Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК Школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

  6. Содержание тем учебного курса по окружающему миру в 3 классе

  7. Тематическое планирование по окружающему миру с указанием основных видов учебной деятельности

обучающихся в 3 классе

  1. Планируемые результаты обучения в 3 классе по окружающему миру

  2. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по окружающему миру

  3. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

















Рабочая программа по окружающему миру

3 класс

«Начальная школа 21 века»


Пояснительная записка Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 3-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования,

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  • планируемых результатов начального общего образования,

  • примерной программы начального общего образования по окружающему миру

  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2013)

  • с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.


Общая характеристика учебного предмета


Цели и задачи обучения окружающему миру


Цель программы «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Задачи курса: -образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира; -развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; -воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств. Концепция (основная идея) программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений. Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе. Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Общая характеристика курса


Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации; В комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми; Формы организации занятий: -нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.); -экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.; -практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком; -программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства. В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии: 1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че­ловека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нуж­но знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено
темой «Кто ты такой». 2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой». 3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче­му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы - жители Земли». 4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Ро­дина - Россия». 5. История родной страны: как рождалось и развива­лось наше государство, какие важнейшие события про­изошли в его истории, как развивались экономика, культу­ра, просвещение в нашей стране. Это содержание представ­лено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 3 класса. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов. Из них:

1 класс - 66 часов (33 учебные недели)

2 класс - 68 часов (34 учебные недели)

3 класс - 68 часов (34 учебные недели)

4 класс - 68 часов (34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно - ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально - нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета


Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников. Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.



Содержание тем учебного курса по окружающему миру в 3 классе

Учебно-тематический план


Содержание программного материала

Количество часов по плану

1

Введение

1

2

Земля - наш общий дом

8

3

Царства природы

25

4

Наша Родина: от Руси до России

9

5

Как люди жили в старину

9

6

Как трудились в старину

16


Итого

68


Содержание программы Введение (1ч) Земля - наш общий дом (8 ч) Где ты живешь. Когда ты живешь Историческое время. Счет лет в истории. Солнечная система Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха. Как человек изучает Землю Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (25 ч) Бактерии Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Растения Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет­ковые. Их общая характеристика. Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: од­нолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отрав­лений ими. Животные Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Животные - живые тела (организмы). Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей. Природные сообщества. Цепи питания. Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.Охрана животных. Заповедники.
Наша Родина: от Руси до России (9 ч) Древняя Русь Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Вели­кий Новгород, Москва, Владимир). Первые русский князья. Московская Русь Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва - столица России. Иван IV - первый русский царь. Российская империя Основные исторические события, произошедшие до 1917 года. Петр I Великий.Екатерина II Великая.Последний российский император Николай II. Советская Россия. СССР. Российская Федерация Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.
Как люди жили в старину (9 ч) Из истории имен Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Какими людьми были славяне Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостепри­имство - основные качества славянина. Славянин - работник. Славянин - защитник. Славя­нин - помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне. Какие предметы окружали людей в старину Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сосло­вий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения. Русская трапеза Хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда. Верования языческой Руси Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица - народный праздник. Празд­ник Ивана Купалы. Принятие христианства на Руси Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение.
Как трудились в старину (16 ч) Что создавалось трудом крестьянина Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особен­ности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьян­ские дети. Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепо­стного права. Что создавалось трудом ремесленника Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткац­кое ремесло. Русские оружейники. Что создавалось трудом рабочего Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги. Изобретения, которые появились в Х8Х-ХХ веках Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.





Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Формы контроля

Введение -

1час

Как работать с учебником

Советы авторов учебника.
Условные обозначения

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Ориентируется в понятии «историческое время».

Оформляет ин­формацию в виде таблицы. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет не­большое сообщение о лю­бой планете, используя справочную и научно- познавательную литературу.

Называет, анализирует и классифицирует объекты окру­жающего мира. Реализовывает в про­цессе парной работы правила совместной дея­тельности.

Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, сле­дуя инструкции учителя. Оцени­вает работу по предло­женным учителем крите­риям.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.).

Владеет методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информа­цию при работе с иллю­стративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Опи­сывает натуральные объекты. Выполняет ра­боту с иллюстративным материалом.


Земля - наш общий дом- 8 часов


Где ты живешь. Когда ты живешь

Историческое время.

