал в гимназии посёлка Ирпень .
Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехали на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в киевской гимназии Стельмашенко.
Конечно, веселым писателем ,юмористом, Н.Носов стал не сразу.
Вот что рассказывал о себе сам Николай Носов: «Сначала я рос очень медленно, потому что не любил есть суп и манную кашу. Моим родителям стоило больших трудов усадить меня за стол и заставить поесть как следует. Вскоре я заметил ,что отстаю в росте от своих сверстников .Это меня встревожило .Теперь ,чтобы поскорей вырасти ,я ел все, что мне давали, без разбора: и колбасу, и суп, и манную кашу, даже пшенную ,и пил молоко. В результате я стал человеком среднего роста. Учился я тоже сначала неважно: мне казалось, что гораздо полезнее бегать на свежем воздухе, играть в разные игры и читать интересные книжки. Потом я понял, для чего дети учатся, засел за учебники и просиживал за ними дни и ночи. В итоге из меня получился человек не глупее других.»
Носов вспоминал:"Чего только я не успевал в детстве! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне .Пел в школьном хоре .Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре.
В жизни Н.Носов сменил много профессий .Прежде чем стать писателем он, работал на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступать на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии "Мосфильм" режиссёром.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды, Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.
Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
Все вы знакомы с рассказами Носова. Давайте сейчас вспомним их.
Ведущий : Все вы знакомы с рассказами Носова. Давайте сейчас вспомним их.
Я предлагаю вам принять участие в литературной игре-викторине, посвященной творчеству Н.Носова .
У нас есть две команды.
Представление команд
Представление жюри.
Давайте вспомним правила работы в группах:
• Веди себя достойно ,не выкрикивай;
• Внимательно слушай задание, старайся работать чётко и быстро ;
• Помни время ограничено, после сигнала обсуждение в группе заканчивается ;
• Учись слушать своих товарищей, уважай мнение других ;
1 задание: "Угадай рассказ, отгадав загадку" .
Ведущий задаёт загадки каждой команде. За правильный ответ - балл.
1) На грядке - длинный и зелёный,
В банке - жёлтый и солёный (огурец, рассказ "Огурцы").
2) Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит (письмо, рассказ "Автомобиль").
3) День-деньской у нас трезвон,
Ох, болтун наш:(телефон, рассказ "Телефон").
4) На малину налетели,
Поклевать её хотели,
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ "Огородники").
5) Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ "На горке").
2 задание: "Из какого рассказа эти диалоги?"
Ведущий. Каждая команда приготовила инсценировку отрывка рассказа. Задача противника разгадать название. Учитываются артистические способности.
3 задание: Конкурс кроссвордистов
Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают жюри.
Задание для гостей: Игра "Путаница"
Незнайка перепутал все названия рассказов Н.Носова. Помогите исправить его ошибки.
"Весёлая каша" ("Весёлая семейка", "Мишкина каша");
"Федина шляпа" ("Федина задача", "Живая шляпа");
"Бенгальские огородники" ("Бенгальские огни", "Огородники");
"Тук-тук-тук фантазёрам" ("Тук-тук-тук", "Фантазёры").
4 задание «Откуда эти строки?»
Литературное дерево; на листочках написаны отрывки из рассказов
«…Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей…» («Мишкина каша»)
«…Котька стал плакать:
- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка!
- Ну как тебе не стыдно! Ведь дедушка отвечает за …. Узнают, что пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?» («Огурцы»)
«Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:
- А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет?»(«Карасик»)
«В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил …. Вдруг пришёл незнакомый гражданин и сел» («Замазка»)
«Мальчик вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Он подпустил её поближе - и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:
- Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?» («Саша»)
«И все согласились. И так и сделали. Когда мамы пришли в детский сад на праздник, вместе с ними пришла и бабушка… И все увидели, что она в красивом праздничном платье, а волосы у неё совсем белые, на лице много морщин, а глаза добрые, ласковые..»(«Бабушка Динь»)
« Он развинтил трубку, вынул из неё какие-то железки и стал отковыривать круглую пластинку, которая была внутри..» («Телефон»)
«На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерить, сколько у нас на участке вскопано и сколько осталось.»(«Огородники»)
5 конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд.
В ящике лежат предметы. Нужно с закрытыми глазами их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники из каждой команды по очереди подходят к ведущему и угадывают предмет:
-
Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);
-
Леденец (рассказ "Леденец");
-
Щенок (рассказ "Дружок");
-
Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");
-
Автомобиль (рассказ "Автомобиль").
6 задание: Конкурс "Таинственное послание"
Участникам предлагается расшифровать таинственные послания - зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений.
1 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30". "А я море мог переплыть"- рассказ "Фантазёры".
2 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10". "Мы с Валей затейники" - рассказ "Затейники".
Ведущий. Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так - для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнёс в журнал « Мурзилка ». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка»…Они печатались в детских журналах«Мурзилка », «Костёр», «Затейник» и газете «Пионерская правда». В1954 году вышел первый сборник рассказов «Тук-тук-тук».
Сегодня, ребята, вы попробуете себя в роли писателей. Для каждой команды предлагается определенный одинаковый набор фраз. С опорой на него нужно придумать небольшой юмористический рассказ-небылицу.
7 задание .Составить рассказ - небылицу.
Жили - были Егорка и Андрейка. И пошли они как- то раз на спор, кто кого переврет. - говорит Егорка. «Да ты выдумываешь»- отвечает Андрейка. «А вот я, как-то раз». - «Ловко придумал»- позавидовал Егорка. Ему хотелось соврать получше Андрейки..
Зачитываются придуманные небылицы, выбирается наиболее удачная.
-Молодцы, ребята!
-Трудно ли быть писателями? (Ответы детей)
Ведущий. Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех - дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь рассказать самому о каком-нибудь забавном случае. В этом вам помогут рассказы Н. Н. Носова. Книги Носова читают, они не залёживаются на полках. Так что, кто ещё не читал про Незнайку, про весёлых друзей Мишку и Костю отправляйтесь в библиотеку и возьмите «Приключения Незнайки» и сборники весёлых рассказов.
Рефлексия.
-Какое задание понравилось вам больше всего?
- С каким настроением уходим с занятия?