- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок МДО Социальная роль
Урок МДО Социальная роль
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузеванова Е.А. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МАОУ СОШ №44 г. Екатеринбург
Учителя: Ефимова Ю.В., Кузеванова Е.А.
Технологическая карта урока по программе МДО «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение»
Дедуктивное исследование.
Программа: Курс междисциплинарного обучения для детей младшего школьного возраста (программа «Одаренный ребенок» Н. Б. Шумаковой)
Тема курса: Изменение.
Класс: 3
Раздел 6: Изменение видения мира.
Тема занятия: Введение понятия «социальная роль».
Цели: 1. Ввести понятие «социальная роль» 2. Развитие способности к рассмотрению вопроса с разных точек зрения.
Обобщение: Точка зрения может изменить видение мира.
Материал: рассказ «Дорога в школу»
Комментарии к уроку: Данную презентацию можно использовать для демонстрации учащимся на занятии. Конспект занятия см. в пособии «Одаренный ребенок: особенности обучения» пособие для учителя, под ред. Н.Б. Шумаковой - М.: Просвещение, 2006. Занятие №2 (стр.157
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность детей
1.Мотивация
Для создания мотивации к исследованию можно предложить детям послушать рассказ «Дорога в школу»
Учитель читает рассказ «Дорога в школу».
Маша спешила в школу. Она так боялась опоздать, что не обратила внимание на то, что за ночь все лужи замёрзли, а деревья покрылись инеем. По привычке Маша набросила лёгкий плащик и выскочила на улицу. На улице она столкнулась со своим участковым врачом: «Маша, да разве можно в такую погоду идти в лёгком плащике. Ты же заболеешь!» - воскликнула она. «Ничего», - буркнула на ходу Маша и побежала дальше. Потом ей повстречался учитель физкультуры: «Молодец, Маша», - сказал он, - «закаляться надо с детства, тогда никогда не будешь болеть». Девочка приободрилась и, дрожа от холода, вбежала в школу. Тут её увидел повар и, смеясь, сказал: «Эх, Маша, надо больше есть каши, тогда и мороз не будет страшен». «Ну и день сегодня», - подумала Маша, - «совсем меня запутали эти взрослые, не знаешь кого и слушать».
- Почему все по- разному отнеслись к одной и той же ситуации, по разному восприняли это?
- Почему люди смотрели на одну и ту же ситуацию как будто через разные очки?
Ввести понятие «РОЛЬ», как позицию, которую человек занимает в обществе. С ролью связана ФУНКЦИЯ, которую человек выполняет в обществе. Его ИНТЕРЕСЫ, а также та степень ответственности, которую он несёт перед обществом.
Функция
Интересы
Социальная роль
Доля ответственности
Обсудить какую функцию в обществе выполняет Врач. Учитель. За что несёт ответственность, в чём заинтересован и т.п.
- За что несёт ответственность врач, учитель?
- В чём заинтересован врач, учитель?
Обратить внимание детей на то, что каждый человек в своей жизни выполняет несколько ролей (например: Дома их мама выполняет роль мамы и жены, а на работе - другую).
- Если положение человека в пространстве можно считать внешней позицией, то его роль - внутренней ( так как она неотделима от самого человека) .
- Итог: Что вы можете теперь сказать о том, почему все по-разному отнеслись к одной и той же ситуации, по-разному восприняли это?
Гипотеза:
Взгляд на вещи, различные поступки и ситуации может зависеть от социальной роли. Другими словами, от внутренней позиции может изменяться то, как мы воспринимаем окружающую нас действительность.
- Потому что врач отвечает за здоровье людей, ему важно, чтобы люди следили за своим здоровьем. Учителю физкультуры важно, чтобы дети занимались спортом, укрепляли здоровье. А повару важно, чтобы дети хорошо питались.
- Потому что каждый отвечает за своё дело, несёт определённую ответственность.
Дети высказывают свои предположения.
Записывают в словарь исследователя новое понятие -
«социальная роль»
- Потому что люди выполняют разные социальные роли и от этого зависит их восприятие ситуации.
2. Проведение ролевого диалога
Предложить детям продолжить доказательство выдвинутой идеи.
- Если Ваше предположение верно, то вы сможете это доказать с помощью ролевого диалога. Т.е. изучения и обсуждения вопроса с точки зрения разных социальных ролей. Хотите попробовать?
Детям предлагается войти в социальную роль и разыграть ролевой диалог перед всем классом .
Задания для групп
1 группа Проблема: Нужно ли увеличивать производство автомашин? Рассмотреть проблему с точки зрения конструктора автомашин, врача, директора автозавода, мамы и ученика.
2 группа Проблема: Нужно ли ребёнку пользоваться компьютером? Рассмотреть проблему с точки зрения врача, учителя, ученика, мамы и программиста.
3 группа Проблема: Нужно ли увеличивать строительство высотных домов? Рассмотреть проблему с точки зрения горожанина, мэра города, архитектора, врача и строителя.
4 группа Проблема: нужно ли увеличивать производство одноразовой пластиковой посуды? Рассмотреть проблему с точки зрения врача, эколога, директора завода, ученика и мамы.
5 группа Проблема: нужно ли в наше время читать книги? Рассмотреть проблему с точки зрения писателя, директора типографии, учителя, ученика и мамы.
У каждого выступающего есть план ответа: Я, как … (мама, учитель врач), считаю, что … потому, что я , как …, должен…, заинтересован в … и несу ответственность за …
3. Обсуждение
Обсудить результаты работы каждой группы. После разыгрывания диалога учитель задаёт группам одни и те же вопросы.
- Удалось ли Вам войти в роль? Менялось ли суждение о проблеме, восприятие ситуации, когда менялась роль?
Сделать заключение: что всякий раз, когда происходило изменение роли ( внутренней позиции, точки зрения), менялось и суждение о проблеме, восприятие ситуации.
! Во время выступления группы, ОСТАЛЬНЫЕ сигнальными карточками, показывают, с чьим мнением они согласны или нет.
Дети у доски представляют свои работы
4. Подведение итогов
Сделать заключение о доказанности выдвинутой на уроке гипотезы. Связать новое обобщение со сделанным на предыдущем занятии и записать его.
От точки зрения (внешней и внутренней позиции) может изменяться видение окружающего мира
( ситуации) или
Видение мира (ситуации) может изменяться в зависимости от точки зрения внешней и внутренней позиции.