- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения для 2 класса на тему малые жанры в литературе
Урок литературного чтения для 2 класса на тему малые жанры в литературе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова С.В. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5
Урок литературного чтения с презентацией во 2 классе на тему: "Малые жанры в литературе?"или « Кто я в литературе?»
Урок подготовила:
Фёдорова Светлана Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ «Сятракасинская СОШ» 19.02. 2015г
Тема: «Малые жанры в литературе» или «Кто я в литературе?». Цель:Познакомить с рифмой в стихах.
Задачи:
1. Развивать поэтический вкус, образное мышление, творческое воображение.
2. Учить понимать смысл произведений; описывать прочитанное своими словами. 3. Познакомить учащихся с малыми жанрами в литературе; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения; умение находить главную мысль прочитанного; прививать интерес к чтению.
Оборудование. 1.Экран, ПК 2.Раздаточный материал по вариантам и по сложности на разноцветных листках: для индивидуальной и групповой работы, словарик, вырезанные цветы с разноцветными(жёлтый и чĕрный) сердцевинками для рефлексии.
3.На уроке можно использовать музыку П.Чайковского «Времена года». Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры; находить созвучные окончания в четверостишиях, а также слова, которые помогают рифмовать строки четверостиший.
Ход урока:
1.Организационный момент. Раздача дидактического материала.
1)Настрой на урок
Дети, вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
А хотите вы учиться?
Значит, можно всем садиться.
У: Посмотрите, что сегодня за окном? (солнышко, весна)
2) Вступительная беседа. Солнышко путешествует по свету. Его лучики достают всё.(Вывешивается на доске «солнышко»)
-А вы, ребята, любите путешествовать?
-На чём? Почему?
-Куда бы вы хотели совершить путешествие? Почему?
-Одному или вместе с классом хорошо путешествовать?
-Знаете ли вы, что можно путешествовать, не выходя из комнаты, даже из класса? Для этого надо только взять в руки книгу - и читать.
-Готовы вы к такому путешествию? Одному или вместе с классом будет интересно в путешествии?
-На чём будем путешествовать, узнаете, отгадав загадку.
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (поезд)
-Что возьмём с собой в дорогу? Уберите лишнее слово.(На карточке слова: память, диван, воображение, полученные ранее знания)
2. Постановка задач и целей урока.
Наш президент В.В.Путин объявил 2015год - Годом литературы.
-Что такое ЛИТЕРАТУРА? (Ответы детей) (Составляется кластер на доске разноцветными мелками или напечатанными словами с магнитиками.)
-Что вы делаете на уроке чтения? (читаем, рассматриваем книги и т.д.)
Ответы детей записываются в кластер: Рассказы,стихи,сказки,загадки, пословицы…..
- Какой у них объём? Сколько страниц они занимают? Много или мало?
-Они одинаково оформлены? Одинаково их печатают на страницах?
-Как их одним словом называют, кто знает?
Если дети не знают, то нужно сказать учителю.
- Эти произведения называют «малыми жанрами в литературе» . Что же означают слова литература и жанр? Что нам поможет в этом? Нам поможет в этом самая умная книга, которая называется «Толковый словарь». Показ «Толкового словаря». У вас на партах тоже ест словарики, посмотрите и прочитайте значение этих слов.(Чтение из словарика: литература, жанр.)
3.Постановка темы урока: «Малые жанры в литературе»
4.Основная часть урока.
1) Задание 1. У вас на партах листочки. Возьмите листок бумаги белого цвета. Прочитайте. К какому жанру относится это произведение, так и называется наша первая станция.
- Какой это жанр?(рассказ)
-Как называется станция? (Рассказовская)
Станция1. «Рассказовая» или «Рассказ»
1)Рассказ - как один из жанров литературы.
(Чтение рассказа детьми по вариантам в полголоса или по очереди вслух)
Рассказ В. А. Осеевой До первого дождя.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
Ответы на вопросы:
- Как называется текст?(До первого дождя)
-Кто написал его? (Валентина Осеева)
- Этот текст к какому жанру относится? (Рассказ)
-Как вы назовёте эту станцию?
А.Митта. Шар в окошке.
Коля заболел. Лежит он в постели. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа? Только небо. И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Постоял у стекла, стал дёргаться. Вверх - вниз! Что такое?
Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит он и представляет себе, как Миша верёвочку дёргает. А рядом Катя стоит и смеётся. И все ребята стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
1.Ответы на вопросы:
-Почему к Коле не приходят гости? (Шар в окошке)
-Что самое главное для Коли? (Хорошо, когда о тебе друзья помнят.)
