Конспект урока литературное чтение Тема Л. Н. Толстой Акула

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула» . Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения. 2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление. 3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким. Оборудование: Учебник «Литературное чтение.. 3 класс 2 часть» Портрет Л.Н.Толстого. Рисунок акулы, рисунки для картинного плана.

I. Организация начала урока У: Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.

II. Подготовка к первичному восприятию У: С каким писателем мы работали на прошлом уроке? Д: Л.Н.Толстой. У: Что интересного о его жизни вы запомнили? Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. (У. вешает портрет писателя) У: А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку: В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу. Знают все прекрасно - С ней играть опасно: Зубы острые как нож, Лучше ты ее не трожь! Д: Акула. У: Верно. (Учитель вешает рисунок акулы) А что интересного вы знаете об этой рыбе? (Один из заранее подготовленных учеников рассказывает сообщение про акулу) Словарная работа У: Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение? Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара. Артиллерист - военнослужащий артиллерии - огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова) Ропот - недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

III. Первичное восприятие Чтение текста учителем. У: Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ, вы внимательно его послушаете.

IV. Проверка первичного восприятия У: Понравился ли вам рассказ? Что особенно запомнилось?

V. Повторное чтение У: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий. Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?

VI. Анализ произведения Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. Откроем учебник на стр.152 (Чтение первой части) У: Где стоял корабль? Д: Корабль стоял у берегов Африки. У: Как Толстой описывает погоду в этот день? Д: День был прекрасный… У: С чем автор сравнивает погоду? Как бы вы озаглавили эту первую часть? Д: «Корабль у берегов Африки». (Чтение второй части) У: Где матросы устроили купальню? Д: Матросы, в парусе устроили купальню. У: Как бы мы озаглавили эту часть? Д: «Купание в парусе». (Чтение третьей части) У: Кто же был с матросами на корабле? Д: Два мальчика. У: Почему дети решили сплавать в открытое море? Д: Им тесно было в парусе У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста) У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? Д: Это означит не сдаваться, постараться победить. У: Что выражает лицо артиллериста? Д: Радость. Он гордился сыном. У: Как мы озаглавим эту часть? Д: «Плавание наперегонки в открытом море» (Чтение четвертой части) У: С какого слова автор начинает эту часть? Почему? Д: Автор начинает часть со слова «Вдруг…». У: Что увидели матросы с палубы? Д: Матросы увидели акулу. У: Какими словами автор называет акулу? Почему? Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница. У: Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда. А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику. (Дети читают эпизод текста) У: Как отреагировали дети на его слова? Д: Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче. У: С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань. У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах? Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. У: Как матросы решили помочь мальчикам? Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам. У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы? Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро. У: Как мы будем читать? Д: Быстро и с чувством волнения. У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? Д: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти. У: Как озаглавим эту часть? Д: «Появление морского чудовища». (Чтение пятой части). У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик? У: ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята… У: Как озаглавим эту часть? Д: «Пронзительный визг». (Чтение шестой части). У: Как подействовал визг мальчика на отца? Д: «Сорвался», «побежал». У: Как он все делал? Д: Он делал все быстро. У: Какое решение принимает артиллерист? У: Какой будет темп чтения? Какое чувство? Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца) У: Как действует команда? Почему все замерли от страха? У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся? Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына. У: На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите. Что художник на ней изобразил? У: Как бы мы озаглавили эту часть? Д: «Выстрел». (Чтение рассказа до конца.) У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал? Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море. У: Какое он сейчас он испытывает чувство? Д: Чувство счастья, успокоения. У: Что его успокоило? У: Как бы мы озаглавили эту часть? Д: « Мальчики на корабле». У: Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?

VII. Обобщение У: Ребята, кто главный герой этого рассказа? Д: Главный герой - это старый артиллерист. У: Что можно сказать об этом человеке, какой он? Д: Он сильный, храбрый, мужественный. У: Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести? У: Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести. У: Ради чего написан рассказ? Д: Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

VIII. Творческая работа У: У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему? Помогите мне расположить их по порядку. Давайте озаглавим их в соответствии с рассказом. У: Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план.

IX. Домашнее задание У: Дома подготовить пересказ рассказа Л.Н.Толстого. Можно пользоваться готовым планам на стр. 156. Урок окончен.

© 2010-2022