Урок по русскому языку по теме Однородные члены предложения (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку ( 3класс), проведённый учителем начальных классов Похиленко М.Н.

Тема. Однородные члены предложения.

Цель: формировать представление об однородных членах предложения, их признаках.

Планируемые результаты.

Предметные.

Учащиеся :

-научатся выделять однородные члены предложения;

-получат возможность научиться использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

-получат возможность различать однородные члены предложения -дополнение, определение;

Личностные:

- у учащихся будет формироваться интерес к познанию русского языка;

-получат возможность для формирования адекватной самооценки своей деятельности на уроке;

Регулятивные :

-научатся контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

- получат возможность научиться анализировать ,сравнивать, делать выводы, строить суждения;

Познавательные:

- научатся пользоваться таблицами, опорными схемами;

-анализировать изучаемые объекты с выделением их существенных признаков.

Коммуникативные:

-получат возможность вступать в учебный диалог с товарищами по классу, учителем;

-научатся учитывать другое мнение и позицию своих товарищей;

- научаться договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, паре)

Оборудование : магнитная доска, проектор, экран.

Литература: Полякова А.В. Русский язык: Учебник .3 класс/ Москва: « Просвещение», 2013

Ход урока.

1.Организация класса на урок. Создание эмоционального настроя на урок.

-За окном- весна! Вам нравится это время года? Почему?

(учитель выслушивает ответы учащихся)

-Весна- прекрасное время года.

( звучит аудиозапись стихотворения Е.Баратынского « Весна»)

2. Актуализация знаний.

-На доске записаны предложения. Нужно к ним найти соответствующую схему предложения.

Растопила весна снежные сугробы. Подлеж. + сказуем. + определ. + дополнен.

Апрельские ручьи землю будят. Сказуем.+ подлеж. + определ. +дополнен.

Лес ждёт тёплых дней. Определ.+ подлеж. +дополнен.+ сказуем.

( Учащиеся по одному выходят к доске и проводят стрелочку от предложения к соответствующей схеме, доказывая свой выбор. Каждый ответ оценивается учителем)

-Что вы можете рассказать об этих предложениях?

(Эти предложения состоят из четырёх слов, повествовательные, невосклицательные, распространённые)

3. Открытие новых знаний. Работа в группе.

3.1 Создание проблемной ситуации. Конструирование предложения.

-У вас на партах лежит карточка с предложениями. Подумайте и обсудите в группе , как можно из данных предложений составить одно? Запишите предложение в тетрадь.

( учащиеся обсуждают в группе из 5-6-х человек, а потом самостоятельно записывают предложение к себе в тетрадь)

Карточка №1.

1.Прочитайте.

Реки освободились ото льда. Озёра освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.

2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его в тетрадь.

Карточка №2.

1.Прочитайте.

С пригорка зажурчал ручей. С пригорка забулькал ручей. С пригорка зазвенел ручей.

2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его в тетрадь.

Карточка №3

1.Прочитайте.

Прилетают стаи скворцов. Прилетают стаи грачей. Прилетают стаи жаворонков.

2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его в тетрадь.

Карточка №4

1.Прочитайте.

Лес зашумел под тёплым ветром. Лес зашумел под сильным ветром. Лес зашумел под ласковым ветром.

2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его в тетрадь.

3.2. Проверка работы учащихся в группе.

- Прочитайте свои предложения .

( один человек от группы читает предложение, учитель по ходу чтения открывает его на доске)

  1. Реки, озёра, пруды освободились ото льда.

  2. С пригорка зажурчал, забулькал, зазвенел ручей.

  3. Прилетают стаи скворцов, грачей, жаворонков.

  4. Лес зашумел под тёплым, сильным , ласковым ветром.

- Проверьте предложения. Исправьте зелёным карандашом ошибки, если они есть.

-Поднимите руки те, у кого были ошибки?

( выясняется ,что некоторые учащиеся не поставили запятые в предложении)

- Как вы думаете, почему возникла данная ошибка?

( мы не всё ещё знаем о предложении, не знаем, почему тут надо ставить запятые, не встречались такие предложения на уроке)

3.3. Исследование предложений.

-Сравните предложения .В чём их особенность?

( в этих предложениях перечисляются слова, слова разделены запятыми, соединены интонацией)

- Как вы думаете ,какая будет сегодня цель нашего урока?

