Программа по внеурочной деятельности Реализуем свои фантазии и лепим с удовольствием

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ гимназия №13 г. Томска



Программа по внеурочной деятельности



«Реализуем свои фантазии и лепим с удовольствием.








Автор: Шипулина Т. А.

( учитель начальных классов)

Пояснительная записка Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое. Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, теста получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков теста от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный, не пачкает рук. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор. При правильном замесе - не крошится, не трескается, долго сохраняется, но в то же время - хрупкий при небрежном обращении. Можно вылепить из теста маленькую фигурку, но ее обязательно придется высушить в духовном шкафу или печке, как пирожок, до румяности. А если выполнить рельеф, то он в обжоге не нуждается. На плоской основе выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно кружевом. Достаточно комнатной температуры, чтобы тестяная масса подсохла и постепенно закаменела. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самое разные фигуры. Это "жаворонки" - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, "козули", которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят и рот потешат. Весну примечали масленицей. Неделю блинцами баловались, круглыми, румяными, горячими, как солнышко. Птицы потянулись в наши края, пора опять тесто месить, жаворонков выпекать. В России уважали хлеб. Он всему голова, будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе - лепить хлебные фигуры на забаву себе и детям. Для этой цели замешивалось тесто на воде, муке и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твердыми, как камешки. Цели программы:

  • создание условий для выявления и развития творческих способностей детей;

  • пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Задачи программы:
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развивать кругозор через пространственное восприятие мира;
  • воспитание внимательности, наблюдательности, любознательности;
  • воспитывать трудолюбие и усидчивость;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать уверенность в себе;
  • формировать умение работать группами;
  • формировать привычку к свободному самовыражению:
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений;
изучить правила работы с соленым тестом и технику безопасности при работе со стеками.

Отличительная особенность данной программы: Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения. Продолжительность реализации программы 1 год. Программа рассчитана на учащихся начальных классов, возрастной состав групп 6-10 лет. Форма организации занятий Группа детей по 15 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ темы Кол-во часов Тема занятия 1 3 часа Сувениры и поделки из соленого теста. -Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. -Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. -Поделки из соленого теста. Подарки своими руками.
2 2 часа Рабочее место и инструменты. -Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. -Сушка и раскраска поделок.
3 12 часов Порадуем себя и мам. -Бусы. История среднеазиатских бус. Форма бусин. -Бусы. Оформление работы -Браслеты. История браслета. -Эскиз браслета. -Браслеты. Оформление работы. -Колье «Сердечко». Ожерелье, колье - история. -Колье «Сердечко». Эскиз колье. -Колье «Сердечко». Оформление работы. -Шкатулка «Черепашка». Подарочные шкатулки. -Эскиз шкатулки. -Шкатулка «Черепашка». Оформление работы.
4 9 часов Фантазия на кухне. -Корзинка из соленого теста. Виды корзинок. -Что есть в корзинке? Эскиз корзинки. -Раскрашивание корзинки. -Триумф фруктов. Форма фруктов. -Украсим наши фрукты. -Овощи. Форма овощей. -Раскрашивание овощей. -Корзинка с фруктами -Корзинка с овощами.
5 20 часов Поиграем в зоопарк. -Побываем в зоопарке. Кто там живет? -Повадки животных. Рассматривание животных. -Ежик. -Ежик. Оформление поделки. -Крокодил. -Крокодилы бывают разными (раскрашивание) -Кит. -Оформление поделки. -Божья коровка. -Раскрашивание поделки. -Мышка. -Оформление поделки. -Черепаха. Магнит на холодильник. -Оформление поделки. -Покрытие лаком. -Заведи себе слона (магниты на холодильник) -Оформление магнита. -Покрытие лаком. -Мартовские коты. -Окрашивание поделки.
6 13 часов Интересные идеи для оформления интерьера. -Рамка для фотографий. Использование различных материалов. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. -Раскрашивание рамки. -Покрытие лаком. -Тарелочка с розочками. Различные виды роз. -Слепим розу из теста. -Тарелочка из теста. -Оформление поделки. Склеивание. -Покрытие лаком. -Домовой. Кто такой хранитель дома? -Эскиз поделки. -Слепим домового. -Раскрашивание поделки.
7 10 часов Цветы и ягоды. -Кактус. Осторожно, не уколись! -Раскрашивание поделки. -Цветок. Пазл своими руками. -Раскрашивание поделки. -Сладкий урожай. Ягоды на листике. -Раскрашивание поделки. -Розы в вазе. -Ваза из соленого теста. -Слепим розу. -Оформление поделки.
8 10 часов Веселая рыбалка. -Кто или что в пруду живет? Что можно выловить из пруда? -Рыбки. Форма рыбки. -Раскрашивание. -Улитки. Какие бывают улитки? -Раскрасим наших улиток. -Ракушки и звездочки. -Разные ракушки и звездочки. -Что еще можно поймать в пруду? Различные предметы. -Раскрашивание поделки. -Оформление композиции 9

3 часа



Подставка для карандашей. Кот. - Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. -Оформление поделки. -Покрытие лаком.



