Методическая разработка урока в 1 классе. Тема урока: Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о. УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о Тема Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о Педагогическая цель - формируем умение выделять звук в слове; - формируем умение учиться находить слова с заданным звуком; - формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука; - закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки; - формируем умение овладевать начертаниями письменных букв. Тип урока Комбинированный (получение новых знаний + закрепление пройденного) Планируемые результаты (предметные) Знают: буквы «г, т, р, п, и», звуки [г, г', п, п', р, р', т, т', и]. Умеют: определять гласные и согласные звуки; ставить ударение; делить на слоги; составлять схему предложения. Познакомятся: с буквами «О, о» и «О,о» Личностные результаты

  1. формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Основное содержание темы, понятие и термины
  1. Буква
  2. Звук
  3. Гласные и согласные звуки
  4. Ударные и безударные звуки
  5. Текс
  6. Большая и маленькая буква, заглавная и строчная буква.
Образовательные ресурсы Доска, мел, рабочие тетради детей, учебник, цветные карандаши, проектор, презентация. Методы
  1. Наглядный
  2. Практический
  3. Частично - поисковый
  4. Словесный
Приемы и формы работы
  1. Фронтальная
  2. Коллективная
  3. Индивидуальная








Ход урока Ι. Актуализация знаний И,Р,Т,Г,П - Прочитайте буквы. - Какие звуки они обозначают? - Напечатайте эти буквы в тетрадях для печатания. - Добрался ветер и до зоопарка. На клетке висела табличка. Т, Г, Р - вот что от неё осталось. Бедное животное расстроилось. Помогите вернуть букву. Напечатайте это слово в тетради. - Ветер украл буквы у болезни. Она обрадовалась: теперь никто её не узнает и не будет с ней бороться. Вот уж она заживёт! Ходит «гри» и радуется. - А вы знаете, что это за болезнь? Напечатайте в тетради слово и запомните, как оно пишется. - Какие буквы и слова у вас получились? Прочитайте.
Фонетическая разминка. На доске буквы: Р, Т, Г, И, П. - Назовите все звонкие согласные звуки ([р] [р'] [г] [г']). - Назовите все мягкие согласные звуки ([р'] [т'] [г'] [п']). - Назовите глухие согласные звуки ([т] [т'] [п] [п']). - Назовите только твёрдые согласные ([р] [т] [г] [п]). - Про какие звуки я не спросила? (Про [и].) - Что можете рассказать про этот звук? - Расскажите, что ещё мы делаем на уроках обучения грамоте? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания Работа в «Букваре» - Откройте «Букварь» на с. 36. - Что вы видите на кубиках? (Ослик, осы, овощи, обувь.) - Что общего в словах? (Начинаются со звука [о].) - Какой это звук: гласный или согласный? Почему? - Найдите на доске букву О, которой обозначается звук [о]. - На что похожа буква? (На круг, колесо, бублик и т.д.)
Работа в прописи

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла - бока помяла

И теперь - овальная.

(Г. Ванюхина)