Солнечная система

Условия жизни на Земле.

Солнце - источник тепла и света.

Вода. Её значение воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздуха.

Как человек изучает Землю

Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира.

Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая).

Масштаб, условные обозначения карты.Карта России.

Как человек исследовал Землю.

ориентироваться в понятии «историческое время»;

различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, вхо­дящие в нее;

характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающие различные их свойства;

называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с постам ленной учебной задачей.

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); -различать географическую и историческую карты;

анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной за­дачей;

объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Контрольная работа №1 по теме «Земля -наш общий дом»

Царства природы -

25 часов


Бактерии

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.

Грибы.

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.

Растения

Распространение и значение растений на Земле. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет­ковые. Их общая характеристика.

Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений: продолжительность жизни, питание, размножение, распространение плодов и семян.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Земледелие. Хлеб - главное богатство России.

Красная книга России. Охрана растений. Разнообразие растений родного края.

Животные

Роль животных в природе. Животные и человек. Животные - живые тела (организмы). Домашние и дикие животные.

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные

Поведение животных, приспособление к среде обитания.

Природные сообщества Цепи питания. Животные родного края.

Охрана животных. Заповедники.

объяснять особенности бактерий;

объяснять отличия грибов от растений;

различать грибы съедобные от ядовитых.

характеризовать значение растений для жизни;

различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

проводить несложные опыты по размножению растений;

приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

характеризовать роль животных в природе;

приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных жи­вотных;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и ус­ловиями обитания животного;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

составлять описательный рассказ о животных разных классов;

составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечис­лять причины исчезновения животных;

ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Контрольная работа №2 по теме «Животное - живой организм»

Наша Родина: от Руси до России -
9 часов


Древняя Русь

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Вели­кий Новгород, Москва, Владимир). Первые русский князья.

Московская Русь

Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва - столица России. Иван IV - первый русский царь.

Российская империя

Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.

Петр I Великий.Екатерина II Великая.Последний российский император Николай II.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.

воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (напри­мер, «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Россия СССР», «Российская Федерация»); рассказывать об основных исторических событиях, про­исходивших в это время;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Ру­си и России.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Ориентируется в понятии «историческое время».

Оформляет ин­формацию в виде таблицы. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет не­большое сообщение о лю­бой планете, используя справочную и научно- познавательную литературу.

Называет, анализирует и классифицирует объекты окру­жающего мира. Реализовывает в про­цессе парной работы правила совместной дея­тельности.

Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, сле­дуя инструкции учителя. Оцени­вает работу по предло­женным учителем крите­риям.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.).

Владеет методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информа­цию при работе с иллю­стративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Опи­сывает натуральные объекты. Выполняет ра­боту с иллюстративным материалом.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение.

Умеет до­водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Контрольная работа №3 по теме «Наша Родина: от Руси до России»

Как люди жили в старину -

9 часов

Из истории имен

Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Какими людьми были славяне

Портрет славянина. Славянин - работник. Славянин - защитник. Славя­нин - помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.

Какие предметы окружали людей в старину

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сосло­вий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.

Русская трапеза

Хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда.

Верования языческой Руси

Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица - народный праздник. Празд­ник Ивана Купалы.

Принятие христианства на Руси

Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение.

составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого со­бытия.

Как трудились в старину -

16 часов

Что создавалось трудом крестьянина

Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особен­ности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьян­ские дети. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепо­стного права.

Что создавалось трудом ремесленника

Ремесла: кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие . Игрушечных дел мастера.

Что создавалось трудом рабочего

Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги.

Изобретения, которые появились в Х8Х-ХХ веках

Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.

ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по ре­зультату труда ремесленника;

приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.

Контрольная работа №4 по темам, изученным в 3 классе.

Итого- 68 часов, том числе:

контрольных работ - 4

регионального содержания (Р.С.) - 7 часов

Практическая часть программы


Форма работы

Содержание

Экскурсии в природные сообщества (с учетом местных условий); на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от за­грязнения; в краеведческий музей; на предприятие (сельскохозяйственное производство); в учреждение быта и культуры.

Опыты Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений.

Практические работы

П/р№1 Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

Региональное содержание

Уроки №9 Работа с картой Архангельской области (Р.С №1)

№11 Грибы. Любимые грибы нашей семьи (Р.С №2)

№18 Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные (Р.С №3)

№ 20 Красная книга России. Красная книга Архангельской области (Р.С №4).

