Конспект урока по развитию речи 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида Тема: «Деревья зимой»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по развитию речи 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида

Тема: «Деревья зимой»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний


Цели: развивать связную устную речь, на основе закрепления знаний о сезонных изменениях в природе. Задачи: Образовательные: - систематизировать знания учащихся по теме «Деревья», дать детям представление о многозначности слова «игла», через разгадывание загадок. Коррекционно-развивающие: -создать условия для развития речевых способностей учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитательные: - воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование: предметно-тематические картинки, пиктограммы, карточки-символы: деревьев по временам года лето-осень-зима-весна, цветочки, листочки жёлтые и зелёные, снежинки.

Ход урока:

I. Организационный момент: Прозвенел звонок, Начинается развития речи урок.

- Давайте для начала выполним разминку для языка: Упражнения: «Иголочка», «Часики», «Лошадка» по карточкам - символам. II. Актуализация знаний: а) Собирание пазлов «Деревья». («пазлы» на каждого обучающегося, разные по сложности собирания, сюжет один на всех) - Что у вас получилось? (деревья) - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (Ответы детей).

Подготовка:

Зарядка для язычка: ма-ма-ма наступила зима;

ок-ок-ок выпал белый снежок;

ул - ул - ул ветер сильный подул;

оз - оз - оз - пришёл трескучий мороз; ой-ой-ой очень холодно зимой; са-са-са в зимнем лесе чудеса; ат-ат-ат все деревья крепко спят; ло-ло-ло скоро будет тепло; ой-ой-ой деревья проснуться все весной. - Скажите, если на деревьях растут листья, какие это деревья? (Лиственные). - Лес, в котором растут лиственные деревья, называется….? (Лиственный лес). - А какие лиственные деревья вы знаете? (Ответы детей).
б) Д.игра: «Ласковые слова». (берёза-берёзка; ветка-веточка; рябина-рябинка; лист-дерево-лес- снег-ветер-тополь). - Но есть деревья, на которых листья не растут, а что растёт за место листьев? (Иголки). - А как по-другому называются иголки? (Хвоя). - Значит это, какие деревья? (Хвойные). Лес, в котором растут хвойные деревья, называется….? (Хвойный лес). - Назовите хвойные деревья. (Ответы детей).
Презентация (можно использовать картинки).

Многозначность слов: игла.
Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет А в иголках круглый год. (Ёлка)

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...(Ежик)
Стоял кактус на окошке, Он зловредный был немножко, - Весь в колючках, словно ёжик.

Его так боятся в больнице дети,

Он главнейший враг на свете.

Как увидят - убегают

Или в голос зарыдают. (Укол)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик… (Иголка)
- Что общего у этих предметов? (иголки) - Эти иголки одинаковые или разные? (Ответы детей)
-Разные, но называются одним словом. - А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются, одним словом. Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья (вывешивается правило «Слова-братья). - Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то это …? (Ответы детей: смешанный лес). - Чем между собой они отличаются? (на лиственных деревьях листья, а на хвойных хвоя). - Чем похожи лиственные и хвойные деревья между собой? (ствол, ветви, крона, корни, кора).
III. Сообщение темы урока: - Напомните, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о деревьях). Какая тема урока, мы сейчас с вами определим. Загадка:

-Дел у меня немало

- Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня ... (Зима).

-Тема нашего урока…? (Дети сами озвучивают тему «Деревья зимой»). - Давайте вспомним зимние месяца (декабрь, январь, февраль). - С какого месяца начинается зима, а заканчивается год? (Ответы детей). - Как выглядят деревья зимой? (Ответы детей: тихие, задумчивые, замерзшие, грустные, продрогшие; у елки иголки, как ледяные палочки). - Как называются деревья, которые зимой голые? (лиственные). - Зачем деревья сбрасывают листву на зиму? (чтобы не тратить запасы). -Давайте вспомним, как меняются лиственные деревья по временам года? (карточки-символы деревьев по временам года). - Меняют ли хвойные деревья свой наряд? -- Почему хвойные деревья не сбрасывают хвою? (Хвойные деревья растут и зимой - хвоя приспособлена к холодам. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год). - Что же происходит с деревьями зимой? (они спят, дремлют под снежным одеялом). - Что зимой помогает деревьям перенести лютые морозы? (снег). - Как помогают деревья животным и птицам перезимовать? (…) а) Д.упр-ие: «Найди место» расположить животных по местам. (Составление предложений с предлогами). Деревья - это наши друзья! Они дают нам…? (кислород, плоды, лекарство, тепло в дом…). Надо помнить об этом и любить природу. Нужно беречь каждое деревце.
б) Игра: «Весёлый счёт» с использованием зрительного ориентира 1-2-3-4-5 (елка-сосна-кедр-шишка).
в) Игра: «Скажи наоборот» - летом дни жаркие, а зимой-………… -летом день длинный, а зимой-………. -летом небо светлое, а зимой - ……….; -весной лёд на реке тонкий, а зимой-...; -одни сосульки длинные, а другие-…..; - снег мягкий, а лёд-……………………... -у дуба ствол тонкий, а у берёзы-….; -сосна высокая, а рябина-…………….; -у берёзы ствол светлый, а у клёна-..; -у клёна лист большой, а берёза -…..;
Физминутка: Самомассаж с шишками:


Раз, два, три, четыре, пять! (Загибают пальчики на обеих руках) Будем с шишкой мы играть! (Разгибают пальчики на обеих руках) Это шишка еловая! (Положить на правую ладошку) Это шишка сосновая! (Положить на левую ладошку) Будем шишки катать! (Прокатывание шишки между ладонями) Сильно, сильно сжимать (Сильно сжимаем шишку в правой руке) Это шишка еловая! (Положить на правую ладошку) Это шишка сосновая! (Положить на левую ладошку) Будем шишки катать! (Прокатывание шишки между ладонями) Сильно, сильно сжимать (Сильно сжимаем шишку в левой руке)

Рассказ-сравнение хвойных и лиственных деревьев по картинкам (по загадкам). Итог. Оценка. - В какие игры мы играли? - Как называются слова, которые одинаково звучат, а значение разное? (Слова-братья) - Что интересного было на уроке? - Что было сложным? - Если занятие понравилось, повести на лиственное дерево листочек, а если не понравилось, повести на хвойное дерево шишку.


© 2010-2022