- Что нового мы сейчас узнали? - Как вы думаете, что нам нужно узнать дальше? (Как пишется буква О.) - Откройте свои прописи на с. 5 и скажите: буква О - это кружок или овал? (Печатная буква похожа на кружок, а письменная - на овал.) - Давайте поучимся писать эту букву. Посмотрите и найдите точку, из которой начнём писать букву. - В какую сторону поведём овал?
- Посмотрите, у нас две буквы: одна большая, другая маленькая, или строчная, так говорят про письменные буквы. - Зачем нужна заглавная, большая буква? - Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Учитель читает стихотворение Е. Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве - большой уважения знак!
- Для каких же слов требуется заглавная буква? - Попробуем написать эту букву сначала по воздуху. - Теперь обведите заглавные буквы на табло. - Назовите слова, которые можно написать с этой буквы. - Обведём строчную букву О, назовём слова, которые можно написать с маленькой (строчной) буквы.
- Посмотрите на нижнюю часть табло. Чем отличается написание двух строчных букв? (Верхнее и нижнее соединение.) - Есть верхнее соединение, чтобы соединить букву О вверху со следующей буквой. Учитель показывает на доске образец большого размера. - Обведите букву О с верхним соединением. - Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске. - Есть соединение нижнее, тогда сама буква будет начинаться снизу. - Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске. Учитель показывает образец на доске. - Обведём по контуру. (Ведём из нижней точки против часовой стрелки - слева направо и выводим соединительный элемент.) Затем дети обводят букву О. Обратите внимание на наклон. ΙΙΙ. Применение нового знания Работа в «Букваре» - Кто запомнил, какие предметы нарисованы на кубиках в букваре? - Проверим. Составим схему каждого слова.
1. Слого-звуковой анализ слов. - Произнесите слово «ослик» так, чтобы услышать гласные. - Сколько гласных звуков в слове и какие? - Отметим их на схеме. - Значит, сколько слогов в этом слове? - Покажите на схеме. - Найдите ударный. Позовите слово. - Поставьте знак ударения. (О-слик.) - Назовите первый звук. - Какой буквой он обозначен? - Напечатаем её на схеме. Проводится работа с другими картинками по тому же алгоритму: а) сколько гласных; б) сколько слогов; в) какой слог ударный; г) назвать первый звук, букву, которой он обозначен; д) отметить все звуки на схеме.
2. Чтение слогов. - Мы ознакомились с новой буквой. Чему нам надо научиться дальше? (Читать слоги.) - Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й столбики про себя, сравните их. - В каком столбике два гласных? - Прочитайте 4-й столбик снизу вверх. - 5-й столбик сверху вниз. - 3-й столбик прочитает 1-й ряд, 2-й столбик - 3-й ряд, 5-й - 2-й ряд. 1
3. - Вверху с. 36 вы видите схемы-«человечки». - Какие буквы они обозначают? - Почему эти буквы взялись за руки? - Что у них общего? (Обе буквы обозначают гласные звуки, которые могут быть ударными и безударными, образовывать слоги.) - Каким цветом их раскрасим?
4. - Но есть у этих букв одно интересное отличие - догадайтесь, какое. Для этого прочитайте слоги. На доске: ро, ри, го, ги. - Что заметили? Если дети испытывают затруднение: - Какой согласный звук перед О? (Твёрдый.) - Какой согласный перед буквой И? (Мягкий.) - Отметим цветными точками, что заметили. - Буква О указывает на твёрдость, буква И - на мягкость согласного. - Что нового мы сейчас для себя открыли? Работа в «Букваре» (с. 36). - Чему мы сейчас учились? (Читать слоги с буквой О.) - Чему теперь сможем научиться? (Читать слова.)
Чтение слов - по строчкам и по столбикам, в обратном порядке, в разброс.
- Прочитайте слова, которые обозначают «съедобные» предметы. - Что необходимо дровосеку? Прочитайте это слово. - Прочитайте последнее слово в 3-м столбике. - А теперь его прочитайте справа налево. Что получилось? - Теперь сами найдите похожее слово. (Топот.)
Физкультминутка
Работа в прописи - Давайте посмотрим, какие герои ждут нас в прописи. 1. Беседа по рисунку (с. 4). - Какое время года на картинке? - Как догадались? - Где собрались снеговики? - Как отнеслись снеговики к лыжной прогулке? (Первый снеговик поднимается на горку с радостью; второй - с нежеланием, а третий что-то задумал.) - Почему вы так решили? - Сколько кругов? Подсчитайте. - Обведите по контуру круги. Так же проводится работа с другими элементами.