№34 Заповедники (Р.С. №5.)

№51 Во что верили наши предки славяне (Р.С. №6.).

№57 Маленькие мастера. Что создавалось трудом ремесленника (Р.С. №7).




Нумерация уроков

Количество уроков

Региональное содержание

Контрольные работы

1 четверть

1 - 18

18

3

1

2 четверть

19 - 32

14

1

1

3 четверть

33 - 52

20

2

1

4 четверть

53- 68

16

2

1

Итого

68

7

4



Тематическое планирование по окружающему миру с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся в 3 классе


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Формы
и методы контроля

УДД
Деятельность учащихся

Введение -1час

1

Введение. Где ты живешь.

1

Вводный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Читать советы авторов «Как работать с учебни­ком». Вспомнить услов­ные обозначения. Обра­тить внимание на новые условные обозначения.

Земля - наш общий дом- 8 часов

2

Где и когда ты живешь.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпо­ха». Понимает значение римских цифр. Опреде­ляет век по записи рим­скими цифрами. Состав­ляет ленту времени в одном из Интернет- сервисов.

3

Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Перечисляет общие ус­ловия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явле­ния. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Ха­рактеризует главную звезду Солнечной системы.

4

Земля - планета Солнечной системы.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, практический Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины сме­ны дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.

5

Земля - планета жизни. Солнце - источник тепла и света.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, за­полняет «Паспорт Зем­ли». Делает вывод на основе длительных на­блюдений (по проращи­ванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что та­кое «сутки» и «год». При­водит примеры, доказы­вающие возмож­ность/невозможность жизни человека без сол­нечного света.

6

Условия жизни на Земле. Вода - условие жизни на Земле.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. На­блюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от коли­чества воды. Приводит примеры источников во­ды на Земле. Рассказы­вает о водоеме или вод­ном потоке. Самостоя­тельно находит инфор­мацию об охране воды.

7

Условия жизни на Земле. Воздух - условие жизни на Земле.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Понимает, что воздух - это смесь газов. Объяс­няет, что такое «атмо­сфера» и каково ее зна­чение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, до­казывающий, что кисло­род поддерживает горе­ние, а углекислый газ - нет. Анализирует и срав­нивает понятия «чистый воздух», «грязный воз­дух». Подбирает инфор­мацию о том, как защи­тить воздух от загрязне­ния. Объясняет, что та­кое «погода», «прогноз погоды».

8

Изображение Земли.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, практический Понимает методы по­знания мира: наблюде­ния, эксперимент, изу­чение опыта чело­вечества. В связной, логически целесообраз­ной форме речи пере­дает результаты изуче­ния объектов окружаю­щего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит эква­тор, полушария, полю­са, меридианы и парал­лели. Выполняет прак­тическую работу по кар­те. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям, каких профес­сий нужны карты?»

9

Р.С.№1. План и карта. П/р№1 Работа с картой Архангельской области.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроиз­водит несколько услов­ных обозначения плана и карты. Объясняет уст­ройство компаса. Опре­деляет по нескольким признакам правила ори­ентирования в незнако­мой местности.

Царства природы - 25 часов

10

Бактерии.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, практический Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенно­сти жизни бактерий, мес­та их обитания. Объяс­няет значение бактерий в природе и в жизни чело­века.

11

Р.С.№2. Грибы. Любимые грибы нашей семьи.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Понимает, что грибы - это особое царство при­роды. Кратко характери­зует особенности внеш­него вида и строения грибов. Называет отли­чие их от растений. Ком­ментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».

12

Растительный мир Земли. Если бы на Земле не было растений.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, практический Называет места обита­ния растений на планете Земля. Приводит приме­ры отдельных предста­вителей флоры, живущих в разных условиях (водо­ём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «пас­порт» растения по мате­риалам экскурсии.

13

Разнообразие растений на Земле.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Выделяет группы расте­ний, отличающиеся строением, внешним ви­дом, условиями произра­стания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых рас­тений. Классифицирует растения по разным ос­нованиям.

14

Растение - живой организм.