10

3 часа



Подставка для карандашей. Ежик. -Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. -Оформление поделки. -Покрытие лаком.



11

4 часа



В гончарной мастерской. -История возникновения гончарной мастерской. Глина. -Форма посуды. -Изготовление посуды для любимой куклы. -Раскрасим нашу посуду.



12
8 часов Талисманы своими руками. -История возникновения талисманов. -Сердечко на память. -Раскрашивание поделки. -Звериные мордашки на ниточке. -Раскрашивание поделки. -Талисман по своему эскизу. -Слепим талисман. -Раскрасим поделку.


Содержание дополнительной образовательной программы 1.Сувениры и поделки из соленого теста.3 часа. Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. Поделки из соленого теста. Подарки своими руками. Что можно сделать? 2.Рабочее место и инструменты.2 часа. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Рассказать о необходимости после работы смазывать руки кремом. Сушка и раскраска поделок. Различные способы. 3.Порадуем себя и мам.12 часов. Бусы. История среднеазиатских бус. Форма бусин. Браслеты. История браслета. Замес теста. Колье «Сердечко». Ожерелье, колье - история. Колье «Сердечко». Эскиз колье. Колье «Сердечко». Оформление работы. Шкатулка «Черепашка». Подарочные шкатулки. 4.Фантазия на кухне.9 часов. Корзинка из соленого теста. Виды корзинок. Что есть в корзинке? Эскиз корзинки. Раскрашивание корзинки. Триумф фруктов. Какие бывают фрукты? Форма фруктов. Украсим наши фрукты. Овощи. Форма овощей. 5.Поиграем в зоопарк.20 часов. Побываем в зоопарке. Кто там живет? Повадки животных. Рассматривание животных. Ежик. Крокодил. Крокодилы бывают разными (раскрашивание) Кит. Оформление поделки. Божья коровка. Раскрашивание поделки. Мышка. Оформление поделки. Черепаха. Магнит на холодильник. Оформление поделки. Покрытие лаком. Заведи себе слона (магниты на холодильник) Оформление магнита. Мартовские коты. 6. Интересные идеи для оформления интерьера.13 часов. Рамка для фотографий. Использование различных материалов. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Раскрашивание рамки. Покрытие лаком. Тарелочка с розочками. Различные виды роз. Слепим розу из теста. Тарелочка из теста. Оформление поделки. Склеивание. Покрытие лаком. Домовой. Кто такой хранитель дома? Эскиз поделки. Слепим домового. Раскрашивание поделки. 7.Цветы и ягоды.10 часов. Кактус. Осторожно, не уколись! Раскрашивание поделки. Цветок. Пазл своими руками. Раскрашивание поделки. Сладкий урожай. Ягоды на листике. Раскрашивание поделки. Розы в вазе. Ваза из соленого теста. Слепим розу. Оформление поделки. 8.Веселая рыбалка.10 часов. Кто или что в пруду живет? Что можно выловить из пруда? Рыбки. Форма рыбки. Раскрашивание. Улитки. Какие бывают улитки? Раскрасим наших улиток. Ракушки и звездочки. Разные ракушки и звездочки. Что еще можно поймать в пруду? Различные предметы. Раскрашивание поделки. Оформление композиции. 9.Подставка для карандашей. Кот.3 часа. Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. Замес теста. Оформление поделки. Покрытие лаком. 10.Подставка для карандашей. Ежик.3 часа. Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. Оформление поделки. Покрытие лаком. 11.В гончарной мастерской.4 часа. История возникновения гончарной мастерской. Глина. Форма посуды. Изготовление посуды для любимой куклы. Раскрасим нашу посуду. 12.Талисманы своими руками.8 часов. История возникновения талисманов. Сердечко на память. Раскрашивание поделки. Звериные мордашки на ниточке. Раскрашивание поделки. Талисман по своему эскизу. Слепим талисман. Раскрасим поделку. Используемые приемы лепки «Разминание» - надавливание руками и пальцами на кусочек теста. «Отщипывание» - отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его. «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. «Сплющивание» - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Ожидаемые результаты программы К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах, изучить технику работы с соленым тестом.


Способы проверки результативности Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • Постоянно действующая выставка;
  • Творческие конкурсы
  • Отчетная выставка
  • Выпуск газет
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей: - предварительного Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе. - текущего В конце каждой темы планируется итоговое - творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное - дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости. - итогового Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии: - уровень воспитанности обучающихся; - микроклимат в детском объединении; - взаимодействие с родителями. Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения: Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты. Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
  • Мотивацию к образовательной деятельности;
  • Отношения в коллективе;
  • Уровень творческой активности;
  • Организаторские способности обучающихся;
  • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

Литература 1. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г. 2. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». «Ярославль, "Академия и Ко» 2000 г. 3. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г. 4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс» 5. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»

6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год



14

© 2010-2022