К. Паустовский «Заботливый цветок»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения и развития речи в 4 классе в рамках преемственности обучения начального и среднего звена обучения.

Пояснительная записка

У детей с недостатками интеллектуального развития нарушена познавательная деятельность. Основной стержень нарушения - это мышление, которое накладывает свой отпечаток на развитие памяти, речи. Мышление отличается конкретностью, слабостью обобщения, у детей недостаточно развита способность синтезировать отдельные факты полученной информации. Интеграция - процесс, в ходе которого разобщённые знания объединяются в систему, обладающую свойством целостности. Соединение разобщённых знаний в единое целое для детей с проблемами интеллектуального развития крайне необходимо, если учесть познавательный потенциал учащихся /неумение анализировать, обобщать/. Интегрированный урок проводится в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках преемственности начального и среднего звена обучения. Интеграция предметов - чтение и развитие речи, природоведение, физвоспитание.

Урок сконструирован тремя учителями: русского языка, биологии, физкультуры.

Проведение интегрированного урока позволяет охватить достаточно большой информационной пласт, реализовать поставленные цели и задачи, использовать разнообразные форма и методы организации работы на уроке, включить учащихся в активную деятельность на уроке, проявить эмоциональную и речевую активность.

Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений являются необходимым условием для успешной адаптации обучающихся в среднем звене обучения. Этот вопрос очень актуален для коррекционной школы. Данный урок выполняет ряд функций:

  1. Развивающая функция - формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

  2. Воспитывающая функция - отражение экологической направленности.

  3. Конструктивная функция - совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.



Тема: К. Паустовский «Заботливый цветок».

Образовательные задачи урока: - формировать новые знания о растении - кипрее; навыки грамотного чтения, - развивать умение выделять главную мысль, умение кратко пересказывать.

Коррекционные цели: - коррекция внимания (переключение и увеличение объема внимания); коррекция и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнения и обогащение пассивного и активного словарного запаса); воспитание бережного отношения к миру живой природы через осознание пользы растений; - охрана здоровья (коррекция осанки, выработки правильного дыхания, снижение утомляемости).

Тип урока: формирования новых знаний. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы: иллюстрации. Практические методы: чтение, выборочный пересказ, выполнение рисунков по штриховке. Технология проведения: интегрированный.

Оборудование: портрет писателя, опорные слова, учебник, иллюстрации, рисунки с изображением кипрея.

Ход урока

1. Организация урока. Активизация внимания.

Учитель чтения:

- Прочитайте тему урока, скажите, о чём будет рассказ?

- Разве может быть заботливым цветок? (свободное говорение).

Учитель природоведения:

- А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскать горло? А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?

Учитель чтения:

Вывод 1: да, цветок тоже может быть заботливым.

II. Постановка задачи урока:

- Давайте знакомиться с рассказом Паустовского. Узнаем, о каком цветке идёт речь и почему его называют заботливым.

III. Чтение рассказа учителем.

Учитель физкультуры: Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

IV. Проверка первичного восприятия.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Назовите героев рассказа. Что вы о них узнали?

V. Коррекция восприятия текста с точки зрения природоведения.

Учитель природоведения:

кипрей

- Как выглядит кипрей? Прочитайте его описание.

(вывешивается рисунок)

иван-чай

- Как в народе называют кипрей? Почему?

пожарищах, порубках

- Где растёт кипрей?

Учитель физкультуры: Физминутка.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - повернуть туловище направо,

2 - повернуть туловище налево.

Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний;

2) определение главной мысли рассказа:

Учитель чтения:

помощником

- Михаил Михайлович называет его

Почему? Чем он помогает лесникам?

(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки). С. 232, 5-ый абзац.

сторож

защитник

нянька

- Ещё Михаил Михайлович называет его

Почему? Докажите текстом.

- Знаете, ребята, мне больше всего нравится то, что Михаил Михайлович называет его

самоотверженным цветком

Как вы думаете, почему?

(в сильные морозы у него отмерзает верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой).

VI. Выводы: - О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?

- Почему рассказ называется «Заботливый цветок»?

VII. Тренировка в чтении: ручейком, эстафетой. Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения «День-ночь» На слово «ночь» - крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» - открыть глаза на 5 сек. Повторить 5-8 раз.

VIII. Дома: рассказать о цветке кому-нибудь из членов семьи, нарисовать цветок.IX. Рефлексия: - Что понравилось на уроке? - Когда было трудно?



© 2010-2022