Органы растения и их значение для его жизни.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, практический Составляет короткое со­общение по теме «Как живёт растение». Назы­вает отличия растений от животных. Кратко харак­теризует органы расте­ния, их значение для роста и развития. Назы­вает особенности пита­ния и размножения рас­тений. Объясняет после­довательность развития жизни растения, характе­ризует значение органов растения.

15

Размножение растений.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Сравнивает плоды рас­тений. Приводит приме­ры плодов с заданными характеристиками. При­водит примеры вегета­тивного размножения растения (частями, кор­нями, клубнями, корне­вищем, луковицами), размножения семенами.

16

Какие бывают плоды. Распространение плодов и семян.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Понимает, что распро­странение семян - спо­соб расселения растений на другие территории. Приводит примеры уча­стия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

17

Контрольная работа №1 по теме «Земля -наш общий дом»

1

Контрольный

Тестовая работа Выполняет задания проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

18

Р.С. №3. Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, практический Приводит примеры дико­растущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изго­тавливает книжку- самоделку «Культурные растения».

19

Как возникло земледелие.

Хлеб - всему голова.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Анализирует и комменти­рует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисун­ков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе.

20

Р.С. №4. Красная книга России. Красная книга Архангельской области.

1

Урок - исследование

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оран­жевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит пра­вила охраны раститель­ного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности.

21

Животные - часть природы. Роль животных в природе.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Перечисляет общие ус­ловия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные - живые тела природы». Кратко рас­сказывает о связях жи­вотных друг с другом (звенья одной цепи). Са­мостоятельно подбирает информацию для книжки- самоделки «Роль живот­ных в природе».

22

Разнообразие животных.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Распределяет животных по группам: одноклеточ­ные и многоклеточные, беспозвоночные и позво­ночные животные. Клас­сифицирует животных по принадлежности к клас­су, по величине, форме, внешнему виду и спосо­бам защиты.

23

Животное - живой организм.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Сравнивает животных по их умению ориентиро­ваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу пи­тания (веществами, ко­торые содержатся в рас­тениях или в организмах других животных).

24

Животное - живой организм. Как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания живот­ных. Приводит примеры животных, которые бега­ют, плавают, прыгают, летают, ползают. «Чита­ет» рисунок-схему. Со­ставляет свою схему по аналогии.

25

Животное - живой организм. Размножение животных. Приспособление животных к условиям жизни.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Рассказывает о способах размножения животных. Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организ­мы перестали размно­жаться?»

26

Поведение животных.

1

Комбинирован
ный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Понимает, что всё пове­дение животного подчи­нено инстинктам - врож­дённым формам пове­дения. Кратко рассказы­вает о том, как животные по-разному приспосабли­ваются к условиям жиз­ни: строят гнёзда, впа­дают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведе­ния животных.

27

Беспозвоночные животные.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Делает вывод о том, что беспозвоночные живот­ные не имеют позвоноч­ника. Приводит примеры среды обитания беспо­звоночных животных. Выделяет группу беспо­звоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, ось­миноги, насекомые, пау­кообразные). Понимает, что насекомые - самая большая группа беспоз­воночных животных.

28

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Сравнивает беспозво­ночных и позвоночных животных. Классифици­рует позвоночных живот­ных. Выбирает правиль­ное утверждение, рабо­тая в паре. Характеризу­ет особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

29

Позвоночные животные: птицы и звери.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Сравнивает беспозвоноч­ных и позвоночных живот­ных. Классифицирует по­звоночных животных. Вы­бирает правильное утвер­ждение, работая в паре. Характеризовать особен­ности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

30

Беспозвоночные и позвоночные животные.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Сравнивает беспозвоноч­ных и позвоночных живот­ных. Классифицирует по­звоночных животных. Вы­бирает правильное утвер­ждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, осо­бенности поведения.

31

Контрольная работа №2 по теме «Животное - живой организм»

1

Контрольный

Тестовая работа Выполняет задания проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

32

Природное сообщество. Цепи питания.

1

Урок - исследование

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Характеризует животное как организм. Устанавли­вает зависимость между внешним видом, особен­ностями поведения и ус­ловиями обитания жи­вотного. Приводит при­меры (конструирует) це­пи питания.

33

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

1

Комбинированный урок

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует живот­ных. Составляет кластер по теме «Домашние жи­вотные».

34

Р.С. №5. Заповедники.