-Ты помнишь о своих друзьях?
2.Дома нарисуй весёлые шарики и подари своим друзьям.
Рассказ об авторах по презентации.
Валентина Александровна Осеева (1902-1969)
Валентина Александровна - добрая и честная, смелая и благородная, любящая детей учительница, которая сочиняла сказки, стихи, рассказы для своих питомцев.
2) Жанр - сказки.
Задание 2.
-Посмотрите на экран и объясните откуда эти картинки? (Показ презентации с фрагментами сказок. Дети называют названия сказок))
-Что мы рассмотрели?
-Как называется станция?
-Кто автор сказок?
Станция 2. «Сказочная»
ФИЗМИНУТКА
3) Стихи - как жанр в литературе.
Можно дать прослушать чтение стихотворения с диска.
Задание 3. Теперь возьмите в руки бумагу жёлтого цвета. Читаем хором. - -
Что за станция впереди?
Станция 3. «Стихотворная»
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днём
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
-Это какое произведение? (Стихотворение)
-Как называют тех, кто пишет стихи? (Поэт)
-Как назовёте эту станцию? (Стихотворная)
Физминутка
Мы уже достаточно долго едем, пора и размяться. (с экрана)
На этой станции ждёт вас сюрприз. Тут вас поджидает герой Николая Носова. Вы его знаете? Поможем Незнайке попасть к своим друзьям?
-Поможем?
Все на экран!
Ознакомление с рифмой.
-Мы с вами проехали уже несколько станций. С чем познакомились? Какие жанры мы встретили на пути?
-Кто пишет рассказы?
-Как называют тех, кто пишет стихи?
-Кто сочиняет сказки?
И писатели, и поэты, и нород-сказочник все они являются кем? (АВТОРАМИ) (Составляется кластер)
-А кем вы являетесь в литературе? (ЧИТАТЕЛИ)
Пришло время проверить: какие вы читатели?
5.Работа в группах.
Задание 4. У вас на партах квадратики разного цвета: красные, синие, жёлтые, белые. У кого красные - к парте с большим красным квадратом, у кого синие - к синим квадратом, у кого жёлтые - к жёлтым, у кого белые - к парте с белым большим квадратом собираемся. Там вас ждут задания. Выполнив эти задания мы поможем Незнайке попасть к своим друзьям.
Групповая работа.
4) Станция 4. «Загадки» Отгадайте загадки.
-
Он пушистый, серебристый
Белый, белый
Чистый, чистый
Ватой наземь лёг.(Снег)
-
Кто, угадай - ка?
Седая хозяйка!
Тряхнёт перинки -
Над миром пушинки! (Зима)
-
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги -
И по большим снегам беги. (Лыжи)
-
Всё лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
5) Соберите пословицы.
Много снега - много хлеба.
Зимой мороз - летом жара.
Кто много читает - тот много знает.
Чтение - лучшее учение.
В гостях хорошо, а дома лучше.
-Что это за станция? Станция 5.«Пословицы»
6) Придумайте конец четверостиший наблюдая за рифмой.
-
Словно пёрышки жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький …..(снежок)
-
Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это - снежная….(метель)
-
Кружит снег она вдоль улиц
Словно перья белых куриц,
Зимушки - зимы подруга,
Северная гостья - ….(вьюга)
-
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ….(снежинка)
Проверка с экрана.
-Вы хорошие читатели!
-Вы можете стать авторами?
-Авторами чего вы можете стать? (стихов, рассказов)
Домашнее задание - для авторов. Попробуйте себя в роли автора. Постарайтесь сочинить стих или рассказ, сказку или загадку.
5.Подведение итогов урока.
-Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться. Но это сегодня. А завтра вас ждут новые путешествия, встречи, сюрпризы. Для этого нужно иметь только желание и у вас всё получится!
-Как хорошо, что есть книги -наши верные друзья!
-Кто же мы теперь в литературе? (читатели, авторы, поэты, писатели)
6.Рефлексия.
Чтобы сэкономить время, можно приклеить цветы, собрав их в вазу: если урок принёс новые знания и всё понял ученик - цветок приклеить с красной сердцевиной, если не понял - с чёрной сердцевиной.
На доске получится ваза с огромным красивым букетом - подарок за хорошую работу всем.
На доске получается кластер
Литература = чтение
Рассказ
Стихотворение
Пословицы и
поговорки
Сказки
Загадки
Писатель Малые жанры
Поэт
Народ
Автор
Кто Я?
Читатель
Автор