Исследовательская работа Мир животных глазами детей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования № 14»

п.Романцевский, Богородицкий район, Тульской области.









Учебно - исследовательский проект

«Жизнь животных глазами детей»



Работу выполнили:

учащиеся 1-4 классов

МОУ «ЦО №14»

п.Романцевский

Руководитель:

Чикасова Татьяна Андреевна

учитель начальных классов









2015 г.





Цели:

Узнать о зарождении жизни на Земле.

Расширить и обобщить знания учащихся о домашних животных.

Задачи:

  1. Показать разнообразие диких и домашних животных.

  2. Формировать понятия «дикие» и «домашние» животные.

3.Развивать и формировать общеучебные умения и навыки: воображение, эмоции, мышление, творчество, умение анализировать, сравнивать, способность делать выводы.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Предмет и объект исследования: животные.

Методы и приемы, используемые в работе: сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, социальный опрос, наблюдение, беседа, работа с компьютером.

Гипотеза: Предположим, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.

Актуальность: воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, милосердными, отзывчивыми. По словам Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Исследовательская работа Мир животных глазами детей

Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными. Мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребёнка.

Тип исследования: творческий, долгосрочный.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

научатся:

  1. называть внешние отличительные признаки животных;

  2. приводить примеры домашних и диких животных;

  3. раскрывать особенности жизни животных;

  4. рассказывать какую пользу приносят домашние животные человеку.

  • Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные:

  • выражать свои мысли, соответствующие возрасту, полнотой и точностью;

  • учитывать мнения одноклассников в совместной работе.

Личностные:

  • соблюдают основные моральные нормы поведения;

  • имеют представление о причинах успехов в проделанной работе;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

  • Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеофильмы «Динозавры» и «Амурский тигр», аудиозаписи «Динозаврики» и «Раненная птица» Сергей Парамонов, рисунки и поделки домашних животных, сборник литературных произведений о животных, картины и скульптуры животных, клей, ватман для работы в группах.

План исследовательской работы:

  1. Экскурс в историю:

  • Зарождение жизни на Земле;

  • Животные - потомки динозавров;

  • Изучение литературы и интернет источников о динозаврах.

  1. Дикие и домашние животные:

  • Анкетирование;

  • Различие и сходство;

  • Охрана животных (экскурсия, беседа, просмотр видео фильмов).

  • Животные родного края, условия обитания;

  1. Образ животного в творчестве анималистов:

  • Животные в устном народном творчестве;

  • Произведения поэтов и писателей (чтение стихотворений, инсценировка художественных произведений);

  • Художники - анималисты (картины и скульптуры животных).

  1. Участие в акции «Берегите птиц»:

  • Изготовление поделок птиц из бумаги и картона;

  • Украшение классной комнаты и территории школы бумажными птицами;

  • Бумажная птица в подарок прохожему.

  1. Выставка поделок и рисунков « Животные вокруг нас».

  2. Проекты детей о своих домашних животных.

  3. Заключение.



Ход работы:

«Знание только тогда знание, когда

оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой

1 этап: Экскурс в историю

  • Зарождение жизни на Земле.

Слово « динозавр» - происходит от греческого сочетания «ужасный ящер» . Слайд 3 . Само это слово действует на нас завораживающе. Английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн разделил их на три группы: наземные или сухопутные, плавающие, летающие. Слайд 4, 5. Среди этих групп можно выделить хищников и растительноядных динозавров. Слайд 6,7. Около 65 миллионов лет назад, большинство этих рептилий, в том числе все динозавры, исчезают. А на их смену приходят млекопитающие. В науке о динозаврах еще многое не исследовано до конца, и, тем не менее, она вносит огромный вклад в дело изучения эволюции жизни на Земле. Наука о динозаврах помогает правильнее понять, как менялась планета в течение геологических эпох, как населявшие ее животные взаимодействовали с окружающей средой, и, наконец, почему с течением времени они вымерли. Мы предполагаем, что на Земле ещё остались предки динозавров . В работе рассмотрено несколько теорий вымирания динозавров. (Просмотр видеофильма «Динозавры»)

  • Животные - потомки динозавров.

Проводя исследовательскую работу, гипотеза о существовании родственников динозавров в наше время подтвердилась. Изучая по книгам строение животных, мы доказали ,что птицы - это правнуки динозавров. Слайд 8,9. Крокодилы также являются родственниками динозавров. Они развивались параллельно с динозаврами и являются их двоюродными братьями. Слайд 10.