1

Урок - путешествие

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Объясняет, что такое «заповедник». Обсужда­ет информацию, отвеча­ет на проблемные вопро­сы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей.

Наша Родина: от Руси до России - 9 часов

35

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Понимает, что о прошлом узнают разными метода­ми: проводят раскопки, изучают берестяные гра­моты, древние предметы быта и др. Кратко харак­теризует потомков восточных славян - рус­ских, украинцев и бело­русов. Пониматет причину расселения племен вос­точных славян по бере­гам рек. Приводит при­меры племен и госу­дарств.

36

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Работает с лентой вре­мени. Рассказывает о возникновении Древне­русского государства. Территория и города. Называет нескольких правителей Древнерусско­го государства.

37

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос

38

Московская Русь. Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Правильно говорит одно из названий нашей стра­ны - Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный - первый рус­ский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.

39

Петр I Великий - император России.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Правильно говорит одно из названий нашей стра­ны - Российская импе­рия. Получает информа­цию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр 1 - император. При­водит примеры деятель­ности Петра 1: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, раз­витие промышленности, образования и др.

40

Екатерина II Великая.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Объясняет, почему ца­рицу Екатерину II назва­ли Великой. Кратко ха­рактеризует деятель­ность царицы на благо России. Сравнивает ха­рактеры русских царей, рассказывает о характе­ре, интересах Екатерины Великой.

41

Император Николай II.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример харак­тера Николая II, особен­ностей его правления. Называет дату сверже­ния последнего русского царя. Создает презента­цию - выставку репро­дукций русских художни­ков XIX века. Раскрыва­ет, какие стороны жизни детей привлекали худож­ников.

42

Советская Россия.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Правильно называет на­шу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства со­временной России. Соз­дает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдель­ных руководителей госу­дарств, деятелей, про­светителей Руси и России.

43

Контрольная работа №3 по теме «Наша Родина: от Руси до России»

1

Контрольный

Тестовая работа Выполняет задания проверочной разноуровневой работы по теме «Наша Родина: от Руси до России»

Как люди жили в старину - 9 часов

44

Из истории имен.

1

Урок изучения нового материала

Текущий Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фа­милии. Подбирает ино­странные имена, похо­жие на русские.

45

Как выглядели наши предки.

1

Урок изучения нового материала

Текущий Описывает особенности внешнего вида славяни­на. Самостоятельно го­товит небольшое сооб­щение по теме «Как вы­глядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «оклади­стая». Сравнивает изо­браженных персонажей с современными людьми.

46

Как в старину трудились наши предки.

1

Урок изучения нового материала

Текущий Приводит примеры труда славян в далёкой древ­ности.

47

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

1

Урок изучения нового материала

Текущий Понимает, что защита Родины - долг славя­нина. Рассказывает о том, что забота о ближ­нем - черта славянского характера. Кратко сооб­щает информацию по теме «Как славяне про­водили свободное вре­мя». Объясняет значение пословиц, поговорок, ус­таревших слов.

48

Какие предметы окружали русских людей.

1

Урок изучения нового материала

Текущий Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зави­симость вида жилища от условий окружающей среды и социального по­ложения жильца. Пере­числяет особенности крестьянской избы. При­водит примеры первых каменных построек.

49

Какие предметы окружали русских людей.

1

Урок изучения нового материала

Текущий Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия дет­ской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изго­товления обуви русских ' людей. Слушает рассказ учителя об одежде по при­казу и исконно русской одежде. Разъясняет зна­чения украшений одежды в разные времена.

50

Русская трапеза.

1

Урок изучения нового материала

Текущий Называть особенности трапезы в городе и в сель­ской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода - крестьян­ская еда». Приводит при­меры русских сказок, в ко­торых говорится о каше. Находит репродукции кар­тин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом - обильная еда.

51

Р.С. №6. Во что верили наши предки славяне.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Понимает, что до появле­ния христианства славяне были язычниками. Назы­вает языческих богов сла­вян. Объясняет значение пословиц. Называет каж­дый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленич­ных играх и забавах. Объ­ясняет значение слова «суеверие».

52

Принятие христианства на Руси.

1

Урок изучения нового материала

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос Объясняет, как происхо­дило принятие хри­стианства на Руси. На­зывает некоторые хри­стианские праздники.

Как трудились в старину -16 часов

53

Что создавалось трудом крестьянина.