2. Письмо буквы О, о. - Найдите строчки под табло. Какие буквы написаны? - Напишем все наклонные линии. - Напишем все буквы о или О, соответствующие словам. Что будет подсказкой при письме букв? (Стрелки на табло.)
Учитель показывает буквы с ошибками, после этого стирает неверные написания.
Пальчиковая гимнастика
Работа с текстом. Сказка А. Шибаева «Всегда вместе». - Посмотрите на с. 37. - Что это перед нами? Как это назвать одним словом? (текст.) Что такое текст? - Кто нам поможет прочитать имя автора? - Как назвал своё произведение Александр Шибаев? - Что видите на иллюстрации? (Цветные буквы с ручками, ножками и текст.) - А что делают эти буквы? (бегут навстречу друг другу) - Посмотрите, наш художник нарисовал буквы, бегущие навстречу друг другу! - Что это за буквы? (гласные и согласные). - А как вы думаете что было до этого? Догадались? (Жили, наверное, в разных домах или их кто-то разлучил.) - Какое настроение у букв, как вы думаете? (Вы видите, как художник нарисовал радость, поднятые ладошки, все бегут, а не идут навстречу друг другу.) -Как вы думаете, о чём этот текст, смотря на иллюстрацию? (Историю или сказку про буквы.)
Работа с текстом после чтения учителя. - Что произошло с буквами? (Не поладили.) - А как вы понимаете - не поладили? (Поссорились.) - С какими буквами это произошло, какие буквы не поладили? (Гласные и согласные.) - В какие «разные» стороны разошлись? (В одну - гласные, в другую - согласные.) - Что же произошло дальше, вы поняли? (Согласные стоят в кучке, хотят поговорить и не могут.) - А что же они делали? Кто внимательно слушал, как об этом пишет автор? (Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»)
- Что потом сделали согласные буквы? (позвали кошку) -Зачем? - Смотрите, даже автор сам не понял! Какое слово нам подсказывает, что автор не понял? (Зачем-то.) - Что же происходит дальше? (Стало скучно., послышалась что кто то где то рыдает) - Все это происходило с какими буквами? (С согласными.) - Кто же рыдал? (Гласные.) Они просто рыдали? (Кричали, плакали, аукались.) Найдите в тексте подтверждение, что гласные вели себя, как малые дети. (Уа! Уа!) А когда аукаются? (Когда в лесу заблудились.) - И что же согласные сделали в ответ? (крикнули) - Почему у них получилось невнятное бормотание? (Согласные бывают звонкими, глухими.) Почему же согласные решили им крикнуть? (Они хотели помириться, обрадовались, что увидели гласные.) - Как отнеслись к непонятному бормотанию согласных гласные? (Они радостно закричали что-то тоже непонятное.) - И что в итоге сделали буквы? (заключили мир и сказали БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ) - Видите, ребята, сколько трудностей испытали буквы, чтобы прийти к этому решению! - Какими словами закончит Александр Шибаев свою историю? (Больше буквы никогда не ссорились.)
- Что главное хотел сказать автор этим текстом? - Но главное в истории с буквами автор видит вот в чём: им никогда нельзя разлучаться. Если буквы и их звуки будут жить порознь, то исчезнут слоги, нельзя будет составить слова и предложения, написать рассказ. Буквы и их звуки должны жить вместе в алфавите! - А скажите, это могло случиться на самом деле? - Что напоминает эта история? (Сказку.) - Почему? (Потому что буквы плакали, смеялись, скучали - автор представлял их людьми, дал характер.) - Вспомните фрагмент (эпизод) текста, к которому относится эта иллюстрация. Найдите эти слова. (Очень трудно, мы можем только предположить, где это произошло, примерно между 5-м и 6-м абзацами. Это место сам автор не описал, он схитрил, дал нам с вами возможность самим догадаться, где это могло произойти. Мог написать так: «И буквы, счастливые и радостные, бросились навстречу друг другу».) Чтение читающих учеников. ΙV. Домашнее задание (по желанию Ребята, которые умеют читать, подготовят выразительное чтение (по желанию). V. Итог - Посмотрите на схемы-«человечки» внизу с. 36. Чего у них не хватает? Дорисуйте. - Объясните, почему вы дорисовали этот предмет? - Что нового было сегодня на уроке? (Новая буква, работа с текстом.) - Какую работу мы выполняли? (Дети вспоминают различные этапы урока.) - Кто с ней справлялся легко? - Кому ПОКА было трудновато? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы ОЦЕНИЛИ бы свою работу? Почему?





10

© 2010-2022