  • Изучение литературы и интернет источников о динозаврах.

О динозаврах существует большое количество книг и энциклопедий, журналов, мультфильмов, художественных фильмов, красочных иллюстраций и открыток, выставок и музеев, которые приближают к нам этих животных. Однако никто не может сказать с полной уверенностью, какова на самом деле была их окраска или чем они питались, ведь человек никогда не видел динозавров воочию. Слайд 11. Приведены результаты опроса, указывающие на что, большинство, знают кто такие динозавры. 5 человек узнают интересные факты из различных любознательных передач, 5 человек читают книги, 5 человек посещали музеи, 5 человек находят информацию через Интернет-ресурс. Слайд 12. Большинство, а именно 10 человек, считают более достоверной гипотезу столкновение метеорита с землёй, 5 человек - глобальное похолодание климата, 3 человека - извержение вулканов, 2 человека - истребление яиц. По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы: именно глобальные изменения на нашей планете, произошедшие в конце мелового периода мезозойской эры, послужили причиной вымирания таких уникальнейших существ, как динозавры. Движение материков, похолодание климата, изменения в составе растительного мира, метеорит, извержения вулканов - все это сыграло решающую роль в судьбе динозавров. Слайд 13. 2 этап: Дикие и домашние животные. Приступая к работе над 2 этапом исследовательской работы, мы в ноябре 2014 года провели анкетирование среди обучающихся 1 - 4 классов нашей школы и их родителей. Была предложена анкета, в которой отвечающие отмечали наличие животных в доме и кому из домашних животные отдают предпочтение.

Анкета:

  • 1. Есть ли необходимость заводить домашних животных в вашей семье?
    2. Есть ли у вас домашние животные?
    3. Если есть, то какие?

  • 4. Знаете ли вы породы своих животных?
    5. К кому из членов семьи ваши питомцы испытывают наибольшую симпатию?

Было проанкетировано 18 семей нашего класса.

На основе этого были сделаны следующие выводы:

- к заведению домашних животных в семье большинство учащихся и

родителей класса относятся положительно;

- 10 семей имеют нескольких животных;

- почти все не знают пород своих животных;

- опрошенные отдали предпочтение собакам и кошкам;

- большинство опрошенных отметили, что домашние животные испытывают наибольшую симпатию к детям.

Информация анкеты представлена в таблице.

Кошки

35

Собаки

11

Лошади

1

Козы

8

Коровы

3

Попугаи

4

кролики

7

Морские свинки

1

Крысы белые

1

поросята

6



  • Различие и сходство.

Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись животных, медведей, лис, волков… Древние люди часто голодали, очень редко они находили себе пищу. Однажды, один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Шло время, человек стал приручать и других диких животных, диких коров и быков, овец, коз. Люди ухаживали за ними, кормили, защищали от других животным. И со временем они стали уже не дикими, а домашними. Люди пили молоко домашних животных, получали мясо и шкуры. Теперь человек не может прожить без своих домашних друзей и помощников.

Животные делятся на две группы: дикие и домашние. Слайд 14.

Зайца, лису, белку, ежа, называю дикими животными, потому что они самостоятельно живут в природе: добывают себе пищу, строят жилище, ухаживают за своими детенышами. Слайд 15. А домашних животных кормят люди. Человек строит им жилье, заботится о них. Слайд 16. Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без своих домашних друзей и помощников. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Домашние животные отличаются от диких по многим признакам. Прежде всего, они живут не в лесах и степях, а в коровниках, хлевах и конюшнях и даже в домах, рядом с человеком. Он кормит животных и ухаживает за ними, строит им жилища, заботится о потомстве, лечит. Слайд 17.

  • Охрана животных

Каким же животным живётся труднее: диким или домашним?

Конечно диким, потому что о домашних заботится человек, а диким приходиться всё делать самим. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём, более половины из них - за последние 50 лет. Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Вот некоторые виды животных, занесённых в Красную книгу России и Тульской области. Слайд 18.
Красная книга - это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Слайд 19. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красная книга - документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные страницы листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Просмотр видеоролика « Амурский тигр».



  • Животные родного края, условия обитания.