-узнать , как называются эти группы слов

- научиться выделять эти группы слов в предложении

( учитель по ходу вывешивает опорные записи с целями урока)

- Ребята, хотите быть исследователями?

-Каждая группа будет исследовать своё предложение по плану.

План исследования.

1.Какие слова перечисляются в предложении?

2.На какой вопрос они отвечают?

3.Каким членом предложения они являются?

4. К какому слову они все относятся?

( В группах идёт устное обсуждение . Учащиеся распределяют ответы на вопросы. Каждая группа выходит и рассказывает о предложении по плану. Учитель фиксирует ответы учащихся опорными схемами.)

что? каким?

реки тёплым

озёра освободились ветром сильным

пруды ласковым

что сделал? кого?

зажурчал скворцов

ручей забулькал стаи грачей

зазвенел жаворонков

- Ребята, вы сами путём исследования рассказали о новых группах слов.

- Такие группы слов называются однородными членами предложения.

( на доске появляется запись: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

- Кто попробует назвать все признаки однородных членов предложения?

(Учащиеся называют признаки. Каждая новая мысль фиксируется учителем и добавляется в опорную схему)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)отвечают на один и тот же вопрос

2)относятся к одному и тому же слову

3)являются одним членом предложения

- Ребята , а кто догадался почему эти группы слов назвали однородными членами предложения?

( учащиеся высказывают предположения, учитель проецирует на экране значение слова однородный из толкового словаря Ожегова)

Однородный- относящийся к тому же роду, разряду , одинаковый

- Почему же так назвали эти группы слов?

( они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения)

- Давайте прочитаем определение однородных членов предложения , которое даётся в учебнике. Откройте учебник на с. 90.

-Сравните наше определение с определением в учебнике. Мы правильно определили, что такое однородные члены предложения?

- Ребята , а кто догадался , как называется предложение, в котором встречаются такие группы слов?

( учащиеся высказывают своё мнение)

- Правильно Это предложения с однородными членами предложения.

4.Физкультминутка

5.Первичное закрепление . Работа по учебнику

- Как вы думаете чему будем дальше учиться ?

( будем учиться выделять однородные члены предложения в предложении)

-Откройте учебник на с.91 упр 197.

- Прочитайте текст.

-Будем учиться выделять в предложении однородные члены предложения. Вы продолжите работу в группе)

( в тексте дано 4 предложения, каждая группа работает со своим предложением; учащиеся в группе читают предложение , находят в нём однородные члены предложения , доказывают правильность своего выбора; каждый учащийся записывает данное предложение в тетрадь и подчёркивает в нём однородные члены предложения)

6.Самостоятельная работа

( учащиеся работают в паре)

-Каждый из вас получает карточку с заданием. Вы выполняете карточку и , закончив, меняетесь карточкой с товарищем. Проверять правильность выполнения вы будете по контрольной карточке. Если есть ошибки, исправляйте их зелёным карандашом.

Карточка 1

1.Спиши предложение без лишних слов.

В лесу цвёл орешник, цвела ива, цвела осина.

2. Найди однородные члены предложения. Укажи , каким членом предложения они являются.

Карточка 2

1.Спиши предложение без лишних слов.

Ветер загудел, ветер затрещал, ветер сорвал крыши с домов.

2. Найди однородные члены предложения. Укажи , каким членом предложения они являются.

Контрольная карточка.

Карточка1

1.В лесу цвели орешник, ива, осина.

Карточка 2.

2.Ветер загудел, затрещал, сорвал крыши с домов.

7.Контроль и оценка правильности выполнения задания

-Поднимите руку , кто правильно выполнил задание? Молодцы.

-Поставьте на полях улыбающийся смайлик.

8.Рефлексия работы на уроке

-Представьте, что вы стоите у горы знаний. Нарисуйте её на полях. Если вам, ещё трудно различать однородные члены предложения , поставьте крестик у подножия горы.

-Кто научился определять однородные члены предложения, но иногда сомневается и нуждается в поддержке товарищей и учителя ,поставьте крестик на склоне горы.

-Те ребята, которые легко различают однородные члены предложения, ставят крестик на вершине горы

9.Итог урока

- Какие цели ставили на уроке?

( учащиеся проговаривают ещё раз цели по опорным таблицам)

- Как вы считаете , мы справились с поставленными целями на уроке?

- Кто может ещё раз дать полное определение однородным членам предложения?

- Какое задание вам было интереснее всего выполнять ?

( учащиеся высказывают свои мнения)

-



© 2010-2022