Литературная игра-викторина по произведениям Н. Носова к 105-летию писателя «Веселые фантазии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова

к 105- летию писателя

« Веселые фантазии»

Цель:

  • Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;

  • Формировать умение определять отношение автора к героям, находить слова и выражения присущие только данному герою;

  • Совершенствовать навык чтения;

  • Развивать творческие способности детей.

Предварительная подготовка:

На уроках чтения дети читают и изучают произведения Н.Н.Носова:

Рассказ "Огурцы";

Рассказ "Автомобиль";

Рассказ "Телефон";

Рассказ "Затейники".

Рассказ "Мишкина каша".

Рассказ "Живая шляпа".

Рассказ "Бенгальские огни";

Рассказ "Фантазёры".

Рассказ "Бобик в гостях у Барбоса";

Рассказ "Леденец";

Рассказ "Автомобиль";

Рассказ "Заплатка";


Класс заранее разделить на 2 команды. Участники придумывают название своей команде и выбирают командира. (Например, название команд «Затейники» и «Фантазёры»)

Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска; презентация «Жизнь и творчество писателя Николая Николаевича Носова»; Выставка книг и рисунков по произведениям писателя; волчок со стрелкой; ребус; таблички с заданиями.





Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Команды занимают свое место.

2.Создание эмоционального настроя .Вступительное слово ведущего.

Ведущий: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое - вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней -
Будешь вчетверо умней. (Книга.)

- Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все ,все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаем.

- Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?

- Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы?(Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.)

-А что общего во всех рассказах Носова? Чем они отличаются от рассказов других авторов?

Дети: В рассказах основными героями являются мальчишки.

Ребята веселые, смешные, задорные.

Ведущий: А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

Дети: Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение…

Ведущий. У писателя Н.Носова все рассказы и сказки задорные, смешные, но еще и поучительные: они учат честно и с пользой жить на свете.

3. Рассказ о жизни и творчестве Н.Носова

Ведущий: Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису .Учиться Николай стал в гимназии посёлка Ирпень .

Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехали на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в киевской гимназии Стельмашенко.

Конечно, веселым писателем ,юмористом, Н.Носов стал не сразу.

Вот что рассказывал о себе сам Николай Носов: «Сначала я рос очень медленно, потому что не любил есть суп и манную кашу. Моим родителям стоило больших трудов усадить меня за стол и заставить поесть как следует. Вскоре я заметил ,что отстаю в росте от своих сверстников .Это меня встревожило .Теперь ,чтобы поскорей вырасти ,я ел все, что мне давали, без разбора: и колбасу, и суп, и манную кашу, даже пшенную ,и пил молоко. В результате я стал человеком среднего роста. Учился я тоже сначала неважно: мне казалось, что гораздо полезнее бегать на свежем воздухе, играть в разные игры и читать интересные книжки. Потом я понял, для чего дети учатся, засел за учебники и просиживал за ними дни и ночи. В итоге из меня получился человек не глупее других.»

Носов вспоминал:"Чего только я не успевал в детстве! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне .Пел в школьном хоре .Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре.

В жизни Н.Носов сменил много профессий .Прежде чем стать писателем он, работал на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступать на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии "Мосфильм" режиссёром.

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды, Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Все вы знакомы с рассказами Носова. Давайте сейчас вспомним их.

Ведущий : Все вы знакомы с рассказами Носова. Давайте сейчас вспомним их.

Я предлагаю вам принять участие в литературной игре-викторине, посвященной творчеству Н.Носова .

У нас есть две команды.

Представление команд

Представление жюри.

Давайте вспомним правила работы в группах:
• Веди себя достойно ,не выкрикивай;
• Внимательно слушай задание, старайся работать чётко и быстро ;
• Помни время ограничено, после сигнала обсуждение в группе заканчивается ;
• Учись слушать своих товарищей, уважай мнение других ;

1 задание: "Угадай рассказ, отгадав загадку" .

Ведущий задаёт загадки каждой команде. За правильный ответ - балл.

1) На грядке - длинный и зелёный,
В банке - жёлтый и солёный (огурец, рассказ "Огурцы").

2) Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит (письмо, рассказ "Автомобиль").

3) День-деньской у нас трезвон,
Ох, болтун наш:(телефон, рассказ "Телефон").

4) На малину налетели,
Поклевать её хотели,
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ "Огородники").

5) Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ "На горке").

2 задание: "Из какого рассказа эти диалоги?"

Ведущий. Каждая команда приготовила инсценировку отрывка рассказа. Задача противника разгадать название. Учитываются артистические способности.

3 задание: Конкурс кроссвордистов

Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают жюри.

Задание для гостей: Игра "Путаница"

Незнайка перепутал все названия рассказов Н.Носова. Помогите исправить его ошибки.

"Весёлая каша" ("Весёлая семейка", "Мишкина каша");

"Федина шляпа" ("Федина задача", "Живая шляпа");

"Бенгальские огородники" ("Бенгальские огни", "Огородники");

"Тук-тук-тук фантазёрам" ("Тук-тук-тук", "Фантазёры").

4 задание «Откуда эти строки?»

Литературное дерево; на листочках написаны отрывки из рассказов

«…Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей…» («Мишкина каша»)

«…Котька стал плакать:
- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка!
- Ну как тебе не стыдно! Ведь дедушка отвечает за …. Узнают, что пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?» («Огурцы»)

«Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:
- А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет?»(«Карасик»)

«В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил …. Вдруг пришёл незнакомый гражданин и сел» («Замазка»)

«Мальчик вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Он подпустил её поближе - и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:
- Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?» («Саша»)

«И все согласились. И так и сделали. Когда мамы пришли в детский сад на праздник, вместе с ними пришла и бабушка… И все увидели, что она в красивом праздничном платье, а волосы у неё совсем белые, на лице много морщин, а глаза добрые, ласковые..»(«Бабушка Динь»)

« Он развинтил трубку, вынул из неё какие-то железки и стал отковыривать круглую пластинку, которая была внутри..» («Телефон»)

«На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерить, сколько у нас на участке вскопано и сколько осталось.»(«Огородники»)

5 конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд.

В ящике лежат предметы. Нужно с закрытыми глазами их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники из каждой команды по очереди подходят к ведущему и угадывают предмет:

  1. Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);

  2. Леденец (рассказ "Леденец");

  3. Щенок (рассказ "Дружок");

  4. Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");

  5. Автомобиль (рассказ "Автомобиль").

6 задание: Конкурс "Таинственное послание"

Участникам предлагается расшифровать таинственные послания - зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений.

1 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:

"1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30". "А я море мог переплыть"- рассказ "Фантазёры".

2 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:

"14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10". "Мы с Валей затейники" - рассказ "Затейники".

Ведущий. Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так - для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнёс в журнал « Мурзилка ». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка»…Они печатались в детских журналах«Мурзилка », «Костёр», «Затейник» и газете «Пионерская правда». В1954 году вышел первый сборник рассказов «Тук-тук-тук».

Сегодня, ребята, вы попробуете себя в роли писателей. Для каждой команды предлагается определенный одинаковый набор фраз. С опорой на него нужно придумать небольшой юмористический рассказ-небылицу.

7 задание .Составить рассказ - небылицу.

Жили - были Егорка и Андрейка. И пошли они как- то раз на спор, кто кого переврет. - говорит Егорка. «Да ты выдумываешь»- отвечает Андрейка. «А вот я, как-то раз». - «Ловко придумал»- позавидовал Егорка. Ему хотелось соврать получше Андрейки..

Зачитываются придуманные небылицы, выбирается наиболее удачная.

-Молодцы, ребята!

-Трудно ли быть писателями? (Ответы детей)

Ведущий. Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех - дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь рассказать самому о каком-нибудь забавном случае. В этом вам помогут рассказы Н. Н. Носова. Книги Носова читают, они не залёживаются на полках. Так что, кто ещё не читал про Незнайку, про весёлых друзей Мишку и Костю отправляйтесь в библиотеку и возьмите «Приключения Незнайки» и сборники весёлых рассказов.

Рефлексия.

-Какое задание понравилось вам больше всего?

- С каким настроением уходим с занятия?






© 2010-2022