В начале XX века бобров Слайд 20оставалось около 900 особей, а в Европе они были почти полностью истреблены. Охота на них была запрещена. Сейчас их численность превышает 100 000 в России. В Тульской области бобры есть во всех районах области, и в том числе в Богородицком районе.
Была спасена куница Слайд 21 , соболь. Слайд 22 . В тайге почти не оставалось соболей из-за неумеренной, жестокой охоты, соболь был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. В Московском зоопарке удалось получить приплод от них.. Когда в зоопарке или в заповеднике животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов.
Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять животным большой вред. Если бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения - весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду. Особенно в зимнее время необходимо подкармливать диких животных. Эту работу выполняют работники охотхозяйства - егеря, и просто неравнодушные люди. Слайд 23.

А если домашние животные попадут в лес, смогут они жить в лесу?

Они не умеют заботиться о себе, не приспособлены жить по-другому, потому что их приручил человек, поэтому мы в ответе за тех, кого приручили. Мы с вами должны заботиться, любить и оберегать наших питомцев.

3 этап: Образ животного в творчестве анималистов.

Кто такой анималист?
Анималист - человек, изображающий в своем творчестве животных (картине, скульптуре, художественном произведении).

  • Животные в устном народном творчестве.

Загадки о животных: Слайд 24

-На гору бегом
С горы кувырком. (заяц)

- Он как ёлка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей.
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный… (ёж)

-Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её… (лиса)

- Серовато, зубовато -
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)


Пословицы и поговорки Слайд 25

  • Произведения поэтов и писателей

Художественное чтение стихотворений:

Инсценировка художественных произведений:

«Багаж» С.Я.Маршак

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
- Товарищи!
Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!





Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

Действующие яйца:

Коза, 7 козлят, 2 автора, Волк

На «полянке» стоит домик, растут цветы.

1-Й АВТОР:

В одном большом-большом лесу,

На солнечной опушке,

Жила красавица Коза

(Появляется Коза.)

С козлятами в избушке.

(Выскакивают козлята.)

2-Й АВТОР:

Козляток было ровно семь -

Не много и не мало,

Любили пошалить они,

Их мама баловала.

1-Й АВТОР:

Любили в чехарду играть

Веселые козлятки,

Смеяться, бегать, и скакать,

И прыгать без оглядки.

(Козлята играют в чехарду, бегают.)

2-Й АВТОР:

А в чаще леса Волк живет.

Он каждый день в мечтах,

Как на козлят он нападет

И быстро съест в кустах.

(Из-за кустов выглядывает Волк, облизывается.)

1-Й АВТОР:

Но знает точно серый Волк -

Мечтам его не сбыться,

Пока козляточки с Козой,

Ему не поживиться.

(Танец Козы, Волка и козлят под музыку Штрауса «Светлая кровь». В танце Волк пытается поймать козлят, но Коза прогоняет его.)

2-Й АВТОР:

Вот Коза в огород собирается,

А сердечко болит, душа мается...

(Коза поет песню из кинофильма «Мама».)

1-Й АВТОР:

Козлята запирают дверь

И машут ручкой маме...

2-Й АВТОР:

На эту сцену Волк глядит

Голодными глазами.

1-Й АВТОР:

Козлята весело играть

Решили по привычке!

Детишки будут маму ждать,

Ведут себя отлично!

(Слышны крики, визг, дом ходит ходуном.)

2-Й АВТОР:

Волк к домику подходит,

Тихонечко стучит

И песенку заводит,

А сам чуть не рычит!

(Волк поет песню из кинофильма «Мама».)

КОЗЛЯТА:

Твой голос на мамин совсем не похож,

Ты голосом гадким фальшиво поешь!

1-Й АВТОР:

Тогда сердитый Волк бежит

К учительнице пенья -

Он хочет голос изменить,

Без всякого сомненья!

(Волк прибегает к учителю пения.)

ВОЛК:

А ну, училка, научи

Меня петь тонко-тонко.

Хочу я ночью на пуну

Выть ласково и звонко!

УЧИТЕЛЬ ПЕНИЯ:

Ну что ж, садитесь, ученик,

Сейчас разучим ноты.

Пропеть должны вы чисто их,

Отбросив все заботы!

(Поют гаммы. У Волка не получается.)

УЧИТЕЛЬ ПЕНИЯ:

Нет-нет, старайтесь, ученик!

Чтоб научиться пению,

Характер нужно проявить

И максимум терпения!

(Снова поют. У Волка получается.)