1

Урок-игра.

Текущий Рассказывает о возник­новении земледелия на Руси. Называет особен­ности крестьянского тру­да. Объясняет зависи­мость крестьянского тру­да от природных усло­вий, времени года и по­годы. Перечисляет ору­дия сельскохозяйствен­ного труда.

54

Резерв. Труд крепостных крестьян.

1

Комбинированный

Текущий, работа

в тетради Понимает особенности труда мужчины и жен­щины, детей в крестьян­ской семье. Находит от­вет на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестья­нам. Называет дату от­мены крепостного права. Понимает, что такое ре­месло и кого называют ремесленником. Называ­ет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России.

55

Что такое ремесло.

1

Комбинированный

Текущий, работа

в тетради

56

Игрушечных дел мастер.

1

Комбинированный

Текущий Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает иг­рушки по виду, по мате­риалу. Показывает на карте места традицион­ных народных промы­слов. Узнает игрушку.

57

Р.С. №7. Маленькие мастера. Что создавалось трудом ремесленника.

1

Комбинированный

Текущий, работа

в тетради Рассказывает об особен­ностях изготовления иг­рушек русскими умель­цами (Каргопольская игрушка). Составляет кол­лективную презентацию «Мы - мастера».

58

О гончарном ремесле.

1

Комбинированный

Текущий, работа

в тетради Понимает, что гончарное ремесло - одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Гжельские изделия - пример таланта гончаров.

59

О труде ткачей. О веретене, прялке и ткацком станке.

1

Комбинированный

Текущий, работа
в тетради Приводит примеры тка­чества, прядения, шитья в сказках разных наро­дов. Проводит виртуаль­ную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.

60

Русские оружейники.

1

Комбинированный

Текущий, практический Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов - древнем ремесле сла­вян. Перечисляет «ору­жейные» города России.

61

Первые российские мануфактуры.

1

Комбинированный

Текущий Делает вывод об эффек­тивности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом. Объясняет значение слов: «фабрика», «за­вод». Показывает на кар­те места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко расска­зывает о развитии ману­фактур, заводов и фаб­рик в России. Понимает, что условием работы промышленных предпри­ятий является наличие полезных ископаемых.

62

Резерв. Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

1

Комбинированный

Текущий, работа
в тетради

63

Контрольная работа №4 по темам, изученным в 3 классе.

1

Контрольный

Тестовая работа Выполняет задания проверочной разноуровневой работы по темам, изученным в 3 классе.

64

Железные дороги в России.

1

Комбинированный

Текущий, работа
в тетради Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой же­лезной дороги.

65

Первые пароходы и пароходство в России.

1

Комбинированный

Текущий, работа
в тетради Кратко рассказывать об открытиях, которые из­менили жизнь человека. Понимает значение раз­вития пароходства в России. Показывает на карте реки России.

66

Автомобилестроение в России.

1

Экскурсия

Текущий Называет несколько ма­рок автомобилей, выпус­каемых в России. Клас­сифицирует автомобили по назначению перево­зок. Рассказывает о раз­витии автомобилестрое­ния в России.

67

Самолетостроение в России.

1

Комбинированный

Текущий, работа
в тетради Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиа­ции.

68

Резерв. Время космических полетов.

1

Экскурсия.

Текущий Называет «отца россий­ской космонавтики» - К.Э. Циолковского. Назы­вает дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космо­навтов СССР. Готовит рассказ об одном из рос­сийских космонавтов.

Итого- 68 часов, том числе:

контрольных работ - 4 регионального содержания (Р.С.) - 7 часов


Требования к уровню подготовки учащихся в конце 3 класса


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значе­ние органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и ус­ловиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «сто­летие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
  • различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Планируемые результаты освоения курса «окружающий мир»


Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Особенности контроля и оценки учебных достижений по окружающему миру


Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  • Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ - рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
  • Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.; индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей; графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: преобладание при описании объекта его несущественных признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Перечень учебно-методических средств обучения:

  1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Литература основная:

  1. Окружающий мир. 3 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. - сост. О.А. Исакова - Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. - М. Вентана-Граф, 2010 г.
  3. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. - Вентана - Граф, 2012г.

Литература дополнительная:

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. - сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. - сост. Г.В. Раицкая. 3 - е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
  3. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2008


Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, диски с обучающими программами.



© 2010-2022