- Преподавателю
- Начальные классы
- К. Паустовский «Заботливый цветок»
К. Паустовский «Заботливый цветок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тараканова В.И. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок чтения и развития речи в 4 классе в рамках преемственности обучения начального и среднего звена обучения.
Пояснительная записка
У детей с недостатками интеллектуального развития нарушена познавательная деятельность. Основной стержень нарушения - это мышление, которое накладывает свой отпечаток на развитие памяти, речи. Мышление отличается конкретностью, слабостью обобщения, у детей недостаточно развита способность синтезировать отдельные факты полученной информации. Интеграция - процесс, в ходе которого разобщённые знания объединяются в систему, обладающую свойством целостности. Соединение разобщённых знаний в единое целое для детей с проблемами интеллектуального развития крайне необходимо, если учесть познавательный потенциал учащихся /неумение анализировать, обобщать/. Интегрированный урок проводится в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках преемственности начального и среднего звена обучения. Интеграция предметов - чтение и развитие речи, природоведение, физвоспитание.
Урок сконструирован тремя учителями: русского языка, биологии, физкультуры.
Проведение интегрированного урока позволяет охватить достаточно большой информационной пласт, реализовать поставленные цели и задачи, использовать разнообразные форма и методы организации работы на уроке, включить учащихся в активную деятельность на уроке, проявить эмоциональную и речевую активность.
Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений являются необходимым условием для успешной адаптации обучающихся в среднем звене обучения. Этот вопрос очень актуален для коррекционной школы. Данный урок выполняет ряд функций:
-
Развивающая функция - формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
-
Воспитывающая функция - отражение экологической направленности.
-
Конструктивная функция - совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Тема: К. Паустовский «Заботливый цветок».
Образовательные задачи урока: - формировать новые знания о растении - кипрее; навыки грамотного чтения, - развивать умение выделять главную мысль, умение кратко пересказывать.
Коррекционные цели: - коррекция внимания (переключение и увеличение объема внимания); коррекция и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнения и обогащение пассивного и активного словарного запаса); воспитание бережного отношения к миру живой природы через осознание пользы растений; - охрана здоровья (коррекция осанки, выработки правильного дыхания, снижение утомляемости).
Тип урока: формирования новых знаний. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы: иллюстрации. Практические методы: чтение, выборочный пересказ, выполнение рисунков по штриховке. Технология проведения: интегрированный.
Оборудование: портрет писателя, опорные слова, учебник, иллюстрации, рисунки с изображением кипрея.
Ход урока
1. Организация урока. Активизация внимания.
Учитель чтения:
- Прочитайте тему урока, скажите, о чём будет рассказ?
- Разве может быть заботливым цветок? (свободное говорение).
Учитель природоведения:
- А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскать горло? А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?
Учитель чтения:
Вывод 1: да, цветок тоже может быть заботливым.
II. Постановка задачи урока:
- Давайте знакомиться с рассказом Паустовского. Узнаем, о каком цветке идёт речь и почему его называют заботливым.
III. Чтение рассказа учителем.
Учитель физкультуры: Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
IV. Проверка первичного восприятия.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Назовите героев рассказа. Что вы о них узнали?
V. Коррекция восприятия текста с точки зрения природоведения.
Учитель природоведения:
кипрей
- Как выглядит кипрей? Прочитайте его описание.
(вывешивается рисунок)
иван-чай
- Как в народе называют кипрей? Почему?
пожарищах, порубках
- Где растёт кипрей?
Учитель физкультуры: Физминутка.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 - повернуть туловище направо,
2 - повернуть туловище налево.
Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний;
2) определение главной мысли рассказа:
Учитель чтения:
помощником
- Михаил Михайлович называет его
Почему? Чем он помогает лесникам?
(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки). С. 232, 5-ый абзац.
сторож
защитник
нянька
- Ещё Михаил Михайлович называет его
Почему? Докажите текстом.
- Знаете, ребята, мне больше всего нравится то, что Михаил Михайлович называет его
самоотверженным цветком
Как вы думаете, почему?
(в сильные морозы у него отмерзает верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой).
VI. Выводы: - О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?
- Почему рассказ называется «Заботливый цветок»?
VII. Тренировка в чтении: ручейком, эстафетой. Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения «День-ночь» На слово «ночь» - крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» - открыть глаза на 5 сек. Повторить 5-8 раз.
VIII. Дома: рассказать о цветке кому-нибудь из членов семьи, нарисовать цветок.IX. Рефлексия: - Что понравилось на уроке? - Когда было трудно?