1-Й АВТОР:

И снова Волк у дома,

У двери он встает

И голосом знакомым

Козляточкам поет.

(Волк открывает рот, за сценой поет Коза.)

ВОЛК:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мама пришла.

Молочка принесла.

1-Й АВТОР:

Козлятки услыхали,

Козлятки дверь открыли

И тут же к зтому Волку

В лапы угодили.

(Волк заходит в дом, раздается визг. Волк появляется с мешком.)

ВОЛК:

Сейчас я сделаю шашлык

И нежные котлетки -

Вкусней козляток в мире нет!

Мне не нужны конфетки!

2-Й АВТОР:

Пришел Волк в хижину свою

И развязал мешок...

1-Й АВТОР:

О, бедный, бедный серый Волк -

Он был повергнут в шок!

1-Й КОЗЛЕНОК:

Ой, мама, мама, где же мы?

2-Й КОЗЛЕНОК: Ура, свобода, братцы!

3-Й КОЗЛЕНОК: Я пить хочу!

4-Й КОЗЛЕНОК: А я играть!

5-Й КОЗЛЕНОК: Давайте все бодаться!

2-Й АВТОР:

Козлята бегают, визжат,

Кричат и веселятся.

Мальчишки Волка теребят,

А девочки кружатся.

6-Й КОЗЛЕНОК:

Давайте в пряточки играть!

7-Й КОЗЛЕНОК:

Нет-нет, ведь лучше в салки!

2-Й КОЗЛЕНОК:

Как Волку хвост бы оторвать?

1-Й КОЗЛЕНОК: А где моя скакалка?

(Козлята быстро бегают вокруг Волка, дергают его.)

1-Й АВТОР:

У Волка кругом голова

И аппетит пропал.

1-Й КОЗЛЕНОК: Скакалка!

3-Й КОЗЛЕНОК: Прятки!

4-Й КОЗЛЕНОК: Чехарда! (Волк теряет сознание.)

5-Й КОЗЛЕНОК: Ой, мама, он упал!

1-ЫЙ АВТОР:

Козлята принесли воды,

Побрызгали на Волка...

6-Й КОЗЛЕНОК:

Эй, Серый, ты чего упал?

Мы поиграли только...

2-Й АВТОР:

От этой дикой суеты

У Волка разум помутился,

И, только лишь открыв глаза,

Он пред козлятами взмолился.

ВОЛК (стоя на коленях):

Козлята, больше никогда

Не буду я вас обижать,

А вашу мамочку Козу

Я буду только уважать!

Капусту стану есть, траву

И маме вашей помогу!

Хорошим, добрым буду,

Вкус мяса позабуду.

Вы только... больше не кричите.

Не бегайте и не скачите!

7-Й КОЗЛЕНОК:

Ну, ладно! Нам пора домой

К любимой мамочке родной!

5-Й КОЗЛЕНОК:

Тебя мы очень просим,

Ты приходи к нам в гости.

1-Й АВТОР:

Ну а Коза тем временем

К себе домой пришла,

Детишек не нашла.

Плачет Козочка на опушке

У своей опустевшей избушки...

(Коза поет песню из кинофильма «Мама».)

1-Й АВТОР:

Но вдруг слышит она: по дорожке

Бодро цокают милые ножки.

1-Й КОЗЛЕНОК:

Мама, мама, не плачь.

Мы вернулись домой!

2-Й КОЗЛЕНОК: Подружились мы с Волком!

3-Й КОЗЛЕНОК: Он хороший такой!

ВОЛК:

Ты, Коза, я прошу, извини дурака!

Сам не знал, что творил - бес попутал слегка.

Я, ты знаешь, решил, что тебе помогу:

Хочешь, травки нарву или дров нарублю?

И еще вот скажу - я тебя уважаю,

А козляток твоих так люблю, обожаю!

Да-а, нелегкое испытание -

Заниматься детей воспитанием!

2-Й АВТОР:

И с тех пор так живут на опушке

Волк, Коза и козлята в избушке.

(Волк и Коза прогуливаются на «опушке». За ними парами идут козлята. Все выстраиваются полукругом.)

1-Й АВТОР:

Да, непросто детей воспитать -

Надо сердце и душу отдать!

2-Й АВТОР:

И еще мы хотим сказать прямо:

ВСЕ УЧАСТНИКИ: Я люблю тебя очень, мама!!!





© 2010-2022